double arrow

Этапы налогового планирования

Таблица 1 - Необходимость налогового планирования

НБ/ВНП Уровень налогового планирования Необходимость НП
0- 15 % четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот профессиональный бухгалтер довольствуется разовыми консультациями внешнего налогового консультанта минимальна, разовые мероприятия
20 - 40 % Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании необходимо, регулярные мероприятия
45 - 60 % важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами жизненно необходимо, ежедневные мероприятия
>60 % Смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции  

Практика налогового планирования для различных сделок предусматривает разработку без- или низконалоговых схем. При этом каждую из таких схем можно считать полностью закон­ченной, когда она является логическим продолжением бизнеса и совершенно не выделяется из деятельности коммерческого предприятия как «схема».Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета в стране. Если удельный вес налогов не пре­вышает 15 % общего чистого дохода предприятия, то потребность в налоговом пла­нировании минимальна.

В такой ситуации за состоянием налоговых платежей впол­не может следить главный бухгалтер или его заместитель.

При уровне налогового гнета в пределах 20-35 % в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консуль­тантов по налоговому планированию.

Если налоги забирают 40-50 % и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы. Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедрять­ся без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов.

Принципы налогового планирования.

Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:

1) Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо - что в меру". Что - то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие - применение налоговых санкций со стороны государства;

2) Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения. Как писал римский историк и писатель I века н. э. Светоний: "Тех, кто домогается малых выгод ценою больших опасностей, можно сравнить с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок; оторвись крючок, - и никакой улов не возместит потери";

3) Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;

4) Юридическая чистота. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства. Следует уделять пристальное внимание документальному оформлению операций, т. к. небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.

5)Временность. Налоговое законодательство самое подвижное из всех отраслей права. Его обещает изменить любой политик в любой стране идущий на выборы. Иногда они реализуют обещания. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.

6)Разделяй оборот, имущество, персонал и т.д. Если все Ваши разнообразные действия будут проводить одно лицо (физическое или юридическое), то возможностей по применению большинства способов снижения налогов становится значительно меньше. Разделение различных действий приводит к снижению налогов потому, что Вы имеете возможность для каждого действия создать структуру, которая наиболее эффективно снижает налоги.

Имеется в виду, что для недвижимости, других основных средств, оборота, персонала нужно использовать различные структуры, каждая из которых снижает наиболее значимый налог. Использование этого принципа позволяет не только снижать налоги, но зачастую и увеличить надежность бизнеса.

Различные виды бизнеса также лучше развести в разные структуры, что позволит менять между ними взаимодействие при смене законодательства

7) Индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по результатам общей деятельности, по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Самый надежный способ оптимизировать налоги - это оптимизировать всю деятельность предприятия таким образом, чтобы она осуществлялась наиболее эффективным способом. Законная оптимизация заключается в уменьшении размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. В эту категорию входят способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов, а в ряде случаев - и санкций.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ методы минимизации:

общим методам можно отнести:

а) принятие учетной политики предприятия с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей [выбор метода определения дохода (кассовый, начислений, процента выполнения и т. д.), учет амортизационных вычетов и т. д.]

б) оптимизацию через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.);

в) использование различных льгот и налоговых освобождений.

- Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, однако также могут применяться на всех предприятиях. К специальным методам относятся следующие:

а) метод замены отношений,

б) метод разделения отклонений,

в) метод отсрочки налогового платежа,

г) метод прямого сокращения объекта налогообложения.

- Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Предприниматель вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

- Метод разделения отклонений БАЗИРУЕТСЯ НА МЕТОДЕ ЗАМЕНЫ. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод разделения отклонений применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, приемлемо близкого цели первоначальной операции.

- Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части с текущего на последующий, что позволяет существенно экономить оборотные средства.

- Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого налогами имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Ни для кого не секрет, что сэкономленные деньги - это все равно что деньги заработанные. Поэтому и относиться к процессу оптимизации налоговой политики, позволяющему сэкономить на налоговых платежах реальные средства, необходимо с той же серьезностью, как и к любой иной коммерческой деятельности. В настоящее время профессионализм - это единственный способ выживания и развития серьезного бизнеса. Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. При резком изменении или значительном и постоянном несоответствии указанным параметрам существует риск подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для ФЛ). Налоговое планирование для предприятий – составная часть стратегического финансового планирования в предпринимательской деятельности и бизнес – планах. Одна из его главных целей – минимизация налоговых платежей, путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов (рис. 6.2), которые не следует рассматривать как четкую и однознач­ную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налого­вых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.

       
 
 
   


Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых за­конодателем налоговых льгот (например, для малых предприятий, осуществляю­щих деятельность в сфере материального производства).

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места распо­ложения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочер­них компаний и руководящих органов.

Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таб­лица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа со­ставляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап - образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставле­ния полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленны­ми штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных фи­нансовых результатов4 осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, -это организация бухгалтерского учета; выбранная форма, мето­дология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (рис. 2), где «С» - различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

Как уже отмечалось, текущее налоговое планирование в первую очередь пре­дусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законода­тельных актов в области налогообложения определяется спектр основных нало­гов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляет­ся налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей:

• источник платежа (статья расходов);

• бухгалтерская проводка;

• налогооблагаемая база;

• ставка налога;

• сроки уплаты;

• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

• льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности. С учетом результатов этого анализа состав­ляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

Рис. 2. Общая схема налогового планирования на коммерческих предприятиях

Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ фор­мируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей пред­принимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налого­вых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

1) организация надежного налогового учета;

2) контроль за правильностью расчетов налогов;

3) минимизация налогов в рамках действующего законодательства.

Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов карают­ся огромными финансовыми санкциями, происходят в основной из-за недостаточ­но грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб пред­приятия. По некоторым оценкам, 75 % ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и только оставшаяся часть - результат несовер­шенства российского законодательства.

При этом налоговое планирование в любом хозяйствую­щем субъекте базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей:

• использование льгот по уплате налогов;

• разработка учетной политики;

• контроль за сроками уплаты налогов.

Определение и грамотное применение элементов учетной политики - одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и суще­ственно влияет на финансовые результаты работы предприятия. Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета.

Контроль за сроками уплаты налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, то его надо менять, а налоги следу­ет платить заранее. Использовать пятый принцип налогового планирования можно только в том случае, если банк надежный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: