Тема 5. 1. Социальная ответственность в менеджменте

1. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации.

2. Взаимосвязь сфер социальной ответственности.

3. Аргументы в защиту и против социальной ответственности.

4. Социальная эффективность и социальный контроль.

1.

Бизнес никогда не развивается в вакууме, поэтому всегда существует проблема взаимодействия бизнеса и общества.

В связи с переходом к рыночной экономике, многие руководители в основу своей деятельности закладывают экономические показатели, а проблемы социальной ответственности не рассматриваются ими в числе основных.

Социальная ответственность организации – это ее добровольное обязательство приносить пользу обществу, через использование прибыли для решения социальных проблем.

Социальная ответственность тема достаточно спорная, поэтому существует несколько подходов к объяснению этого явления:

1. Управление организации должно быть направлено на максимизацию своих доходов, а, добиваясь высоких результатов своей деятельности: организация создает дополнительные рабочие места; производит необходимые обществу товары и услуги; имеет возможности снижать ценовые показатели на них. В этом и есть смысл социальной ответственности.

2. Менеджеры и организации должны быть ответственны за определенные группы людей, которые связаны с целыми и интересами компании, т.е. перед акционерами, сотрудниками, потребителями.

3. Организации и их руководство должны служить общим интересам общества, т.к. невозможно на уровне всего общества спрогнозировать и решить все проблемы. Поэтому проблемы общества это и проблемы отдельных организаций.

2.

Общая социальная ответственность включает в себя:

- экономическую ответственность (уровень оплаты труда, отчисление налогов, поступление денежных средств в различные фонды)

- правовая ответственность

Обязательная юридическая ответственность, но в любом государстве существует лазейка для нарушения законов.

Социальная ответственность в данной сфере предполагает добровольное подчинение и соблюдение законов.

- этическая ответственность

Отражает понятие организации о правильном поведении, что значительно шире, чем правовая ответственность (производство и продажа алкоголя и сигарет).

Данные направления нельзя рассматривать изолированно, необходимо учитывать в комплексе аргументы в защиту и против социальной ответственности.

3.

Аргументы в пользу социальности:

+ Социальная ответственность создает в долгосрочной перспективе благоприятные для бизнеса условия.

+ Изменение потребностей и ожиданий со стороны общества, т.е. считается, что фирмы имеющие средства обязаны оказывать помощь людям.

+ Наличие ресурсов, для оказания помощи в решении социальных проблем.

+ Моральное обязательство перед обществом – вести себя социально ответственно.

Аргументы против социальной ответственности:

- Нарушение признака максимальной прибыли.

- Расходы на социальную вовлечетность включается в издержки и в цену товаров (услуг).

- Недостаточный уровень отчетности по социальным вложениям и программам.

- Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

4.

Подход к оценке социальных действий включает 5 этапов:

1. Любые социальные действия должны быть своевременными. Поэтому организация должна планировать ежегодно эту деятельность.

2. Необходимо сопоставить свои программы психологии и действия с другими организациями, для того чтобы определить приоритетные наибольшие направления и возможность совместных программ и действий.

3. Постоянное информирование всех заинтересованных лиц, посредством отчетов о выполнении социальных программ. Это даст возможность контроля для целесообразного расходования денежных средств. И будет способствовать формированию имиджа организации.

4. Экспериментирование с различными программами.

5. Оценка эффективности инвестиций. Для оценки эффективности необходимо использовать 2 группы показателей:

- экономический результат.

- социальный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: