1. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации.
2. Взаимосвязь сфер социальной ответственности.
3. Аргументы в защиту и против социальной ответственности.
4. Социальная эффективность и социальный контроль.
1.
Бизнес никогда не развивается в вакууме, поэтому всегда существует проблема взаимодействия бизнеса и общества.
В связи с переходом к рыночной экономике, многие руководители в основу своей деятельности закладывают экономические показатели, а проблемы социальной ответственности не рассматриваются ими в числе основных.
Социальная ответственность организации – это ее добровольное обязательство приносить пользу обществу, через использование прибыли для решения социальных проблем.
Социальная ответственность тема достаточно спорная, поэтому существует несколько подходов к объяснению этого явления:
1. Управление организации должно быть направлено на максимизацию своих доходов, а, добиваясь высоких результатов своей деятельности: организация создает дополнительные рабочие места; производит необходимые обществу товары и услуги; имеет возможности снижать ценовые показатели на них. В этом и есть смысл социальной ответственности.
2. Менеджеры и организации должны быть ответственны за определенные группы людей, которые связаны с целыми и интересами компании, т.е. перед акционерами, сотрудниками, потребителями.
3. Организации и их руководство должны служить общим интересам общества, т.к. невозможно на уровне всего общества спрогнозировать и решить все проблемы. Поэтому проблемы общества это и проблемы отдельных организаций.
2.
Общая социальная ответственность включает в себя:
- экономическую ответственность (уровень оплаты труда, отчисление налогов, поступление денежных средств в различные фонды)
- правовая ответственность
Обязательная юридическая ответственность, но в любом государстве существует лазейка для нарушения законов.
Социальная ответственность в данной сфере предполагает добровольное подчинение и соблюдение законов.
- этическая ответственность
Отражает понятие организации о правильном поведении, что значительно шире, чем правовая ответственность (производство и продажа алкоголя и сигарет).
Данные направления нельзя рассматривать изолированно, необходимо учитывать в комплексе аргументы в защиту и против социальной ответственности.
3.
Аргументы в пользу социальности:
+ Социальная ответственность создает в долгосрочной перспективе благоприятные для бизнеса условия.
+ Изменение потребностей и ожиданий со стороны общества, т.е. считается, что фирмы имеющие средства обязаны оказывать помощь людям.
+ Наличие ресурсов, для оказания помощи в решении социальных проблем.
+ Моральное обязательство перед обществом – вести себя социально ответственно.
Аргументы против социальной ответственности:
- Нарушение признака максимальной прибыли.
- Расходы на социальную вовлечетность включается в издержки и в цену товаров (услуг).
- Недостаточный уровень отчетности по социальным вложениям и программам.
- Недостаток умения разрешать социальные проблемы.
4.
Подход к оценке социальных действий включает 5 этапов:
1. Любые социальные действия должны быть своевременными. Поэтому организация должна планировать ежегодно эту деятельность.
2. Необходимо сопоставить свои программы психологии и действия с другими организациями, для того чтобы определить приоритетные наибольшие направления и возможность совместных программ и действий.
3. Постоянное информирование всех заинтересованных лиц, посредством отчетов о выполнении социальных программ. Это даст возможность контроля для целесообразного расходования денежных средств. И будет способствовать формированию имиджа организации.
4. Экспериментирование с различными программами.
5. Оценка эффективности инвестиций. Для оценки эффективности необходимо использовать 2 группы показателей:
- экономический результат.
- социальный эффект.