Тема 5.2. Развитие корпоративной культуры и этики в менеджменте

1. Организационная культура, ее основные признаки.

2. Функции организационной культуры.

3. Элементы организационной культуры.

4. Виды организационной культуры.

5. Управление организационной культуры.

1.

Корпоративная культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей общей для всех сотрудников данной организации.

Корпоративная культура – это свод всех писаных и неписаных правил, которые определяют действия и поведения сотрудников.

Корпоративная культура – это образ жизни и деятельности группы лиц, которые осознанно или неосознанно воспринимается или, передается из поколения.

Значение культуры возрастает т.к. ее корни лежат глубоко в сознании людей.

Корпоративная культура отражает опыт прошлых поколений, решений; является главным фактором конкурентоспособности.

Корпоративная культура системна, т.к. она охватывает все стороны жизни организации. И поэтому наряду с формальными мероприятиями управления непосредственно или опосредованно влияет на поведение людей.

Корпоративная культура имеет несколько уровней:

а) Поверхностный – правила поведения и вещественные атрибуты (эмблема, дизайн, униформа, деловое общение, лозунги).

б) Промежуточный – укоренившиеся ценности и верования.

в) Глубинный

Корпоративная культура обычно состоит из самостоятельных частей – субкультур, которые характеризуют для отдельных социальных групп.

Субкультуры могут дополнить характерную культуру, но могут и противоречить ей.

Культура обычно вырабатывается в процессе взаимодействия людей, под влиянием социального и делового окружения.

2.

1. Регулирующая функция

Поддержание необходимого социально-психологического климата (СПК), правил и норм поведения; контактов с внешним миром.

Организационная культура – направляет действия участников в требуемом направлении.

2. Воспитательная функция

3. Адаптивная функция

Корпоративная культура помогает людям приспособиться к организации, друг к другу, к внешней среде через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.

4. Мотивационная функция

Создает необходимые стимулы для действия сотрудников.

5. Интегрирующая функция

Объединение людей. Формирование у них чувств гордости за принадлежность к организации.

6. Охранная функция

Создание барьеров, запретов от нежелательных внешних воздействий.

3.

К объективным элементам корпоративной культуры относятся:

1) Организационные ценности: экономические, политические, социальные и другие – это эмоционально привлекательно для людей свойства тех или иных процессов или явлений. Что позволяет им служить образцами, ориентирами поведения.

а) ценность как общественные идеалы (справедливость)

б) объективные ценности (четность, качество работы)

в) личностные ценности.

Ценности формируются в результате осознания людьми своих потребностей и соотношения их с окружающим миром.

Изменения в ценностях на ряду с изменением в технике, технологии лежат в основе всех организационных изменений.

2) Философия – система ключевых ценностей, который отражает основные главные приоритетные направления в деятельности организации.

Стиль руководства, система мотивации, правила поведения персонала, разрешение конфликтов.

3) Обряд – стандартное, повторяющееся мероприятия которые проводятся по определенному поводу в определенное время.

4) Ритуал – совокупность мероприятий, обрядов, оказывающих психологическое влияние на членов организации.

5) Легенды и мифы – образно словесное отражение истории организации, унаследованных ценностей, портретов известных в организации людей.

6) Обычаи – формы социальной регуляции деятельности и отношении людей, передающиеся в организации из поколения в поколения без каких-либо изменений.

7) Нормы – т.е. социальные стандарты принятые в данной организации, конкретные образцы и стиль поведения в отношении друг с другом, с внешним окружением.

8) Лозунги – призывы, в краткой форме, отражающие задачи организации (миссия фирмы).

9) Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями их сознанием и имеющие огромное влияние на повседневно поведение сотрудников.

10) Эмблема, символика, товарные знаки и т.д.

К субъективным элементам организационной культуры можно отнести:

Имидж организации – это репутация фирмы, ее имя, образ, сложившийся в сознании сотрудников, клиентов, партнеров, общественности.

Имидж организации динамичный, т.к. может меняться под воздействием любой новой информации.

4.

Существует множество классификаций организационной культуры, но наиболее емкая - классификация американского исследователя Оучи.

1. Рыночная культура – ориентирована на прибыль организации. Источник власти: собственные ресурсы организации.

2. Бюрократическая культура – имеют господство регламенты, правила, процедуры. Источник власти: компетентность сотрудников.

3. Клановая культура. Основа – внутренние ценности организации.

На формирование корпоративной культуры существенное влияние оказывает национальная культура, поэтому может использоваться такая классификация:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: