1. Организационная культура, ее основные признаки.
2. Функции организационной культуры.
3. Элементы организационной культуры.
4. Виды организационной культуры.
5. Управление организационной культуры.
1.
Корпоративная культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей общей для всех сотрудников данной организации.
Корпоративная культура – это свод всех писаных и неписаных правил, которые определяют действия и поведения сотрудников.
Корпоративная культура – это образ жизни и деятельности группы лиц, которые осознанно или неосознанно воспринимается или, передается из поколения.
Значение культуры возрастает т.к. ее корни лежат глубоко в сознании людей.
Корпоративная культура отражает опыт прошлых поколений, решений; является главным фактором конкурентоспособности.
Корпоративная культура системна, т.к. она охватывает все стороны жизни организации. И поэтому наряду с формальными мероприятиями управления непосредственно или опосредованно влияет на поведение людей.
|
|
Корпоративная культура имеет несколько уровней:
а) Поверхностный – правила поведения и вещественные атрибуты (эмблема, дизайн, униформа, деловое общение, лозунги).
б) Промежуточный – укоренившиеся ценности и верования.
в) Глубинный
Корпоративная культура обычно состоит из самостоятельных частей – субкультур, которые характеризуют для отдельных социальных групп.
Субкультуры могут дополнить характерную культуру, но могут и противоречить ей.
Культура обычно вырабатывается в процессе взаимодействия людей, под влиянием социального и делового окружения.
2.
1. Регулирующая функция
Поддержание необходимого социально-психологического климата (СПК), правил и норм поведения; контактов с внешним миром.
Организационная культура – направляет действия участников в требуемом направлении.
2. Воспитательная функция
3. Адаптивная функция
Корпоративная культура помогает людям приспособиться к организации, друг к другу, к внешней среде через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
4. Мотивационная функция
Создает необходимые стимулы для действия сотрудников.
5. Интегрирующая функция
Объединение людей. Формирование у них чувств гордости за принадлежность к организации.
6. Охранная функция
Создание барьеров, запретов от нежелательных внешних воздействий.
3.
К объективным элементам корпоративной культуры относятся:
1) Организационные ценности: экономические, политические, социальные и другие – это эмоционально привлекательно для людей свойства тех или иных процессов или явлений. Что позволяет им служить образцами, ориентирами поведения.
|
|
а) ценность как общественные идеалы (справедливость)
б) объективные ценности (четность, качество работы)
в) личностные ценности.
Ценности формируются в результате осознания людьми своих потребностей и соотношения их с окружающим миром.
Изменения в ценностях на ряду с изменением в технике, технологии лежат в основе всех организационных изменений.
2) Философия – система ключевых ценностей, который отражает основные главные приоритетные направления в деятельности организации.
Стиль руководства, система мотивации, правила поведения персонала, разрешение конфликтов.
3) Обряд – стандартное, повторяющееся мероприятия которые проводятся по определенному поводу в определенное время.
4) Ритуал – совокупность мероприятий, обрядов, оказывающих психологическое влияние на членов организации.
5) Легенды и мифы – образно словесное отражение истории организации, унаследованных ценностей, портретов известных в организации людей.
6) Обычаи – формы социальной регуляции деятельности и отношении людей, передающиеся в организации из поколения в поколения без каких-либо изменений.
7) Нормы – т.е. социальные стандарты принятые в данной организации, конкретные образцы и стиль поведения в отношении друг с другом, с внешним окружением.
8) Лозунги – призывы, в краткой форме, отражающие задачи организации (миссия фирмы).
9) Менталитет – образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями их сознанием и имеющие огромное влияние на повседневно поведение сотрудников.
10) Эмблема, символика, товарные знаки и т.д.
К субъективным элементам организационной культуры можно отнести:
Имидж организации – это репутация фирмы, ее имя, образ, сложившийся в сознании сотрудников, клиентов, партнеров, общественности.
Имидж организации динамичный, т.к. может меняться под воздействием любой новой информации.
4.
Существует множество классификаций организационной культуры, но наиболее емкая - классификация американского исследователя Оучи.
1. Рыночная культура – ориентирована на прибыль организации. Источник власти: собственные ресурсы организации.
2. Бюрократическая культура – имеют господство регламенты, правила, процедуры. Источник власти: компетентность сотрудников.
3. Клановая культура. Основа – внутренние ценности организации.
На формирование корпоративной культуры существенное влияние оказывает национальная культура, поэтому может использоваться такая классификация: