Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью организации
= +
=+
В плане предприятия, с одной стороны, содержится задание на перспективу для каждого работника, а с другой - предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели (табл. 1).
Таблица 1. Основные задачи планирования
Задачи планирования | Основные исполнители |
Проектирование перспективы по датам исполнения | Руководители организации, функциональные отделы, лаборатории |
Организация исполнения | Руководители всех структурных звеньев, специалисты |
Контроль исполнения | Руководители предприятия, специалисты |
Внутрифирменное планирование работы цехов, участков, бригад, отделов и лабораторий отличается от планирования работы предприятия в целом. Это различие обусловлено рядом причин, таких как:
Ø подразделения предприятия (организации) не являются юридическими лицами, то есть они не имеют своего расчётного счёта в банке;
|
|
Ø подразделения не могут самостоятельно представлять свой коллектив во внешних организациях, а только через администрацию организации (предприятия).
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на методах планирования.
Существует несколько методов планирования:
Ø балансовый – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.
Ø расчётно – аналитический – используется для расчёта показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базовый уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счёт количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем;
Ø экономико-математический – позволяет разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами; подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный;
Ø графоаналитический – даёт возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряжёнными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооружённости и производительности труда;
|
|
Ø программно – целевые методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединённых одной целью и приуроченных к определённым срокам. Характерная черта программы – её нацеленность на достижение конечных результатов.
По срокам времени различают следующие виды планирования:
Ø перспективное – основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная, сбытовая стратегии организации (предприятия) по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10 – 15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование.
Долгосрочный план на 10 – 15 лет имеет проблемно – целевой характер. В нём формулируется экономическая стратегия деятельности организации (предприятия) на длительный период с учётом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.
В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд организаций (предприятий) разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2 – 3 года.
Ø текущее (годовое) – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта: заводское, цеховое, бригадное.
Ø оперативно – производственное (или оперативно – календарное планирование) – уточняет задание текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы организации (предприятия) и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно – производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского планирования является сменно – суточное планирование.
В целом перспективное, текущее, оперативно – производственное планирование взаимосвязаны и представляют собой (образуют) единую систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления организацией (предприятием).
Основные показатели по видам планирования приведены в таблице 2.
Технология планирования включают в себя:
Ø определение и обоснование основной задачи организации (предприятия);
Ø установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;
Ø детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
Ø детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Таблица 2. Соотносимость показателей планирования
Основные показатели по видам планирования | |||
Стратегическое | Долгосрочное | Текущее | Оперативно – производствен ное |
Наименование продукта (услуг) | Перечень важнейшей номенклатуры продукции | Перечень и количество всей номенклатуры продукции | Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции |
Ориентировоч ная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях | Сумма расходования ресурсов по видам | Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции | Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам |
Ориентировоч ные сроки исполнения | Календарные сроки исполнения | Точно установленные сроки исполнения | Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей | Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ | Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции | Подетальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат | Превышение дохода над расходами (прибыль) | Сумма чистого дохода | Своевремен ность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции |
Вопрос 2. Составные части, показатели и элементы плана. Основные научные принципы планов. Элементы разработки планов. Классификация планов по признакам.
|
|
План организации (предприятия), учитывающий работу людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), имеет силу приказа для указанных в нём лиц и структурных единиц.
В плане предельно чётко и подробно указываются следующие элементы:
Ø цель деятельности организации (предприятия) и его структур на плановый период, выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы;
Ø средства достижения целей;
Ø методы и сроки увязки средств и целей;
Ø этапы и сроки выполнения работ;
Ø исполнители плана по срокам и видам работ;
Ø методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
С помощью плана, который всегда устремлен в будущее, на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы - материальные, трудовые, финансовые и природные.
Если, скажем, надо построить дом или перевезти 1000 т груза из одного предприятия на другое, то составляется общий план работы, включающий следующие обязательные сведения или показатели плана:
Ø цех (бригада), который должен заниматься этой работой;
Ø время, которое потребуется на это;
Ø необходимые материалы, оборудование, машины, инструмент;
|
|
Ø количество специалистов;
Ø стоимость работы в денежном выражении;
Ø источники, из которых работа будет оплачиваться.
Следовательно, планирование – это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанный на детальных расчетах.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, такая как:
Ø наличие и структура производственных мощностей;
Ø численность кадров, их профессиональный состав;
Ø финансы;
Ø наличие и потребности в оборотных средствах;
Ø готовность и структура новых научно-технических разработок и др.
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
Ø план производства и реализации продукции;
Ø план материально-технического обеспечения;
Ø план по кадрам и заработной плате;
Ø перспективный план по новой технике и капитальным вложениям;
Ø финансовый план.
План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений.
На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.
После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственный мощностей.
В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы организации (предприятия) в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.
С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчётов, а при недостатке у организации (предприятия) этих средств – к его банкротству.
Любой план производства строится на базе научных принципов:
Ø единство. Предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений организации (предприятия);
Ø непрерывность. Выражается в том, что планирование должно осуществляться постоянно, без перерывов, а планы должны ограничено приходить на смену друг другу;
Ø гибкость. Этот принцип заключается в придании всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением изменений внутреннего и внешнего характера;
Ø точность. План должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для организации (предприятия) на данный момент;
Ø научность. Планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно обоснованных методах;
Ø обоснованность целей. Все звенья организации (предприятия) имеют единую конечную цель.
Основными элементами разработки плана или программы являются:
Ø определение перспектив развития;
Ø анализ сложившегося положения;
Ø разработка на этой основе программы мероприятий для достижений поставленной цели.
Структура планов определяется функциями организации (предприятия) и его внутренней административно – хозяйственной структурой.
Вследствие того, что план – центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывают с общим планом предприятия.
Планы группируются по следующим признакам:
Ø по срокам исполнения:
ü оперативно – календарные;
ü текущие;
ü среднесрочные;
ü долгосрочные;
ü стратегические;
Ø по функциям назначения:
ü производственные (изготовление продукции);
ü коммерческие (сбыт готовой продукции и материально – техническое обеспечение предприятия);
ü инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;
ü планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;
ü финансовые;
Ø по уровням управления организации (предприятия):
ü общефирменные;
ü цеховые;
ü планы работ функциональных отделов и лабораторий;
ü планы работ участков и бригад;
Ø по видам изделий и работ, в том числе по продукции:
ü освоенной производством;
ü находящейся в процессе освоения;
ü проектируемой, с учётом освоения в будущем.
Приведённая группировка планов характерна главным образом для средних и крупных организаций (предприятий), выпускающих сложную продукцию. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно – календарных, текущих или среднесрочных планов.
Многообразие отраслевой и территориальной специфики, а также значительные различия в организации производства и управления на малых и крупных предприятиях обусловливают различие структуры планов и сроков, на которые они разрабатываются.
Если, допустим, оперативно – календарный план перевозки пассажиров наземным и воздушным транспортом составляется в часах и минутах, то в сельском хозяйстве, геологоразведке и в других отраслях оперативно-календарные планы составляются в сутках, декадах, месяцах.
Определение продолжительности текущих и долгосрочных планов тоже связано с отраслевой спецификой. Для швейной фабрики годовой план — это, по сути, долгосрочный план, а для предприятий тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения долгосрочные планы охватывают 5 — 10 лет и более.
Основной объективной причиной различий периода планирования является главным образом разная продолжительность жизненного цикла выпускаемой продукции, что, в свою очередь, определяется сложностью и размерами затрат, связанными с ее заменой.
В частности, замена платья устаревшего фасона более модным, как правило, не связана с большими затратами покупателя. Задача поставщика — не отстать от спроса. Этим объясняются укороченные сроки планирования, которые учитывают изменения рыночной конъюнктуры.
Иная картина в тяжелом машиностроении, где производится, допустим, оборудование для электростанций, нормативный срок службы которого составляет 30 лет и более.
Даже после отправки готовой продукции потребителю поставщик зачастую должен оказать помощь в его наладке, настройке и последующем ремонте, поэтому поставщик должен сохранять техническую документацию, необходимые материалы, инструмент, оборудование, квалифицированные кадры.
Учитывая наличие конкуренции и выбора, потребитель не купит изделие, если поставщик не гарантирует ему необходимое послепродажное
обслуживание.
Вопрос 3. Бизнес – план – основная форма внутрифирменного планирования. Функции и особенности бизнес – плана.
Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы реализации отдельной сделки и проведения основных элементов, составляющих бизнес – операцию. Каждая бизнес – операция нуждается в построении плана, программы ее проведения с выделением отдельных этапов и процедур, согласованием задач и ресурсов для их осуществления, составлением баланса доходов и расходов. В том случае, если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, планировать их следует во взаимодействии. Планирование предпринимательской деятельности в таком случае рассматривается как непрерывный процесс.
Бизнес – план промышленного предприятия (организации) представляет собой количественное и финансовое определённое выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, реализуемости, надежности сделки и осуществляющей ее фирмы. И что немаловажно, наличие бизнес-плана свидетельствует о солидности планируемой операции и ее организаторов и создает благоприятную обстановку для исполнения намеченного дела.