Схема 1

Взаимосвязь планирования и управления производственной деятельностью организации

 
 


= +

=+

В плане предприятия, с одной стороны, содержится задание на перспективу для каждого работника, а с другой - предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели (табл. 1).

Таблица 1. Основные задачи планирования

Задачи планирования Основные исполнители
Проектирование перспективы по датам исполнения Руководители организации, функциональные отделы, лаборатории
Организация исполнения Руководители всех структурных звеньев, специалисты
Контроль исполнения Руководители предприятия, специалисты

Внутрифирменное планирование работы цехов, участков, бригад, отделов и лабораторий отличается от планирования работы предприятия в целом. Это различие обусловлено рядом причин, таких как:

Ø подразделения предприятия (организации) не являются юридическими лицами, то есть они не имеют своего расчётного счёта в банке;

Ø подразделения не могут самостоятельно представлять свой коллектив во внешних организациях, а только через администрацию организации (предприятия).

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на методах планирования.

Существует несколько методов планирования:

Ø балансовый – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.

Ø расчётно – аналитический – используется для расчёта показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базовый уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счёт количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем;

Ø экономико-математический – позволяет разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами; подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный;

Ø графоаналитический – даёт возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряжёнными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооружённости и производительности труда;

Ø программно – целевые методы позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, объединённых одной целью и приуроченных к определённым срокам. Характерная черта программы – её нацеленность на достижение конечных результатов.

По срокам времени различают следующие виды планирования:

Ø перспективное – основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная, сбытовая стратегии организации (предприятия) по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10 – 15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование.

Долгосрочный план на 10 – 15 лет имеет проблемно – целевой характер. В нём формулируется экономическая стратегия деятельности организации (предприятия) на длительный период с учётом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.

В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд организаций (предприятий) разрабатывают долгосрочные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2 – 3 года.

Ø текущее (годовое) – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта: заводское, цеховое, бригадное.

Ø оперативно – производственное (или оперативно – календарное планирование) – уточняет задание текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы организации (предприятия) и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно – производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского планирования является сменно – суточное планирование.

В целом перспективное, текущее, оперативно – производственное планирование взаимосвязаны и представляют собой (образуют) единую систему планирования, которая связывает в единый комплекс весь механизм управления организацией (предприятием).

Основные показатели по видам планирования приведены в таблице 2.

Технология планирования включают в себя:

Ø определение и обоснование основной задачи организации (предприятия);

Ø установление конкретных показателей и заданий, необходимых для выполнения поставленной задачи;

Ø детализацию задания по видам и объемам работы, конкретным рабо­чим местам и срокам исполнения;

Ø детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Таблица 2. Соотносимость показателей планирования

Основные показатели по видам планирования
Стратегическое Долгосрочное Текущее Оперативно – производствен ное
Наименование продукта (услуг) Перечень важнейшей номенклатуры продукции Перечень и количество всей номенклатуры продукции Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции
Ориентировоч ная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях Сумма расходования ресурсов по видам Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам
Ориентировоч ные сроки исполнения Календарные сроки исполнения Точно установленные сроки исполнения Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат Превышение дохода над расходами (прибыль) Сумма чистого дохода Своевремен ность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

Вопрос 2. Составные части, показатели и элементы плана. Основные научные принципы планов. Элементы разработки планов. Классификация планов по признакам.

План организации (предприятия), учитывающий работу людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), имеет силу приказа для указанных в нём лиц и структурных единиц.

В плане предельно чётко и подробно указываются следующие элементы:

Ø цель деятельности организации (предприятия) и его структур на плановый период, выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы;

Ø средства достижения целей;

Ø методы и сроки увязки средств и целей;

Ø этапы и сроки выполнения работ;

Ø исполнители плана по срокам и видам работ;

Ø методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

С помощью плана, который всегда устремлен в будущее, на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы - материальные, трудовые, финансовые и природные.

Если, скажем, надо построить дом или перевезти 1000 т груза из одного предприятия на другое, то составляется общий план работы, включающий следующие обязательные сведения или показатели плана:

Ø цех (бригада), который должен заниматься этой работой;

Ø время, которое потребуется на это;

Ø необходимые материалы, оборудование, машины, инструмент;

Ø количество специалистов;

Ø стоимость работы в денежном выражении;

Ø источники, из которых работа будет оплачиваться.

Следовательно, планирование – это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанный на детальных расчетах.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется внешняя информация, включающая в себя прогнозные и маркетинговые данные, и внутренняя информация, такая как:

Ø наличие и структура производственных мощностей;

Ø численность кадров, их профессиональный состав;

Ø финансы;

Ø наличие и потребности в оборотных средствах;

Ø готовность и структура новых научно-технических разработок и др.

Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ являются предплановой работой специалистов, которая необходима для разработки самого плана.

Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

Ø план производства и реализации продукции;

Ø план материально-технического обеспечения;

Ø план по кадрам и заработной плате;

Ø перспективный план по новой технике и капитальным вложениям;

Ø финансовый план.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений.

На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций, однако содержание плановой работы не изменяется.

После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Например, поставки предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий непосредственно связываются с финансовым планом, а также со сроками и объемами изготовления и выпуска продукции; в свою очередь выпуск продукции связывается с наличием рабочей силы и производственный мощностей.

В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы организации (предприятия) в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов, поэтому любые неточности в планировании неизбежно приводят к потере средств и времени на исправление выявившихся просчётов, а при недостатке у организации (предприятия) этих средств – к его банкротству.

Любой план производства строится на базе научных принципов:

Ø единство. Предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений организации (предприятия);

Ø непрерывность. Выражается в том, что планирование должно осуществляться постоянно, без перерывов, а планы должны ограничено приходить на смену друг другу;

Ø гибкость. Этот принцип заключается в придании всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением изменений внутреннего и внешнего характера;

Ø точность. План должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для организации (предприятия) на данный момент;

Ø научность. Планирование должно осуществляться на научной основе, то есть на достоверной информации и научно обоснованных методах;

Ø обоснованность целей. Все звенья организации (предприятия) имеют единую конечную цель.

Основными элементами разработки плана или программы являются:

Ø определение перспектив развития;

Ø анализ сложившегося положения;

Ø разработка на этой основе программы мероприятий для достижений поставленной цели.

Структура планов определяется функциями организации (предприятия) и его внутренней административно – хозяйственной структурой.

Вследствие того, что план – центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывают с общим планом предприятия.

Планы группируются по следующим признакам:

Ø по срокам исполнения:

ü оперативно – календарные;

ü текущие;

ü среднесрочные;

ü долгосрочные;

ü стратегические;

Ø по функциям назначения:

ü производственные (изготовление продукции);

ü коммерческие (сбыт готовой продукции и материально – техническое обеспечение предприятия);

ü инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;

ü планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

ü финансовые;

Ø по уровням управления организации (предприятия):

ü общефирменные;

ü цеховые;

ü планы работ функциональных отделов и лабораторий;

ü планы работ участков и бригад;

Ø по видам изделий и работ, в том числе по продукции:

ü освоенной производством;

ü находящейся в процессе освоения;

ü проектируемой, с учётом освоения в будущем.

Приведённая группировка планов характерна главным образом для средних и крупных организаций (предприятий), выпускающих сложную продукцию. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно – календарных, текущих или среднесрочных планов.

Многообразие отраслевой и территориальной специфики, а также значительные различия в организации производства и управления на ма­лых и крупных предприятиях обусловливают различие структуры планов и сроков, на которые они разрабатываются.

Если, допустим, оперативно – календарный план перевозки пассажи­ров наземным и воздушным транспортом составляется в часах и мину­тах, то в сельском хозяйстве, геологоразведке и в других отраслях опера­тивно-календарные планы составляются в сутках, декадах, месяцах.

Определение продолжительности текущих и долгосрочных планов тоже связано с отраслевой спецификой. Для швейной фабрики годовой план — это, по сути, долгосрочный план, а для предприятий тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения дол­госрочные планы охватывают 5 — 10 лет и более.

Основной объективной причиной различий периода планирования является главным образом разная продолжительность жизненного цик­ла выпускаемой продукции, что, в свою очередь, определяется сложно­стью и размерами затрат, связанными с ее заменой.

В частности, замена платья устаревшего фасона более модным, как правило, не связана с большими затратами покупателя. Задача постав­щика — не отстать от спроса. Этим объясняются укороченные сроки пла­нирования, которые учитывают изменения рыночной конъюнктуры.

Иная картина в тяжелом машиностроении, где производится, допус­тим, оборудование для электростанций, нормативный срок службы ко­торого составляет 30 лет и более.

Даже после отправки готовой продукции потребителю поставщик за­частую должен оказать помощь в его наладке, настройке и последу­ющем ремонте, поэтому поставщик должен сохранять техническую до­кументацию, необходимые материалы, инструмент, оборудование, ква­лифицированные кадры.

Учитывая наличие конкуренции и выбора, потребитель не купит изделие, если поставщик не гарантирует ему необходимое послепродажное
обслуживание.

Вопрос 3. Бизнес – план – основная форма внутрифирменного планирования. Функции и особенности бизнес – плана.

Для предпринимательства наиболее характерны планы и программы реализа­ции отдельной сделки и проведения основных элементов, составляющих бизнес – операцию. Каждая бизнес – операция нуждается в построении плана, программы ее проведения с выделением отдельных этапов и процедур, согласованием задач и ресурсов для их осуществления, составлением баланса доходов и расходов. В том случае, если осуществляется несколько сделок, связанных друг с другом, плани­ровать их следует во взаимодействии. Планирование предпринимательской дея­тельности в таком случае рассматривается как непрерывный процесс.

Бизнес – план промышленного предприятия (организации) представляет собой количественное и финансовое определённое выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Бизнес-план нужен предпринимателю не как формальный документ, а как свидетельство обоснованности, реализуемости, надежности сделки и осуществ­ляющей ее фирмы. И что немаловажно, наличие бизнес-плана свидетельствует о солидности планируемой операции и ее организаторов и создает благоприятную обстановку для исполнения намеченного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow