Прибыль и рентабельность

8.1. Эксплуатационные расходы. Себестоимость услуг связи

Себестоимость в общем виде характеризует объем производственных издержек (эксплуатационных расходов), необходимых для производства всего объема услуг (обслуживания технических устройств).

Таким образом себестоимость показывает, во что конкретно обходится данной организации или отрасли создание услуг связи для потребителей.

Различают себестоимость производства всего объема услуг (эксплуатационные расходы),себестоимость отдельных видов услуг связи.

Так как организации связи предоставляют достаточно широкий круг услуг, несоизмеримых в натуральном измерении, то за единицу производимой услуги принят укрупненный стоимостной показатель – 100 руб. доходов.

Следовательно, себестоимость услуг связи рассчитывается по формуле:

Э Э · 100

С = ----- · 100, руб. или С = -----------, руб.,

Дод Двыр

где Э – общая сумма эксплуатационных расходов за соответствующий период;

Дод, Двыр – доходы от основной деятельности, доходы от реализации работ (услуг), выручка за соответствующий период.

Более глубокое понимание сущности себестоимости связано с изучением ее структуры и калькуляции.

В настоящее время в соответствии с действующей классификацией и группировкой затрат выделяют следующие основные статьи:

1. Фонд оплаты труда (ФОТ)

2. Отчисления на социальные нуждыс)

3. Амортизационные отчисленияв)

4. Материальные затраты (М)

5. Перевозка почты (Эпер) для организаций почтовой связи

6. Прочие расходы (Эпроч)

7. Взаиморасчеты по договорам (ЭВР)

8. Другие статьи затрат (Эдр).

Структура отражает удельный вес соответствующей статьи затрат в общей сумме эксплуатационных расходов.

Структура эксплуатационных расходов (себестоимости услуг связи) для различных организаций неодинакова. Так, в почтовой связи основная доля расходов (свыше 50%) приходится на оплату труда и социальные отчисления, более 15% общей суммы затрат связаны с перевозкой почтовых отправлений.

Организации телерадиокомплекса, а также ТЦМС как наиболее фондоемкие имеют в структуре себестоимости наибольший удельный вес амортизационных отчислений, который достигает 50%.

Для организаций связи различных подотраслей характерна незначительная доля материальных затрат – 3…5%.

Исчисление себестоимости услуг по отдельным статьям затрат называется калькуляцией себестоимости.

Калькуляция себестоимости дает возможность определить уровни зарплатоемкости (), материалоемкости (, энергоемкости (, амортизациоемкости ( услуг связи. Сравнение данных показателей за различные периоды позволяет выявить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие соответствующим образом на снижение (повышение) себестоимости услуг связи.

В рыночной экономике для оценки и анализа себестоимости услуг важное значение имеет изучение распределения затрат на постоянные и переменные. Такая группировка затрат осуществляется по признаку зависимости их изменения от объема произведенных услуг. К постоянным относятся те виды затрат, величина которых не зависит от изменения объема услуг, например, амортизационные отчисления, частично фонд оплаты труда, арендная плата.

Величина переменных затрат формируется в зависимости от изменения объема услуг. В отрасли связи к переменным затратам относятся расходы на материалы и запасные части, электроэнергию для производственных нужд.

От уровня себестоимости услуг связи зависят показатели прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта. Поэтому важно выявить факторы, которые оказывают наиболее значительное влияние на формирование уровня и динамики себестоимости.

Так как связь относится к трудоемким отраслям экономики, то наиболее важным фактором, влияющим на снижение себестоимости услуг, является повышение эффективности (производительности) труда.

Темп снижения себестоимости за счет повышения эффективности труда определяется:

,

где , – индексы роста средней заработной платы, эффективности (производительности) труда за соответствующий период, %;

d3 – удельный вес фонда оплаты труда в общей сумме эксплуатационных расходов, % (определяется по предыдущему или базисному году).

Анализ изменения себестоимости за счет влияния i-ой статьи затрат (∆ сi) осуществляется по формуле:

эi

сi = (------ - 1) dоi,

Д

где эi – индекс i-ой статьи затрат за период;

Д – индекс изменения доходов (от основной деятельности или выручки) за тот же период;

doi – удельный вес i-ой статьи затрат в себестоимости базисного периода, %.

На основе влияния отдельных факторов и статей затрат на формирование себестоимости можно определить основные пути снижения себестоимости и наметить мероприятия по их реализации.

От уровня себестоимости услуг связи в значительной мере зависят показатели, характеризующие конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов, и прежде всего, прибыль и рентабельность.

8.2. Прибыль и рентабельность

Показатели прибыли и рентабельности имеют не только важное самостоятельное значение для оценки результатов деятельности, но и определяют финансовые возможности для решения задач технического и социального развития организаций связи.

Для оценки прибыли хозяйствующего субъекта применяется несколько показателей:

1. Прибыль от реализации услуг основной деятельности

Преал = До.д. – Э

Прибыль отчетного периода (Потч) определяется:

Потч = Преал + П (У)проч + П (У)внереал,

где Преалприбыль от реализации работ (услуг);

П (У)проч – прибыль подсобных предприятий;

П (У)внереал – прибыль от внереализационных операций (нетрадиционных услуг).

Следует иметь в виду, что хозяйствующему субъекту принадлежит часть прибыли, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении (или чистая прибыль), которая определяется как разность между прибылью отчетного периода и суммой налоговых отчислений, направляемых в бюджет:

Пчист = Потч – налог

Размер налога определяется на основе величины налогооблагаемой прибыли (Пнал) и ставки налога, устанавливаемой Правительством РФ.

Сумма налогооблагаемой прибыли определяется:

Пнал = Потч – Пн.обл.,

где Пн.обл. – прибыль необлагаемая налогом.

Чистая прибыль является одним из источников формирования фонда накопления и фонда потребления.

Фонд накопления предназначен для финансирования строительства новых объектов связи и жилищного строительства, приобретения нового оборудования, накопления запасов собственных оборотных средств.

Прибыль, направляемая в фонд потребления, расходуется на выплату премий, предоставление социальных и трудовых льгот (оплата путевок, экскурсий, надбавки к пенсиям, материальная помощь и т.д.).

В акционерных обществах электросвязи за счет чистой прибыли образуется резервный фонд и социальный фонд, которые могут использоваться для покрытия убытков, для погашения облигаций общества и выкупа его акций.

Часть чистой прибыли на основании решения Совета акционеров направляется на выплату дивидендов владельцам акций.

Рентабельность (Р) – это относительный показатель прибыли:

Рентабельность затрат: Рэ =

Рентабельность производства (продаж): Рд =

Прибыль и рентабельность – синтетические (комплексные) показатели результатов деятельности организаций связи, формирующиеся под влиянием множества факторов.

Уровни прибыли и рентабельности организаций связи в значительной мере зависят от емкости рынка услуг связи, их конкурентоспособности, себестоимости услуг.

Важными факторами повышения прибыли и рентабельности являются рост производительности труда, фондоотдачи, ускорение освоения производственных мощностей, предоставление новых мобильных услуг связи.

Вопросы для самопроверки:

1. Приведите определение сущности себестоимости.

2. Назовите укрупненную единицу измерения услуг связи.

3. Дайте характеристику структуры эксплуатационных расходов (издержек производства), поясните в чем заключается ее отличие от структуры расходов в промышленности.

4. Поясните сущность калькуляции себестоимости услуг, как рассчитываются показатели зарплатоемкости, материалоемкости, энергоемкости услуг связи..

5. В чем, по вашему мнению, заключается различие между постоянными и переменными расходами, какие статьи затрат в отрасли связи можно отнести соответственно к переменным и постоянным.

6. Назовите основные факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости, приведите методы оценки этого влияния.

7. Поясните порядок образования прибыли, ее экономическую сущность.

8. В чем отличие прибыли отчетного периода (балансовой) и чистой прибыли хозяйствующего субъекта.

9. Приведите порядок расчета налога на прибыль, направляемого в бюджет.

10. Укажите, на какие цели используется чистая прибыль. Поясните сущность фонда потребления и фонда накопления, порядок их использования.

11. Как определяется рентабельность организаций связи.

12. Назовите основные факторы, влияющие на уровень и динамику прибыли и рентабельности.

Рекомендуемая литература

I. (гл. 8, стр. 238-257, гл. 10, стр. 299-304)

II. (гл. 8, стр. 137-147, гл. 9, стр. 155-177)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: