Тема №6Прибыль и другие доходы организации

1. Прибыль – основной источник денежных накоплений в организационных целях.

2. Рентабельность, показатели рентабельности.

3. Методы планирования прибыли.

4. Распределение прибыли (фонды накопления, фонды потребления).

1. Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации.

Рост прибыли определяет возрастание потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности.

В зависимости от размера прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и др.доходы. по прибыли так же определяют рентабельность собственных и заемных средств, ОПФ, всего авансированного капитала(т.е. вложенного) и каждой акции.

Основными показателями прибыли являются:

1) Общая прибыль(балансовая).представляет собой сумму прибыли от реализации продукции финансовой деятельности и доходов от прочих операционных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Операционные результаты: реализация ОПФ, ценных бумаг, дивидендов, арендной платы и др.

2) прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акциза, отчислений в централизованные фонды государства и затратами на производство и реализацию продукции

П = В - НДС - О – А – S

О – отчисления в целевые бюджетные фонды

А - акциз

S – себестоимость

В – выручка

3. Прибыль от прочих внереализованных операций определяется как разность между суммой полученной выручки после проведения ниженазванных операций и суммой выплат, связанных с этими операциями. В частности: штрафы, пени, неустойки, прибыли, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы по валютным счетам, потери от списания долгов и дебиторская задолженность, поступление долгов, ранее списанных, как безнадежные.

4. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Это прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов. Она рассчитывается как разность между общей прибылью и суммой налогов на прибыль (налог на недвижимость, на прибыль)

5. Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия минус местные налоги и сборы.

Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов:

- прибыль – показатель, характеризующий эффективность хозяйственной деятельности, ее размер отражает успешность бизнеса, возможность его дальнейшего развития и совершенствования.

- прибыль является главным источником расширения производства

- прибыль – источник повышения уровня оплаты труда (надбавки, премии)

- прибыль является источником финансирования расходов организации на содержание соц. сферы (дет. сады, поликлиники, базы отдыха, санатории)

3.Планирование прибыли позволяет правильно оценить финансовые ресурсы организации, размер платежей в бюджет, возможность расширенного воспроизводства и стимулирование работников

Существует два метода планирования прибыли:

1) Прямого счёта

2) Аналитический

1. Расчёт прибыли методом прямого счёта выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий, с последующим суммированием в целом по организации.

П=В-НДС-О-А-S

Или

П=Он.г.+ТВ-Ок.г.

Он.г. и Ок.г. – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец года планируемого периода с учётом производственной себестоимости.

ТВ – прибыль в товарном выпуске.

Расчёт требует:

- определения ассортимента по всем номенклатурам (ассортимент с указанием видов продукции – номенклат).

- составление калькуляции по изделиям сравнимой продукции.

- исчисление плановой себестоимости и договорных цен.

- установление цен реализации выпускаемой продукции.

Недостаток метода: он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

2. Аналитический метод. Этот метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки.

Базой расчёта служат затраты на одну тысячу рублей товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчётных показателей деятельности организации

А) Расчёт с учётом затрат на 1000 руб. товарной продукции

П=,

Где ТП – товарная продукция в ценах реализации

З – затраты в рублях на 1000 рублей товарной продукции, исчисленной в ценах реализации (плановые затраты).

Прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции. Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

Пример: выпуск ТП в организации в отпускных ценах предусмотрено на плановый год в объёме 1197660 т.р., затраты на 1 рубль ТП за отчётный год составили 95,1 копеек. В плановом году с учётом роста цен на материалы и энергетические ресурсы затраты увеличатся на 0,6 %. Определить прибыль.

Решение:

1) найдём уровень плановых затрат.

Зпл=95,1+(95,1*0,006)=95,65 коп.=0,9565руб.

2) затраты на 1000 рублей.

З на 1000 = Зпл на 1р*1000 = 965,5 руб.

3) П=т.р.

Ответ: П=52098,2 т.р.

Б) На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году.

Пример: производ. себестоимость товарной продукции на плановый год составит 45 мил. руб., ожидается рост себестоимости в размере 5%. Сравнимая товарная продукция планового года по производительности себестоимости отчётного года -? Рент. баз. – 10%

1) Найдём ТП

ТП=мил. руб.

2) На основании базовой рентабельности (10%) определим прибыль

П мил.руб.

Определение прибыли по несравнимой товарной продукции рассчитаем методом прямого счёта, как разница между реализации организации и себестоимостью изделия. Если цены не установлены, то прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

4. Объёктом распределения является чистая прибыль организации. Под её распределением понимается направление прибыли в …… и по целевому использованию в организации. При распределении прибыли руководствуются принципами:

- прибыль, полученная организацией в результате деятельности распределяется между государством и организацией;

- прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль направляется на накопление, которое обеспечит дальнейшее развитие и потребление (фонд накопления потребления).

Средства каждого фонда имеют строгое целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются и утверждаются финансовой службой организации.

1) Средства фонда накопления (ФН) предназначены для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным развитием организации: научно-исследовательские, проектные, конструкторские и др. работы, освоение новых видов продукции, совершенствование технологий и организации производства, модернизация, расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и % по ним.

2) В фонд потребления (ФП) входят расходы: оказание единовременной помощи, строительство, капитальный ремонт жилых домов, детских садов, дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания, комнаты отдыха, гигиены. Всё на благо работников.

3) Рентабельность – показатель деятельности организации выражающий относительную величину прибыли, характеризующую степень отдачи средств, используемых в производстве.

Показатели рентабельности: (экономика)

- рентабельность капитала

Рк=РО*Ко, где Ко=Кс (собственный капитал) Ог (годовой оборот)

Ко – число оборотов капитала

РО – рентабельность оборотов

- рентабельность производства

Рпр=

Фср – среднегодовая стоимость ОПФ

Он – средний остаток нормируемых оборотных средств, руб.

Пр – прибыль от реализации.

- рентабельность оборота

Ро=

О – общая сумма оборота

- рентабельность продукции

Рп=

С – себестоимость

- рентабельность собственного капитала

Рс.к.=

Кс – собственный капитал

- рентабельность изделия

Ризд=

П – прибыль одного изделия

- рентабельность продаж

Рпр=

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: