1. Прибыль – основной источник денежных накоплений в организационных целях.
2. Рентабельность, показатели рентабельности.
3. Методы планирования прибыли.
4. Распределение прибыли (фонды накопления, фонды потребления).
1. Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации.
Рост прибыли определяет возрастание потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности.
В зависимости от размера прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и др.доходы. по прибыли так же определяют рентабельность собственных и заемных средств, ОПФ, всего авансированного капитала(т.е. вложенного) и каждой акции.
Основными показателями прибыли являются:
1) Общая прибыль(балансовая).представляет собой сумму прибыли от реализации продукции финансовой деятельности и доходов от прочих операционных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Операционные результаты: реализация ОПФ, ценных бумаг, дивидендов, арендной платы и др.
2) прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акциза, отчислений в централизованные фонды государства и затратами на производство и реализацию продукции
П = В - НДС - О – А – S
О – отчисления в целевые бюджетные фонды
А - акциз
S – себестоимость
В – выручка
3. Прибыль от прочих внереализованных операций определяется как разность между суммой полученной выручки после проведения ниженазванных операций и суммой выплат, связанных с этими операциями. В частности: штрафы, пени, неустойки, прибыли, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы по валютным счетам, потери от списания долгов и дебиторская задолженность, поступление долгов, ранее списанных, как безнадежные.
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Это прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов. Она рассчитывается как разность между общей прибылью и суммой налогов на прибыль (налог на недвижимость, на прибыль)
5. Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия минус местные налоги и сборы.
Значение прибыли в деятельности хозяйствующих субъектов:
- прибыль – показатель, характеризующий эффективность хозяйственной деятельности, ее размер отражает успешность бизнеса, возможность его дальнейшего развития и совершенствования.
- прибыль является главным источником расширения производства
- прибыль – источник повышения уровня оплаты труда (надбавки, премии)
- прибыль является источником финансирования расходов организации на содержание соц. сферы (дет. сады, поликлиники, базы отдыха, санатории)
3.Планирование прибыли позволяет правильно оценить финансовые ресурсы организации, размер платежей в бюджет, возможность расширенного воспроизводства и стимулирование работников
Существует два метода планирования прибыли:
1) Прямого счёта
2) Аналитический
1. Расчёт прибыли методом прямого счёта выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий, с последующим суммированием в целом по организации.
П=В-НДС-О-А-S
Или
П=Он.г.+ТВ-Ок.г.
Он.г. и Ок.г. – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец года планируемого периода с учётом производственной себестоимости.
ТВ – прибыль в товарном выпуске.
Расчёт требует:
- определения ассортимента по всем номенклатурам (ассортимент с указанием видов продукции – номенклат).
- составление калькуляции по изделиям сравнимой продукции.
- исчисление плановой себестоимости и договорных цен.
- установление цен реализации выпускаемой продукции.
Недостаток метода: он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.
2. Аналитический метод. Этот метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки.
Базой расчёта служат затраты на одну тысячу рублей товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчётных показателей деятельности организации
А) Расчёт с учётом затрат на 1000 руб. товарной продукции
П=,
Где ТП – товарная продукция в ценах реализации
З – затраты в рублях на 1000 рублей товарной продукции, исчисленной в ценах реализации (плановые затраты).
Прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции. Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируется на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
Пример: выпуск ТП в организации в отпускных ценах предусмотрено на плановый год в объёме 1197660 т.р., затраты на 1 рубль ТП за отчётный год составили 95,1 копеек. В плановом году с учётом роста цен на материалы и энергетические ресурсы затраты увеличатся на 0,6 %. Определить прибыль.
Решение:
1) найдём уровень плановых затрат.
Зпл=95,1+(95,1*0,006)=95,65 коп.=0,9565руб.
2) затраты на 1000 рублей.
З на 1000 = Зпл на 1р*1000 = 965,5 руб.
3) П=т.р.
Ответ: П=52098,2 т.р.
Б) На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году.
Пример: производ. себестоимость товарной продукции на плановый год составит 45 мил. руб., ожидается рост себестоимости в размере 5%. Сравнимая товарная продукция планового года по производительности себестоимости отчётного года -? Рент. баз. – 10%
1) Найдём ТП
ТП=мил. руб.
2) На основании базовой рентабельности (10%) определим прибыль
П мил.руб.
Определение прибыли по несравнимой товарной продукции рассчитаем методом прямого счёта, как разница между реализации организации и себестоимостью изделия. Если цены не установлены, то прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.
4. Объёктом распределения является чистая прибыль организации. Под её распределением понимается направление прибыли в …… и по целевому использованию в организации. При распределении прибыли руководствуются принципами:
- прибыль, полученная организацией в результате деятельности распределяется между государством и организацией;
- прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль направляется на накопление, которое обеспечит дальнейшее развитие и потребление (фонд накопления потребления).
Средства каждого фонда имеют строгое целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются и утверждаются финансовой службой организации.
1) Средства фонда накопления (ФН) предназначены для финансирования расходов, связанных с научно-техническим и социальным развитием организации: научно-исследовательские, проектные, конструкторские и др. работы, освоение новых видов продукции, совершенствование технологий и организации производства, модернизация, расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и % по ним.
2) В фонд потребления (ФП) входят расходы: оказание единовременной помощи, строительство, капитальный ремонт жилых домов, детских садов, дотации на питание, улучшение культурно-бытового обслуживания, комнаты отдыха, гигиены. Всё на благо работников.
3) Рентабельность – показатель деятельности организации выражающий относительную величину прибыли, характеризующую степень отдачи средств, используемых в производстве.
Показатели рентабельности: (экономика)
Рк=РО*Ко, где Ко=Кс (собственный капитал) Ог (годовой оборот)
Ко – число оборотов капитала
РО – рентабельность оборотов
Рпр=
Фср – среднегодовая стоимость ОПФ
Он – средний остаток нормируемых оборотных средств, руб.
Пр – прибыль от реализации.
- рентабельность оборота
Ро=
О – общая сумма оборота
Рп=
С – себестоимость
- рентабельность собственного капитала
Рс.к.=
Кс – собственный капитал
- рентабельность изделия
Ризд=
П – прибыль одного изделия
Рпр=
В – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов