double arrow

Вопрос. Сущность, достижения и особенности основных школ менеджмента состоят в следующем

Сущность, достижения и особенности основных школ менеджмента состоят в следующем:

1. Научное управление - 1885 – 1920 гг.

Основные представители - Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев и др.

Опорные понятия - разделение труда, повышение производительности, "экономический" человек, научные подходы к управлению.

Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.

"Отцом научного менеджмента" по праву считается американский инженер Ф.У. Тейлор (1856 - 1915). Выход в свет в 1911 г. его книги "Принципы научного управления" оказал решающее влияние на прогресс управленческой мысли.

Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:

• признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого – рационализация производства;

• расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;

• планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;

• увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;

• подбор работников в соответствии с их физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.

Подход Тейлора к исследованию процесса управления был чрезвычайно механистическим, однонаправленным на осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов на основе интенсификации и рационализации операций. В. И. Ленин весьма метко назвал тейлоризм «системой научного выжимания пота».

Тейлор положил в основу управления следующие принципы рационализации труда:

• расчленение производственных операций на составные элементы; • принудительная централизация орудий труда и технологических процессов;
• управление – активный фактор производства; • введение высоких научно обоснованных норм;
• разделение труда непосредственно в сфере управления; • введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;
• выделение планирования в качестве функции управления; • строгое иерархическое подчинение;
• введение карт-инструкций; • тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Развитие идей Тейлора получило в деятельности и трудах его последователей.

Г. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности независимо от сферы занятости и сформулировал 12 принципов производительности труда:

• постановка четких целей; • диспетчерская организация;
• здравый смысл; • нормы и расписания;
• компетентная консультация; • нормализация условий;
• дисциплина; • нормирование операций;
• справедливое отношение к персоналу; • стандартные инструкции;
• надежный, полный, точный и постоянный учет; • вознаграждение за производительность.

Г. Форд развил идеи Тейлора в области организации производства. Он разработал следующие п ринципы организации производства:

• максимальное разделение труда, специализация;
• широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений;
• размещение оборудования по ходу технологического процесса;
• регламентированный ритм производства продукции;
• механизация транспортных операций.

В целом, достижения школы обеспечили продуктивную реализацию главного тезиса – «управлять нужно научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и процессов и их обобщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: