Вопрос. Эффективная реализация современной концепции управления требует от специалиста овладения рядом фундаментальных понятий и категорий

Эффективная реализация современной концепции управления требует от специалиста овладения рядом фундаментальных понятий и категорий, составляющих методологическую основу менеджмента.

Обязательным условием успешной управленческой деятельности является соблюдение экономических законов, категорий и принципов менеджмента.

Законы отражают существенные, объективные и необходимые связи между явлениями реального мира. К важнейшим законам функционированиясистем управления относятся: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Категории менеджмента представляют собойфундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. К основным системообразующим категориям менеджмента относятся:

1. Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих функции, методы и технологию управления для достижения заданной цели. Система управления включает объект и субъект управления.

2. Субъект управления – управляющая подсистема, т.е. лицо или орган, оказывающий управляющее воздействие.

3. Объект управления – управляемая подсистема, на которую направлено воздействие со стороны субъекта (личность, группа, коллектив, организация).

4. Внешняя среда – этосовокупность факторов, находящихся во внешнем окружении организации и определяющих условия ее функционирования. Согласно концепции организационного дарвинизма, внешнее окружение представляет собой "среду обитания" фирмы, в которой выделяются факторы прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) влияния. К факторам первой группы относятся партнеры, клиенты, потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы, общественность. Во вторую группу факторов включают экономические, социокультурные, научно-технические факторы, политические и международные события. Факторы внешней среды могут представлять как угрозы, так и благоприятные возможности для функционирования организации.

5. Внутренняя среда – это совокупность внутренних переменных организации, иначе, части системы внутри организации, отличные от внешнего окружения. К факторам внутренней среды в первую очередь относят цели, структуру, задачи, технологии, персонал организации. Эти элементы составляют потенциал организации для адекватного реагирования на изменения внешних факторов.

6. Структура системы управления – форма организации элементов системы, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих целостность системы. Структура организации определяется упорядоченной совокупностью составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления.

7. Технология управления – это приемы, способы и порядок выполнения управленческих функций, операций и процедур. Технология управления определяет процедуры принятия и реализации управленческих решений, приемы установления коммуникаций, подходы к организации труда и др. Внедрение современных технологических достижений, в первую очередь, электронных сетевых технологий (кабельные сети, спутниковая связь, средства интранета, конференц-связи, информационные и телекоммуникационные технологии), позволяет поднять процесс менеджмента на качественно новый уровень и тем самым существенно повысить эффективность управления. Все категории менеджмента взаимосвязаны и проявляются системно.

Принципы менеджмента – эторуководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Они могут быть:

общие – имеют универсальный характер и применяются ко всем процессам и системам управления (например, целенаправленность, состязательность, дисциплина, ответственность, компетентность, стимулирование и др.);

частные – регулируют отдельные управленческие процессы (маркетинг, реклама, финансы, персонал, логистика, инновации);

специфические – связаны со специфическими особенностями и характером деятельности объекта управления (уникальный сегмент рынка).

В основе деятельности менеджера любого уровня управления лежит осуществление им определенных функций. Функции менеджмента – этоспециализированные виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. К числу важнейших функций менеджмента относятся: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

В прикладном аспекте функции реализуются посредством методов менеджмента, под которыми понимаются способы, приемы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей. Основными методами менеджмента являются: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.

Важно, чтобы управленческая деятельность имела четкую целевую ориентацию. При этом цель управления рассматривается как желаемое состояние объекта управления в будущем, некое идеальное представление о результатах работы организации. Целеполагание является центральным звеном процесса управления, обеспечивающим реализацию ключевых функций:организующей, мотивирующей и контролирующей.

В управленческой практике важное значение имеет то, какие средства используются для осуществления деятельности и достижения целей. Под средствами достижения понимаются предметы или действия, включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Современный менеджмент ориентирует на социально ответственное, этичное поведение, а, следовательно, выбор таких средств достижения целей, которые соответствуют общественным интересам и ожиданиям. Конечной целью менеджмента является эффективность управленческой деятельности, т. е. достижение целей и задач управления на основе рационального использования имеющихся возможностей.

В целом практическая реализация основных категорий и принципов менеджмента позволяет совершенствовать подходы к управлению организацией, что, в конечном счете, способствует повышению устойчивости, эффективности функционирования и конкурентоспособности.

Задания для контроля:

1. Проиллюстрируйте примерами многоаспектность содержания менеджмента.

2. Назовите основополагающие цели и задачи менеджмента.

3. Назовите основные системообразующие категории менеджмента.

4. Охарактеризуйте основные принципы менеджмента.

5. Покажите на примерах взаимосвязь цели, средств достижения и результата управленческой деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: