Задачи уголовного права

При определении задач уголовного законодательства были учте­ны коренные качественные изменения, которые произошли за послереформенный период в политической, экономической и со­циальной сферах жизни общества и государства. Как уже было отмечено, новым законом изменены приоритеты уголовно-право­вой охраны. Уголовный закон защищает прежде всего личность, ее свободы и права, им провозглашена равная охрана всех форм соб­ственности. В число важнейших объектов защиты уголовно-право­выми средствами включены общественный порядок и обществен­ная безопасность, конституционный строй России. Специально введены в число ведущих объектов окружающая среда, а также мир и безопасность человечества. Из приведенного определения задач уголовного законодательства следует, что основная его задача — охранительная (защита от преступных посягательств перечислен­ных в законе важнейших и иных объектов).

Новым и вполне обоснованным является включение в число задач уголовного законодательства предупреждения преступле­ний. Без комплексной профилактической работы борьба с преступ­ностью не будет эффективной. Эту задачу уголовное законодатель­ство выполняет двояким образом. Установление уголовной ответст­венности за конкретные преступления и угроза наказанием, подчас достаточно суровым, являются средствами как предупреждения, так и воспитания. С другой стороны, предупредительная роль за­ключается в применении на практике уголовного закона к конкрет­ным лицам, совершившим преступление, и в необходимых случаях их наказание.

Таким образом, уголовному праву присуща также и воспита­тельная функция. Сам факт существования уголовного законода­тельства, не говоря уже о применении его к конкретным лицам, воспитывает у членов общества уверенность в защите их личности, свобод, прав, собственности, безопасности и в неотвратимости от­ветственности и наказания тех, кто нарушает уголовно-правовые запреты.

Наконец, специфической функцией уголовного права является поощрительная. Она, с одной стороны, стимулирует граждан к участию в пресечении преступных проявлений, к защите своих интересов и интересов общества (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника). С другой стороны, эта функция дает основания в соответствующих случаях не нести от­ветственности за причиненный охраняемым законом интересам вред при обоснованном риске, за выполнение обязательного прика­за или распоряжения либо быть освобожденными от уголовной ответственности при совершении действий, свидетельствующих о

добровольном отказе от преступления или о деятельном раскаянии (добровольная сдача незаконно приобретенного оружия, наркоти­ческих средств, заявление о факте дачи взятки, добровольное осво­бождение похищенного человека или заложника и др.).

Успешность решения задач уголовного права напрямую связана с состоянием и уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Однако преувеличивать роль уголовного закона в борьбе с преступностью, даже при самой активной деятельности правоохра­нительных органов, не следует. Как известно, в течение многих лет господства командно-административной системы, а затем в период ломки всех ранее существовавших устоев, в труднейших условиях перестройки общества и государства, создания рыночной экономи­ки, когда старые структуры либо перестали существовать, либо утратили свои позиции, а новые еще не окрепли, преступность по­лучила самое широкое распространение. Это обусловлено ком­плексом негативных причин и факторов, в числе которых немало­важная роль принадлежит разрушению прежних хозяйственных связей, значительному и продолжающемуся спаду производства, затяжному и непрекращающемуся росту инфляции, экономичес­кому кризису, которые повлекли резкое снижение жизненного уровня значительной части общества, безработицу и ускорение темпов ее роста, убыстряющуюся поляризацию членов общества — образование все увеличивающегося разрыва между богатыми и людьми, живущими за чертой бедности или на ее грани. К числу этих факторов нельзя не отнести обусловленную рядом объектив­ных и субъективных обстоятельств низкую эффективность дея­тельности правоохранительных органов и др.

Преступность, к сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количественному росту и качественным изменениям. Организо­ванная и профессиональная преступность, хотя и существовала всегда в нашем обществе, что во времена существования тоталитар­ного государства упорно замалчивалось или вообще отрицалось, за последние годы в силу изложенных и других причин и факторов получила еще большее распространение. Особую опасность пред­ставляют устойчивые преступные формирования, мафиозные структуры, проникающие во все сферы жизни общества, включая государственные органы, в том числе и в правоохранительные. Под контролем организованной преступности находятся и развиваются наркобизнес, контрабанда, вымогательство (рэкет), проституция. В практику вошло широкомасштабное «отмывание» денег, добы­тых преступным путем, через фирмы, банки и другие структуры. Не снижается в общей структуре преступности удельный вес тяжких преступлений, совершаемых главным образом преступными фор­мированиями (убийства, в том числе заказные), хищений чужого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: