Факторный анализ прибыли

Наибольший удельный вес в структуре промышленных предприятий составляет прибыль от продаж продукции, работ, услуг, поэтому ее уменьшение свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности. Одной из основных задач анализа прибыли предприятий является оценка влияния отдельных факторов на изменение прибыли от продаж по сравнению с предыдущим годом.

Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяет:

- оценить резервы повышения эффективности производства;

- наметить управленческие решения по использованию производственных факторов.

На изменение прибыли от продаж оказывают влияние изменения следующих факторов:

- цен на реализованную продукцию;

- физического объема реализованной продукции и структуры;

- себестоимости реализованной продукции;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

Алгоритм расчета:

Определяют индекс изменения цен в отчетном году по сравнению с базовым по основной номенклатуре выпускаемой продукции;

Определяют объем продаж отчетного года в ценах предыдущего года, то есть в сопоставимых ценах:

, (7.1)

где – выручка от продаж в отчетном году, в сопоставимых ценах;

– выручка от продаж в отчетном году, в действующих ценах;

Jц – индекс изменения цен.

Рассчитывают изменение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, за счет изменения цены:

= , (7.2)

где ∆ – изменение выручки от продаж отчетного года за счет изменения цены.

Определяют изменение суммы прибыли от продаж за счет следующих факторов по формулам:

I фактор:

, (7.3)

где – изменение суммы прибыли за счет изменения цен;

– рентабельность продаж предыдущего года.

Рентабельность продаж предыдущего года определяют:

, (7.4)

где – прибыль от продаж предыдущего года;

– выручка от продаж предыдущего года.

II фактор:

, (7.5)

где – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры продукции.

III фактор:

, (7.6)

где – изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции;

JСо, JСб – удельный вес себестоимости в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.

IV фактор:

, (7.7)

где – изменение суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов;

JКо, JКб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.

V фактор:

, (7.8)

где – изменение суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов;

JУо, JУб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и предыдущем периодах.

Проверка правильности факторного анализа прибыли от продаж проводится балансовым способом проводим расчет количественного влияния факторов на общее изменение прибыли:

= + + + + , (7.9)

Факторы определяющие изменение чистой прибыли делятся на факторы прямого и обратного влияния.

Увеличение (снижение) себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов снижают (увеличивают) прибыль (факторы обратного влияния). Размер влияния этих факторов на прибыль принимается с противоположным, полученному в расчетах, знаку.

Проценты к получению, доходы от участия в других организациях, операционные доходы и другие (факторы прямого влияния) принимаются со знаком, полученным в расчетах.

Суммарное влияние всех факторов должно соответствовать общему изменению массы прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Увеличение прибыли от продаж за счет снижения себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и роста физического объема реализованной продукции, работ, услуг является положительной тенденцией достижения высоких экономических результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: