Анализ показателей рентабельности. Показатели рентабельности анализируются по данным «Баланса» предприятия и «Отчета о прибылях и убытках»

Показатели рентабельности анализируются по данным «Баланса» предприятия и «Отчета о прибылях и убытках».

Рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продажи продукции (работ, услуг) покрывают его издержки и дают прибыль, достаточную для расширенного производства.

Показатели рентабельности определяются отношением прибыли к авансированному капиталу, стоимости имущества, производственным затратам и другим показателям. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке прибыли, получаемой с рубля вложенных денежных средств.

В отличие от прибыли, которая является абсолютным показателем, рентабельность относительный показатель.

Общая формула расчета рентабельности:

, (7.10)

где П – прибыль организации;

V – показатель, по отношению к которому определяется рентабельность.

Для расчета рентабельности можно принимать в числителе:

- прибыль от продажи продукции;

- прибыль до налогообложения;

- чистую прибыль.

Для расчета рентабельности можно принимать в знаменателе:

- активы предприятия (капитал);

- собственный капитал;

- перманентный капитал;

- основные производственные средства;

- выручку от продаж;

- себестоимость реализованной продукции.

Показатели рентабельности используются при обосновании инвестиционной политики предприятия, ценовой политики, оптимизации структуры выпускаемой продукции и других управленческих решений.

Показатели рентабельности делятся на 2 группы:

Рентабельность капитала и его составляющих:

Обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является показатель рентабельности активов:

, (7.11)

Показатели рентабельности активов определяются за отчетный и базовый периоды.

, (7.12)

На величину изменения рентабельности активов влияют следующие факторы:

- рентабельность продаж, рассчитанная по прибыли до налогообложения;

- коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдача).

, (7.13)

, (7.14)

, (7.15)

Влияние факторов на изменение рентабельности активов определяется способом исчисления разниц.

Рентабельность собственного капитала:

, (7.16)

, (7.17)

На величину изменения рентабельности собственного капитала влияют следующие факторы:

- рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли;

- коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдача);

- коэффициент финансовой зависимости.

, (7.18)

, (7.19)

Размер влияния факторов на рентабельность собственного капитала определяется способом исчисления разниц.

Рентабельность пермоментного капитала:

, (7.20)

Перманентный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (долгосрочный заемный капитал)

, (7.21)

Фондорентабельность:

, (7.22)

Рентабельность продукции и продаж:

Рентабельность продаж:

, (7.23)

На величину изменения рентабельности продаж влияют следующие факторы:

- объема продаж;

- себестоимости реализованной продукции;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов.

, (7.24)

Влияние факторов на изменение рентабельности продаж определяется способом цепных подстановок.

Рентабельность реализованной продукции:

, (7.25)

, (7.26)

Рентабельность отдельных видов продукции:

, (7.27)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: