Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Качество – совокупность определенных свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с ее назначением.

Качество продукции предопределяет объем продаж, расширение ниши рынка, улучшение всех показателей, но увеличение качества продукции требует увеличение затрат связанных с производством продукции.

Различают следующие показатели качества:

Обобщающие:

- удельный вес сертифицированной продукции в общем ее объеме;

- удельный вес новой продукции в общем объеме выпущенной продукции;

- удельный вес продукции на экспорт в общем объеме;

- удельный вес продукции соответствующей мировым стандартам.

Обобщающие показатели качества характеризуют качество продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные:

- в лесопилении и целлюлозно-бумажном производстве: коэффициент сортности;

- масса 1 м2 бумаги;

- разрывная длина бумаги;

- технологичность, долговечность, эстетичность.

Частные показатели характеризуют одно свойство продукции.

Косвенные:

- удельный вес брака в выпуске продукции;

- количество претензий и рекламаций, суммы исков по ним.

Анализ обновления продукции с учетом потребности рынка, выполняется на основе изучения динамики обновления продукции.

Общий уровень обновления продукции рассчитывается как удельный вес новой продукции в общем объеме ():

, (9.14)

где - новая продукция;

- обновленная продукция;

- объем общей продукции.

К новой продукции относят:

- опытные образцы, обеспечивающие обновление продукции в будущем периоде;

- изделия первой установочной партии и изделия промышленной партии, срок выпуска которых не превышает три года.

Продукция делится по степени новизны:

- принципиально новая продукция, которая не имеет аналогов в зарубежной и российской практике;

- продукция новая осваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги;

- продукция новая для предприятия, имеющая аналоги в РФ.

К обновленной продукции относят:

- продукцию более современного дизайна;

- улучшенными техническими параметрами;

- измененной материальной основой.

По продукции, качество которой характеризуется сортом рассчитываются:

- доля продукции каждого сорта в общем объеме производства;

- средний коэффициент сортности;

- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Коэффициент сортности отдельного вида продукции определяется по формуле:

, (9.15)

где - количество выпущенной продукции i-того сорта, ед.;

- цена единицы продукции i-того сорта, руб.;

- цена единицы продукции высшего сорта, руб.;

m – количество сортов данного вида продукции.

Конкурентоспособность продукции – это способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии других аналогичных товаров.

Для оценки конкурентоспособности продукции используются следующие показатели:

Единичные показатели качества - определяются отношением величины какого-либо частного показателя оцениваемого товара к соответствующему показателю конкурирующего образца.

Групповые показатели делятся:

- по техническим параметрам;

- по экономическим параметрам;

- по нормативным параметрам.

Групповой показатель по техническим параметрам определяется произведением единичных параметров умноженных на коэффициент их значимости (коэффициент значимости устанавливается экспериментальным путем).

Групповой показатель по экономическим параметрам определяют на основе цены потребления, которая складывается из затрат на приобретение товара, затрат связанных с его эксплуатацией, а также техническим обслуживанием и ремонтом.

Групповой показатель по нормативным параметрам определяется произведением единичных технических показателей, но только тех, которые принимать два значения:

- значение ноль, когда товар не соответствует предъявляемым к нему требованиям;

- значение единицы, когда соответствует предъявляемым требованиям.

Если хотя бы один из показателей не соответствует предъявляемым требованиям, то товар является неконкурентоспособным и значение показателя равно нулю.

Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:

, (9.16)

где - коэффициент по техническим параметрам;

- коэффициент по экономическим параметрам;

- коэффициент по нормативным параметрам.

Если значение Кинт > 1, то товар соответствует по качеству предъявляемым требованиям.

Если значение Кинт < 1, то товар уступает по качеству конкурирующему образцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: