Морской транспорт

Основные этапы развития

Водное зеркало океанов, морей, рек и озер занимает бо­лее 2/3 поверхности Земного Шара. Естественно, уже в глу­бокой древности у людей возникли желание и потребность пе­ремещаться по этой поверхности. Сначала они использовали связки камыша, бамбука, древесные стволы, позже плоты и лодки, выдолбленные из цельных стволов или сшитые из звериных шкур. В качестве движителя применялись сначала шест, потом весло.

Примерно за 4-5 тыс. лет до нашей эры появился парус, который в течение тысячелетий использовался в качестве движителя всех типов судов и позволил совершать дальние пу­тешествия, сначала вдоль берегов, а затем, и в открытом море. И лишь только в 19 веке на морских судах появились механические двигатели.

Одними из древнейших мореходов были египтяне. Предполагается, что еще 5 тыс. лет назад они совершали океанские плавания по Атлантическому океану на лодках из папируса. В 1969г. эту гипотезу проверил норвежский ученый Тур Хейердал на папирусной лодке "Ра" (названной так в честь древнеегипетского бога Солнца — авт.).

Уже в V в. до н.э. через Синайский полуостров был прорыт канал между Средиземным и Красным морем. Впос­ледствии его засыпали пески. В середине 3 в. до н.э. при входе в порт Александрия на острове Фарос впервые в истории был построен маяк высотой 140 м над уровнем моря, В XIV в. его разрушило землетрясение.

есть сведения, что в Египте был построен корабль на котором размещалось 4 тыс. гребцов, 3 тыс. человек экипажа и 400 человек прислуги.

Искусство мореплавания у финикийцев переняли греки, создавшие к VI в. до н.э. свои колонии по побережью Сре­диземного и Черного морей. Ко II в. до н.э. относят плава­ние грека Евдокса к берегам Индии. В одном.из своих пла­ваний корабль Евдокса ветрами занесло в Южную Африку. Грекам приписывают изобретение железного якоря, создание способов ориентировки в море по небесным светилам и карт Черного моря.

Примерно в то же время — 4-5 тыс. лет тому назад мо­реплавание развивалось и в прибрежных водах Китая. В ки­тайских летописях найдены первые сведения о магнитном ком­пасе, многопалубных кораблях, вмещавших до 10 тыс. чело­век, крупных зерновозах на 6 тыс. т. зерна.

Известны дальние морские плавания восточных славян. Плавая на лодках-однодревках (моноксилах) по Днепру, Бугу и Днестру, они уже в VI-VH в. выходили в Черное море и достигали Константинополя.

Во времена Киевской Руси морские походы, носившие преимущественно торговый характер, начинались обычно на великом водном пути "из варяг в греки". Для морских походов ладьи спускались по Днестру, поэтому их не делали слишком большими. Морские переходы совершались вдоль берегов западного 6ерега Черного моря до Константинополя, а также по Азовскому морю на Дон, Волгу до Каспия.

Начало государственному флоту России- положил парусник, построенный при Петре 1 в Архангельске в 1694 г. В 1701 г, в Москве Петром I была основана первая «Школа навигационных и матема­тических наук».

С XVI II в. судостроение стало развиваться все более быстрыми тем­пами. Русский парусный флот начал служить не только внутрен­ним целям, но и вышел на океанские просторы. В первой половине XVIII столетия были предприняты две Камчатские экспедиции под командованием В. Беринга. Во второй половине XVIII столетия две экспедиции осуществил В. Я. Чичагов. Были и другие походы.

В первой половине XIX в. русские исследователи совершили 39 кругосветных путешествий и одно из них на шлюпах «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Позднее два кругосветных рейса совершил М. В. Головин (1807—1813и 1817—1819 гг.). Последний, шестой, континент Земли Антарктида был открыт в январе. 1820 г. русскими мореплавателями под руководством Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева.

Развитию морского торгового судоходства способствовало сооруже­ние портов. Самым старым в России считается Архангельский порт, который был создан еще в XVI в. Позднее возникли порты на Балтике (Петербурге), на Азовском и Черном морях (Таганрог, Херсон, Се­вастополь, Одесса) и затем в других бассейнах.

Первый пароход в России «Елизавета» был построен в Петербурге на заводе Берда (носившего впоследствии имя «Адмиралтейский»). Он имел силовую установку мощностью 4 л. с. и 3.11.1815 г. начал перевозку пассажиров на линии Петербург — Кронштадт. В первом рейсе скорость составляла 8,75 км/ч.

За рубежом первый пароход вышел в море в 1816 г., а уже в 1819 г. пароход «Саванна» пересек Атлантический океан в направлении из Америки в Европу, затратив на это 29,5 суток. Через 20 лет было открыто регулярное пароходное сообщение через Атлантику.

В результате военной интервенции и гражданской войны хозяй­ство торгового флота и портов России было подорвано. Около 60 морских судов суммарной грузоподъемностью 90 тыс. т были уничтожены, 326 лучших судов грузоподъемностью 470 тыс. т угнаны за границу. Оставшиеся примерно 280 судов грузоподъемностью всего лишь 120 тыс. т были более или менее исправны, а основной флот требовал капитального ремонта. Имеющиеся портовое оборудование и соору­жения были частично разрушены.

После Великой Октябрьской социалистической революции были приняты меры к планомерному развитию морского транспорта. Боль­шое значение для последующего прогресса имела организация в 1924 г. «Совторгфлота» — акционерного пароходного общества, ответствен­ного за морской транспорт страны. Первые суда отечественной по­стройки стали поступать только в 1927 г., а в 1931 г. был спущен на на воду крупный сухогрузный теплоход «КИМ» грузоподъемностью 7550 тн с дизелем 2700 л. с.

Технические средства

Техническое оснащение морского транспорта включает в себя:

морские суда (флот), морские порты, судоремонтные заводы, некото­рые элементы морских путей, прочие устройства и оборудование.

Технические средства морского транспорта РФ дис­лоцированы в 5 бассейнах (с общей береговой линией СССР свыше 108 тыс. км). Северный морской бассейн охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых; Балтийский бассейн включает Балтийское море; Черноморско-Азовский бассейн охватывает моря Черное и Азовское, а также выход на р. Дунай; Каспийский бассейн—это Каспийское и Аральское моря и р. Аму-Дарья; Дальневосточный охватывает моря; Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Си­бирское.

Флот —основа морского транспорта. В составе гражданского морского флота основное место занимают так называемые торговые суда, к которым относятся все суда, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для морского промысла (рыболовные, китобойные и др.), буксировки других судов, гидротехнических ра­бот и подъема затонувших судов и имущества.

Кроме того, имеется категория судов с особыми функциями; к этой категории относятся суда для охраны промыслов, санитарные, каран­тинные, научно-исследовательские, спортивные и т. п.

По эксплуатационному назначению различают суда:

транспортные—для перевозок грузов и пассажиров;

служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, пожарные, разъ­ездные);

технического флота (дноуглубительные, землесосы, грунтоотвозные, краны, и др.).

Ядро морского флота составляют транспортные суда, включающие пассажирские, грузо-пассажирские и грузовые.

Главное качество (и одновременно безусловное требование) любого морского судна — его мореходность, которая слагается из способно­сти плавать с установленной нагрузкой в любую погоду (плавучесть), способности возвращаться в исходное положение после воздействия внешней силы (остойчивость), способности оставаться на плаву при ча­стичном затоплении помещений (непотопляемость), способности разви­вать соответственно мощности двигателя скорость (ходкость), способ­ности сохранять заданное направление движения и изменять его под действием руля (управляемость).

Морские суда различаются по технико-эксплуатационным харак-теристикам. К числу наиболее важных характеристик относят так назы­ваемые размерения, описывающие геометрию судна, а также весовые и объемные параметры. Важными показателями судна считаются ско­рость хода и мощность силовой установки.

Кглавнымразмерениям относятся: длина и ширина судна;; вы­сота судна с рангоутом,, считая от уровня воды (ватерлинии) до наи­высшей точки мачты; высота надводного борта, замеряемая посередине судна в груженом состоянии; осадка, т. е. глубина погружения судна при полной загрузке.

К характеристикам массы относятся: водоизмещение, равное массе воды, вытесняемой судном при погружении до установленной ватер­линии; полная грузоподъемность судна или дедвейт, равный массе груза плюс массе запасов топлива, материалов снабжения, воды, про­дуктов питания и т. п.; чистая грузоподъемность, т. е. максимальное количество тонн коммерческого груза, которое может взять судно.

В качестве объемных характеристик используются: грузовмести­мость, определяемая кубатурой грузовых помещений, и так называе­мая «регистровая вместимость», исчисляемая в регистровых тоннах, из расчета 2,83 м3 объема помещений на 1 регистровую тонну. Для каждого судна устанавливаются валовая и чистая регистровые вмести­мости. Валовая вместимость включает объем всех помещений судна (грузовых, жилых, бытовых, санитарных, кладовых, для водяного балласта, кроме двойного дна и т. п.), а также крытые и отгороженные помещения для рулевых машин и других механизмов. Чистая реги­стровая вместимость определяется объемом собственно грузовых по­мещений или кубатурой, которая может быть использована для груза. На каждом судне имеется специальное мерительное свидетельство, где указаны его валовая и чистая регистровые вместимости.

По сложившейся, традиции во всем мире скорость судов исчисляет­ся в так называемых узлах, т. е. в морских милях в 1- ч (1,852 км/ч), а мощность главной силовой установки в лошадиных силах.

Морские порты — важное звено морского транспорта; они во мно­гом определяют работоспособность и эффективность использования флота. Различают порты общего назначения, специализированные и комбинированные. Порты общего назначения принимают все суда, включая и пассажирские, и перерабатывают все грузы обычно на об­щих причалах. Как правило, эти порты имеют относительно небольшой грузооборот.

Специализированные порты предназначаются для переработки грузов определенной группы или конкретного наименования (угля, руды, леса, зерна, нефтегрузов, цемента и т. п.) и при больших грузо­потоках оборудуются мощными перегрузочными машинами. Эти пор­ты имеют большие глубины акваторий, подходных каналов, мощные причалы (береговые и рейдовые), емкие складские помещения и пло­щади, сложное железнодорожное хозяйство. Наиболее крупными яв­ляются комбинированные порты, которые имеют отдельные причалы, а чаще целые районы для переработки специальных грузов и грузов общего назначения, также для обработки пассажирских судов.

Судоремонтные заводы сооружаются, как правило, вблизи крупных морских портов. Их назначение осуществлять текущий и капиталь­ный ремонты, а также поддерживающий, восстановительный и ава­рийные ремонты и, кроме того, реконструкцию судов всех или от­дельных типов. Важными элементами судоремонтных заводов являются сухие и плавучие доки.

Под термином «морской путь» обычно понимают водное простран­ство морей и океанов, включая естественные проливы и искусственные каналы. Характерной особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержа­нию в эксплуатационном состоянии. Сказанное, однако, не относится к каналам и акваториям портов. Морские пути горизонтальны. При движении суда не расходуют энергию на преодоление силы тяжести. Эти пути в значительной степени и прямолинейны и пропускная спо­собность их в открытых морях практически неограпичена.

Краткая характеристика морского транспорта, достоинства и недостатки

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны. Из общего объема международных морских перевозок примерно половина грузов перевозится судами России, а половина - судами других стран.

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних перевозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на некоторых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском морях.

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам.

В Российской Федерации действует 63 морских порта. Основными являются порты Санкт-Петербург, Приморск, Мурманск, Архангельск, (Северо-Западный бассейн), Новороссийск, Туапсе (Южный бассейн), Восточный, Владивосток, Ванино, Находка (Дальневосточный бассейн). Погрузочно-разгрузочные операции выполняют также около 120 портовых комплексов различных организаций. Объем перевалки внешнеторговых грузов России через российские порты составил в 2013 году составил более 500 млн. т.

При всей важности морского транспорта для экономики страны доля его в объеме перевозок грузов составляет всего 0,2 %, а в грузообороте — 0,8 %. Общий объем перевозок грузов морским транспортом России в 2013 г -16,7 млн. тонн, а грузооборот 39,4млрд т - км. Среднее расстояние перевозок составляет 2400 км, который в последние годы постоянно снижается.

Наибольшая доля в объеме перевозок (две трети) и грузообороте морского транспорта (более 70%) приходится на международные сообщения.

Морской флот России понес большие потери в связи с распадом СССР. Если на начало 1991 г. по дедвейту морских судов страна была на четвертом месте в мире после Либерии, Панамы и Японии, располагая 20 млн т тоннажа, то на 1 января 1993 г. в России осталось 55% тоннажа (10,6 млн т), или около 800 единиц транспортного флота. В настоящее время возраст судов в среднем более 20лет. Средний возраст судов в мире — 10—12 лет. Судов с возрастом до 15 лет лишь около 12 %. Таким образом, флот, которым располагает Россия, довольно старый. По данным ООН, риск неблагополучной перевозки многократно возрастает сувеличением возраста судна. Так, если риск для судна возрастом до 10 лет принять за единицу, то для судна возрастом свыше 20 лет риск составляет от 100 до 200 единиц.

Преимущества морского транспорта заключаются в сле­дующем: это основной внешнеторговый транспорт (по данным 1995 г. его доля в общем объеме экспортно-импортных грузов составила около 60%). Он имеет широкие международные меж­континентальные связи: морские суда посещают порты более 120 стран мира; практически не ограничена его линейная пропуск­ная способность, что позволяет проектировать и строить транс­портные средства большой грузоподъемности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ог­раничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топ­лива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспор­том в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя даль­ность перевозок грузов составляет 3900 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравне­нию с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных пе­ревозок внешнеторгового оборота;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевоз­ки;

• незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;

• высокая производительность;

• практически неограниченная пропускная способность;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

К недостаткам морского транспорта можно отнести: зависи­мость от географических особенностей и метеоусловий (тече­ния, ветры, продолжительность навигационного периода); значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транс­портный флот. В условиях потери Россией многих крупных мор­ских портов и экономического кризиса последнее обстоятельство затрудняет расширение берегового хозяйства отрасли, а также за­мену списанного флота.

Относительные недостатки морского транспорта:

• довольно низкие скорости (из­меряются в узлах1);

• некоторая зависимость от клима­тических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях пор­тов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути — с фев­раля-марта по октябрь-ноябрь);

• необходимость создания доро­гостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• невысокая эффективность в малом каботаже;

• возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: