Национально-территориальное деление и административно-территориальное деление гос-ва
Унитарное – территория делится на администратиные части (носят культурные, исторические или географические традиции). Жесткая централизация. Могут быть автономные образования. При наличии разграничения с центральной властью. Экстерриториальный – гос-во может создавать органы для меньшинств или представления их интересов.
Федерации – две конституции, два органа власти. Форма децентрализованной власти. Федерация по нац.признаку или территориальному признаку. 4 типа компетенции: исключительная (федеративная компетенция), конкурирующая – субъекты принимают решения неурегулированные на федеральном уровне, совместные – фед.органы издают законы в виде основ, а субъекты уже могут их дополнять, исключительная (?)
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
|
|
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. В зависимости от этого критерия различают унитарные (централизованные и децентрализованные) и федеративные (территориальные и национально-территориальные) государства.
┌─────────────────────────────────┐
│Формы государственного устройства│
└────────────────┬────────────────┘
┌────────────────┼────────────────┐
┌─────┴──────┐ ┌──────┴─────┐ ┌───────┴────┐
│ Унитарное │ │Федеративное│ │Конфедерация│
└─────┬──────┘ └──────┬─────┘ └────────────┘
┌─────────┴──────┐ ┌───────┴───────┐
│Централизованное│ │Территориальное│
└─────────┬──────┘ └───────┬───────┘
|
|
┌───────────┴──────┐ ┌───────┴───────┐
│Децентрализованное│ │ Национально- │
└──────────────────┘ │территориальное│
└───────────────┘
Форма государственного устройства представляет собой организацию государственной власти по территории, характеризует правовое положение территориальны органов государства, их связь и взаимоотношения с центральными органами власти.
По форме государственного устройства государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарные (простые) государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени самостоятельностью, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых формируются центральной государственной властью и подчинены ей.
Федеративные государства, в отличие от унитарных обладают следующими характерными чертами:
1) в них существуют две системы органов высшей государственной власти - федеральные и субъектов федерации, которые формируются отдельно путем их избираия населением, соответственно, всей страны или субъекта федерации.
2) субъекты федерации обычно обладают учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции или иного основного закона.
3) субъекты федерации являются государственными образованиями и обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных федеральных властей.
4) в федеративном государстве, как правило, двухпалатный парламент; при этом одна палата избирается населением страны, а другая формируется из представителей субъектов федерации.
5) в федерации существуют две системы налогов - федеральные и субъектов федерации и, соответственно, формируются два бюджета.
6) субъекты федерации могут иметь свои символы - герб, флаг, столицу или главный город, гимн.
К сложным государствам относятся также империи, которые представляют собой, как правило, насильственно объединенные в единое государство территории, степень зависимости которых от центральной власти различна. Исторически существовали Римская империя, Британская империя, Российская империя. Главная их отличительная черта - различный правовой статус входящих в империю частей. Так, например, в Британской империи были доминионы, колонии и территории, находившиеся под протекторатом. Все они имели различный правовой статус.
К формам межгосударственного устройства относятся конфедерация, союз, содружество и другие, которые не являются едиными государствами, а представляют собой добровольное объединение суверенных государств. Они характеризуется следующими основными чертами:
1) общие органы создаются на основе представительства от каждого государства;
2) эти органы взаимодействуют не с населением объединившихся государств, а с их правительствами, через которые реализуют свои решения;
3) материальная база объединения создается за счет взносов его участников;
4) государства объединяются для решения каких-то временных конкретных задач и долго в таком виде обычно не существует. Оно либо распадается, либо превращается в федерацию.
Формы межгосударственного устройства:
1. Конфедерация.
2. Сообщество.
3. Содружество.
4. Международный союз.
5. Уния.
Государство представляет собой сложный политико-правовой феномен. И только изучение его типов и форм позволит комплексно его охарактеризовать, а внедрение закономерностей в реализации той или иной формы государства в конкретных исторических условиях способствует совершенствованию формы современного государства.
|
|
Типы государств, выделяемые по формационному (с позиции того, какой экономический базис государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит) и цивилизационному (видение государства не только с позиции инструмента политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми,' но и как важнейшего фактора социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека) признакам, тесно связаны с формой государства. Специфика конкретного типа государства выявляется посредством анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Точного и четкого соотношения между типом и формой государства не существует, поскольку в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а государства различного типа могут иметь одинаковую форму.
Особенности конкретной формы государства любого исторического периода обусловлены не столько типом государства, сколько степенью зрелости общественной и государственной жизни, целями и задачами, стоящими перед государством, уровнем культуры общества и т. п.
Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию государственной власти, которая находит свое выражение в характере взаимоотношения государства как целого с его составными частями, центральных государственных органов власти — с местными. Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, его деление на определенные составные части: территориально-государственные и национально-государственные общности (штаты, земли, кантоны); автономные образования (края, области, автономные республики); административно-территориальные единицы (районы, округа, провинции).
Таким образом, форма государственного устройства показывает основания территориального деления власти в данном государстве: из каких частей оно состоит; каковы особенности их правового положения; принципы распределения властных полномочий между центральными и местными органами власти.
|
|
По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные.
Унитарное (простое) государство — это целостное централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов, провинций), не имеющих статуса государственных образований и не обладающих политической самостоятельностью.
В современном мире большинство государств — унитарные. К их числу относятся Болгария, Великобритания, Италия, Испания, Китай, Польша, Франция и др. Унитарное государство характеризуется:
· наличием единой конституции — основного закона для всей территории государства;
· наличием общих законодательных, исполнительных и судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию на свою территорию, и полномочия которых не ограничиваются местными органами власти;
· функционированием единой правовой системы;
· единой судебной системой, осуществляющей правосудие на всей территории на основе общих для всех правовых норм;
· единым гражданством, означающим единую гражданскую принадлежность для всего населения;
· одинаковым юридическим статусом административно-территориальных единиц и их равным положением по отношению к центральным органам власти;
· отсутствием политической самостоятельности у административно-территориальных образований, когда нет собственных законодательных и внешнеполитических органов;
· наличием достаточно широких полномочий в хозяйственной и социально-культурной сферах;
· функционированием единой денежной стемы и одноканальной системы налогов, когда налоги поступают в центр, распределяющий их затем по регионам.
Управление в унитарных государствах может осуществляться разными способами.
В тех государствах, где отсутствуют местные органы, управление административно-территориальными единицами осуществляется непосредственно центральной властью через назначаемых ею чиновников. Это — жестко централизованное унитарное государство.
В случае, если в стране созданы местные органы, управление может реализоваться, во-первых, органами местного самоуправления. Это —децентрализованное унитарное государство. Во-вторых, управление может быть опосредованным, когда за органами местного самоуправления устаналивается административный контроль чиновником, назначенным из центра. Здесь мы имеем дело с относительно децентрализованным унитарным государством.
Некоторые унитарные государства допускают внутри себя автономию, когда одной или нескольким административно- территориальным единицам, отличающимся национальными, бытовыми, историческими, географическими и другими специфическими интересами и условиями, предоставляется льготный правовой статус. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.
Более сложной и многоликой, чем унитарная форма государственного устройства, является федерация.
Федерация (федеральное государство) — это сложное, союзное государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, обладающих относительной самостоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств. В их числе США, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Австрия, Швейцария, Россия и др.
Федерации свойственны следующие отличительные признаки:
· федеральное государство состоит из территорий субъектов федерации, поэтому в политико-административном отношении не представляет собой единого целого;
· субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политики, в результате они в большинтве федераций не являются государствами в собственном смысле;
· разделение власти по вертикали, предполагающее разделение предметов ведения и полномочий между федеральным правительством и правительством членов федерации;
· исключительным контролем над проведением внешней политики обладает федеральное правительство;
· верховенство федерального законодательства над правом субъектов;
· субъекты федерации наделяются учредительной властью, т. е. правом принятия собственной конституции, не противоречащей положениям федеральной;
· субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законодательные акты в пределах своей компетенции, действующие только на территории данного субъекта;
· субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную системы;
· высший законодательный орган государства имеет, как правило, двухпалатную структуру, которая обеспечивает представительство всего населения страны, и субъектов;
· каждый гражданин субъекта одновременно является и гражданином федерации (двуединое, или совмещенное гражданство), что означает один и тот же объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта он проживает;
· внесение поправок в конституцию возможно лишь с одобрения субъектов федерации;
· федеральное правительство не может в одностороннем порядке изменить границы субъектов.
Федерации можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от принципа, на основе которого строится федерация, она может быть:
· административно-территориальной (США, ФРГ);
· национально-территориальной (были: СССР, Югославия, Чехословакия, сейчас: Бельгия, Индия, Пакистан);
· смешанной (Канада, Швейцария, РФ).
По способу образования выделяют договорные федерации, в основу которых положен договор (США), и конституционные (Германия). По правовому статусу субъекты федерации подразделяются на симметричные, когда субъекты имеют одинаковый правовой статус (США), и асимметричные, в которых субъекты занимают неравное правовое положение (Индия, РФ).
К сложной форме государственного устройства относят помимо федерации — империю.
Империя — исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований. Империи, возникнув во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфическими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:
· огромная территориальная основа;
· сильная централизованная власть;
· правящая элита, стремящаяся к экспансии;
· отсутствие единого государственно-правового статуса у входящих в империю образований;
· асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями;
· подчиненность интересов различных социальных групп слоев общим политическим проектам;
· разнородный этнический и культурный состав.
Империи можно классифицировать на континентальные (Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенинтальные (Великобритания, США).
Ряд авторов считает, что формой государственного устройства является и конфедерация. Однако, на наш взгляд, конфедерация — это надгосударственное образование, это временный союз суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов и целей политического, экономического или оборонного характера.