Биохимия человека – наука, изучающая сущность процессов обмена веществ и их регуляции в организме человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОУ ВПО «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

БЕЛКИ

Учебное пособие

Для студентов медицинских вузов

КИРОВ, 2004


Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии.

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов Медицинской академии, изучающих медицинскую биохимию.

АК - аминокислоты

ацКоа – ацетил КоА

глю, глю-6-ф – глюкоза, глюкоза-6-фосфат

ГАФ - глицеролальдегидфосфат

ГП - гликопротеин

ДГ - дегидрогеназа

Е - энергия, энзим

S - субстрат

Ж.К. – жирные кислоты

МХ - митохондрин

МГ – молекулярная масса

МАГ. ТАГ – моноацилглицерол, триацилглицерол

ЛП.(ЛПВП ЛПНП ЛПОНП) –липопротеины (высокой, низкой и оченъ низкой плотности)

НАД – никотинаминдинуклеотид

НК – нуклеиновая кислота

о-ац - оксалоацитат

ТФ - трансфераза

СДГ – сукценил ДГ

ХС - холестерин

ФЛ - фосфолипид

ФМН

ФАД

цАМФ – циклический аденозин монофосфат

ЦТК – цикл трикарбоновых кислот

ПФП – пентозофосфатный путь

Биохимия человека – наука, изучающая сущность процессов обмена веществ и их регуляции в организме человека.

Организм – очень сложная и интересная система, жизнедеятельность которой обеспечивается протеканием большого количества реакций (сигналом для следующих реакций служит воздействие внешней среды или результат предыдущей реакции).

Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на биохимические процессы.

1. Физические: механическая травма, экстремальная температура, резкие изменения атмосферного давления, радиация, электрический ток.

2. Химические: некоторые токсические соединения, терапевтические препараты и т.д.

3. Биологические: вирусы, риккетсии, бактерии, грибы, высшие формы паразитов.

4. Кислородное голодание: потеря крови, нарушение кислородопереносящей функции, отравление окислительных ферментов.

5. Генетические: врождённые, молекулярные.

6. Иммунологические: анафилаксия, аутоиммунные заболевания.

7. Нарушения пищевого баланса: недостаточное питание, избыточное питание

Нужно понимать, что в основе всех происходящих в организме явлений лежат физико-химические процессы. Так, например, взаимодействие на основе комплементарности можно проследить на различных уровнях организации:

- образование надмолекулярных структур в результате межмолекулярных связей;

- изменение функции активности молекул: регуляция активности ферментов и других белков, обезвреживание антигенов, регуляция действующих генов;

- перенос веществ при участии транспортных белков;

- избирательный катализ химических реакций ферментами;

- функционирование ДНК и РНК в качестве матриц.

Можно привести примеры, иллюстрирующие широту диапазона возможностей применения биохимии:

1. Анализ механизма действия токсина, продуцируемого возбудителем холеры, позволил выяснить важные моменты в отношении клинических симптомов болезни (диарея, обезвоживание).

2. У многих африканских растений содержание одной или нескольких незаменимых аминокислот весьма незначительно. Выявление этого факта позволило понять, почему те люди, для которых именно эти растения являются основным источником белка, страдают от белковой недостаточности.

3. Обнаружено, что у комаров- переносчиков возбудителей малярии - могут формироваться биохимические системы, наделяющие их невосприимчивостью к инсектицидам; это важно учитывать при разработке мер по борьбе с малярией.

4. Гренландские эскимосы в больших количествах потребляют рыбий жир, богатый некоторыми полиненасыщенными жирными кислотами; для них характерно пониженное содержание холестерола в крови, и поэтому у них гораздо реже развивается атеросклероз. Эти наблюдения навели на мысль о возможности применения полиненасыщенных жирных кислот для снижения содержания холестерола в плазме крови.

Таким образом, нельзя пренебрегать вкладом биохимических исследований в диагностику и лечение заболеваний (так как они позволяют выявить причину болезни, предложить рациональный и эффективный путь лечения, разработать методики для массового обследования населения с целью ранней диагностики, следить за ходом болезни и контролировать эффективность лечения).

Для успешного освоения курса биохимии очень важным является систематическое и последовательное изучение предлагаемого материала (за неделю биохимию не выучить). А постепенное, развивающееся логическое мышление будет не только помогать на контрольных работах и экзаменах, но и пригодится в вашей дальнейшей жизни и практике врача-клинициста.

Никогда не стесняйтесь спрашивать у преподавателей непонятый материал и задавать им вопросы. Видя вашу заинтересованность, преподаватели будут подкреплять материал интересными фактами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: