Способ производства и образ жизни

Определяющим фактором развития общества является способ производства материальных благ или экономическая сторона жизне­деятельности общества. Отношения людей, складывающиеся в про­цессе развития и функционирования данного способа производства (отношения производства, распределения, обмена- и потребления), и закономерности этих отношений являются предметом политиче­ской экономии. В отличие от политической экономии социология изучает социальные закономерности развития и функционирования способа производства, т. е. закономерности определенного способа жизнедеятельности людей, определенного образа их жизни. Образ жизни, как и способ производства, определяется, с одной стороны, практическим отношением людей к природе, уровнем технической вооруженности, производительностью их труда, состоянием произ­водительных сил, а поэтому и характером потребления и, с другой стороны, характером производственных отношений, экономическим строем общества, который является основой всей системы общест­венных отношений.

В качестве основных сфер жизнедеятельности людей выступают труд, быт, общественно-политическая деятельность и культура.

Социалистический образ жизни как объект социологического анализа. Одна из основных проблем социологического анализа обра­за жизни как в теории, так и при проведении социологических исследований — качественные отличия социалистического образа жизни от образа жизни буржуазного, определяемые различиями общественно-экономических формаций.

Социалистический образ жизни — и в этом его коренное преиму­щество — открывает такие перспективы роста благосостояния и культуры масс, которые невозможны даже в самых богатых капита­листических странах. Социалистический образ жизни, во-первых, означает совершенно иное распределение материальных и культур­ных благ. При социализме изжиты голод, недоедание, безработица, организованная преступность и прочие язвы капитализма. Во-вто­рых, «социализм надежно обеспечивает неуклонный и постоянный рост уровня жизни.

Исследования закономерностей дальнейшего развития социали­стического образа жизни проводятся на различных уровнях. Сущ­ность социалистического образа жизни на уровне общества в целом проявляется в совокупности черт и основополагающих принципов социально-политического строя, включающих в себя равноправие и социальную справедливость, коллективизм, гуманизм, патриотизм и

интернационализм, преданность идеалам коммунизма и уверенность в будущем, трудовую и общественно-политическую активность.

При изучении образа жизни на уровне различпых классов, соци­альных общностей и групп в центре исследования — особенности важнейших форм жизнедеятельности представителей этих общно­стей: характер, содержание и условия труда, виды общественно-политической и культурно-информационной активности, деятель­ность в сфере быта и досуга и т. п. Внутри класса выделяются различные типы образа жизни в зависимости от профессиональных, региональных, социально-демографических особенностей его члепов. Специфические черты образа жизни людей на этом уровне анализа определяются также различиями естественно-географических и кли­матических условий, уровней жизни, национальных традиций, культурных ценностей и т. п.

Изучение жизни индивидов как членов определенной социальной группы позволяет выделять общие, типичные черты образа жизни, судить о том, как реализуются человеком возможности, обеспечива­емые условиями социалистического общества.

Необходимая составная часть исследований образа жизни — изу­чение и анализ условий жизнедеятельности. Универсальные харак­теристики, определяющие качественное своеобразие социалистиче­ского образа жизни, в значительной мере формируются такими усло­виями жизнедеятельности людей, которые способствуют как росту благосостояния, так и совершенствованию форм жизненной актив­ности индивидов и групп. Вместе с тем влияние условий на образ жизни людей преломляется через множество социально-экономиче­ских, социально-культурных и социально-психологических факто­ров, обусловливающих его внутреннюю дифференциацию.

К объективным условиям жизнедеятельности на уровне обще­ства в целом относятся в первую очередь условия труда и быта. При исследовании трудовой и культурно-бытовой деятельности ин­дивидов учитываются: социально-экономические условия, характе­ризующие материально-техническую базу общества; уровень разви­тия отношений общественной собственности и форм распределения; социально-политические условия, характеризующие политическую организацию социалистического общества; идеология и социально-культурные условия, включая действующие в обществе правовые, морально-этические, эстетические и прочие нормы, ценности и иде­алы, присущие социалистическому образу жизни; экологические условия и пр. При этом важно учитывать, что на «личностном» уровне названные объективные условия тем или иным образом трансформируются в «ближайшие» по отношению к субъекту усло­вия его жизнедеятельности, характеризующие непосредственно среду его обитания.

К субъективным условиям жизнедеятельности относятся форми­рующиеся в процессе жизнедеятельности социально-психологиче­ские факторы, характеризующие общее состояние сознания инди-ьидов и групп: их отношение к миру и своему непосредственному «кружению, оценка ими условий жизнедеятельности и представле-

нив о наиболее результативных образцах поведения в определенных конкретных условиях, степень удовлетворенности тем и другим; степень заинтересованности в результатах тех или иных видом деятельности, а также придание значимости тем или иным обстоя­тельствам людей в общественной жизни. Сюда входят и возникаю­щие в процессе жизнедеятельности социальные установки, ценност­ные ориентации и интересы, формирующие основу жизненных кон­цепций людей и их жизненных позиций, нередко определяющих мотивы и цели их действий, их поведения в целом, влияющих на выбор средств и способов для достижения своих целей, на весь их морально-нравственный облик.

В соответствии с тремя уровнями анализа образа жизни все пе­речисленные условия жизнедеятельности могут быть описаны в системах показателей трех уровней: универсальных (уровень обще­ства в целом), локальных (уровень социальной группы или социаль­но-территориальной общности) и личностных (уровень непосред­ственной сферы обитания индивида).

Формы жизнедеятельности, реализуемые людьми в вышеназван­ных условиях, определяются как деятельность (включая взаимодей­ствие как обмен деятельностью между людьми), поведение и общение, которые реализуются в процессах производства матери­альных ценностей и услуг, производства духовных ценностей (социокультурная и идеологическая деятельность), общественно-по­литической и организационно-управленческой деятельности, потреб­ления материальных ценностей и услуг, потребления духовных ценностей и др.

Существенными аспектами содержания образа жизпи являются межличностные отношения и обмен материально-практической дея­тельностью между людьми. Такой обмен деятельностью, или соци­альное взаимодействие, подразумевает обмен мыслями, чувствами, оценками и т. п. Характеристику социальной, культурной и, психо­логической основы межличностных отношений содержит в себе категория общения. Понятие «общение» относится к структурным, функциональным и динамическим характеристикам организации людьми своего социального и индивидуального опыта в процессе их совместной деятельности, в межличностных отношениях.

Категория образа жизни является интегральной по отношению к таким понятиям, анализирующим социально-экономический про­цесс, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», в которых отражены специализированные аспекты социальных от­ношений. Например, понятие «уклад жизни» применяется в основ­ном для описания классово-структурных аспектов социальной жиз­пи, характеристик отношений собственности и распределения. По­нятие «уровень жизни» предназначено для выявления количествен­ных характеристик потребления социальных групп и индивидов. «Качество жизни» — для описания экологических и социокультур­ных параметров общества.

Сопряженным с категорией «образ жизни» является понятие «стиль жизни», отражающее индивидуальные особенности субъек-

тов образа жизни, их средство-целевые параметры. Понятие «стиль яшзни» употребляется для анализа творческих, социалыго-психоло-хических и психологических качеств жизненного процесса в его исторической динамике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: