Социология быта

Понятие вненроизводственной деятельности. Сущность социологи­ческого подхода к исследованию проблем быта заключается в том, что эти проблемы рассматриваются через анализ складывающихся форм внепроизводствениой деятельности. Характерная особенность этой сферы состоит в том, что деятельность здесь организуется обществом не непосредственно, как в -производстве или политической жизни, а скорее косвенно: человеческие действия в этой сфере менее формализованы, больше зависят от индивидуальных свойств лично­сти. Если труд в современном народном хозяйстве и управление вы­ступают в виде общественно организованных, формализованных (институционализированных), преимущественно коллективных дей­ствий, то повседневная в-непроизводствепная деятельность протекает, как правило, в форме индивидуализированных, лишь косвенно фор­мализуемых действий и затрагивает главным образом область личной и семейной жизни. Роль первичной социальной ячейки, которую в производственной сфере выполняет производственный коллектив, вне производства играет семья.

Предметом социологии быта является изучение социальных зако­номерностей, социально значимых форм повседневного поведения и деятельности людей, связанных с организацией индивидуального и семейного потребления, ведением домашнего хозяйства, повседнев­ной культурной жизнью, воспитанием детей, досугом, развлечениями, отдыхом и т. п.

У подавляющего большинства взрослых людей в современном обществе (особенно социалистическом, где все трудоспособное насе­ление занято в народном хозяйстве) подобные виды деятельности заполняют основную часть внерабочего времени.

В рамках изучения быта, отождествляемого с внепроизводствен-ной сферой социальной жизни, особое значение со многих точек зрения имеет анализ «свободной деятельности, не определяемой, по­добно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необ­ходимостью или социальной обязанностью,— как угодно»5. Время этой свободной деятельности — «время, которым можно распола­гать»6, К. Маркс называл свободным временем и специально подчер­кивал, что именно оно составляет «настоящее богатство» коммуни­стического общества, обеспечивающее возможности «для удоволь­ствий, для досуга», открывающие «простор для свободной деятель­ности и развития»7.

Поскольку свободное время играет первостепенную роль в станов­лении всесторонне развитой, гармонической личности, оно образует ценпейший элемент внепроизводственной сферы социальной жизни.

Классификация занятий. Исходным методическим условием соци­ологического исследования бытовой сферы жизнедеятельности чело­века является систематизация (классификация) заполняющих ее занятий. Практически во всех социологических исследованиях быта в качестве первичных, простейших элементов жизнедеятельности вы­деляются однотипные занятия, такие, как сон, еда, приготовление пищи, покупка товаров, уборка помещений, чтение, пользование те­левизором и т. п. Детализация этих занятий может меняться, но сам тип их в рамках социологии быта и внерабочего времени остается одним и тем же.

Фактически различные классификации человеческих действий, используемые в социологическом анализе быта, представляют собой разные систематизации одних и тех же (или по крайней мере одно­типных) простейших занятий, элементарных слагаемых внепроизвод­ственной жизнедеятельности. Естественно, что подобные классифи­кации могут соотноситься друг с другом или, говоря иначе, перево­диться одна в другую.

Показательны с этой точки зрения два типа систематизации: классификация занятий внерабочего времени и функциональная классификация собственно бытовых занятий (обе системы продназыа-

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. III, с. 205—266.

6 Там же

7 Там же, с. 264.

чепы для анализа повседневной внепроизводствеиной жизнедеятель­ности работающего населения в социалистическом обществе).

В первом случае основанием классификации служит сведение всех элементарных занятий (затрат времени), протекающих вовне рабочего времени, и последующее выделение среди них непреложных действий и деятельности свободного времени. Наиболее распростра­ненный вариант такой классификации строится следующим образом.

1.-Занятия внерабочего времени, связанные с работой на произ­водстве (передвижение к месту работы и обратно, прием и сдача смены, обеденный перерыв и т. п.).

2. Домашний труд (покупка товаров, приготовление пищи, уход
за помещением, мебелью, приборами, уход за одеждой и обувью,
уход за детьми, прочие виды домашнего труда).

3. Удовлетворение естественных физиологических потребностей
(сон, еда, уход за собой, лечение и т. п.).

4. Занятия свободного времени (учеба, самообразование, общест­
венная работа, воспитание детей, физкультура и спорт, отдых и раз­
влечения, творческая деятельность и любительский труд и пр.).

Функциональная классификация внепроизводственной жизнедея­тельности охватывает бытовое поведение и базируется на системати­зации первичных занятий в зависимости от их соотношения с основ­ными функциями жизнедеятельности в сфере быта (удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей в той их части, которая связана с семейным и личным потреблением: воспроизвод­ство человеческого рода и первичная социализация подрастающих поколений, обслуживание н самообслуживание, непосредственно свя­занное с потреблением и воспитанием детей).

Показатели условий жизненной обстановки. Изучение условий быта ограничивается рассмотрением конкретных факторов, непосред­ственно воздействующих на поведение человека. Сюда относятся внешние по отношению к человеку условия, такие, как доходы, жи­лищные условия, система обслуживания, общественные нравы, мас­совое сознание, т. е. условия жизни в буквальном смысле слова.

Условия жизни в социологии быта выступают в виде полной характеристики конкретных социальных ситуаций, в которых нахо­дятся изучаемые люди или группы. Чтобы подчеркнуть специфику факторов конкретной социальной ситуации, воздействующих на по­вседневную жизнедеятельность, их отличие от внешних условий, совокупность подобных факторов нередко обозначается в социологии быта более широкими понятиями, такими, как «жизненные обстоя­тельства» или «условия жизненной обстановки». Эти понятия вклю­чают не только внешние условия, по и социальные качества людей.

Необходимость учета многообразных факторов состоит в том, что эти факторы изучаются лишь в связи с поведением, в качестве его детерминантов, определяют тип показателей, используемых в социо­логии быта для характеристики жизненных обстоятельств.

Своеобразие этих показателей именно в том, что здесь слиты воедино характеристики внешних условий, в которых находятся

изучаемые группы людей и органически присущие этим людям социалыто-культурные свойства.

В большинстве исследований чаще всего используются следующие группы первичных, базовых показателей:

показатели материально-экономического положения (доход в рас­чете на члена семьи и соотношение в нем натуральных и денежных поступлений, жилищные условия, наличие коммунальных удобств, обеспеченность бытовой техникой и предметами культурно-бытового назначения, уровень развития системы обслуживания, доступный данной группе людей);

показатели культурного развития (уровень образования, культур­ной ориентации, направленность интересов и т. п.);

показатели семейно-возрастного положения (возраст, состояние в браке, наличие детей).

Наряду с первичными, простейшими показателями условий жиз­
ненной обстановки важную роль в анализе бытовой жизнедеятель­
ности играют более сложпые комплексные показатели. Последние
выражают социальные положения, которые характеризуют целый
комплекс, естественную комбинацию простейших жизненных обсто­
ятельств. S

Наглядный пример сложных характеристик жизнепной обста­новки дают показатели социальной принадлежности (принадлеж­ность к рабочим, интеллигенции, служащим, колхозному кресть­янству) или показатели степени урбанизированное™ и индустриали-зировапности среды обитания (большой город, малый город, село и т. п.).

Методические схемы изучения быта. Так как основу быта состав­ляет изучение бытовой жизнедеятельности в ее связи с условиями жизни, то на уровне эмпирического исследования элементами подоб­ного изучения выступают характеристики жизненных обстоятельств (независимые переменные) и характеристики повседневного поведе­ния, времяпрепровождения вне сферы труда (зависимые перемен­ные). Различные формы исследования связи этих элементов опреде­ляют основные методические схемы социологического анализа проблем быта.

Исходная и в известном смысле простейшая схема такого анализа заключается в изучении зависимости между отдельными видами бытовой жизнедеятельности (использования внерабочего времени) и различными жизненными обстоятельствами. В этом случае рассмат­ривается продолжительность, распространенность, настоятельность некоторых форм поведения людей, различающихся положением и другими условиями жизненной обстановки (скажем, анализируется домашний труд людей различной семейно-возрастной принадлеж­ности, разного достатка, культуры и т. п.).

Другая методическая схема предполагает подход, при котором исследуется воздействие определенной категории жизненных обстоя­тельств на всю систему бытовой жизнедеятельности. При таком под­ходе сопоставляются данные обо всех важнейших показателях

поведения, возникающие при изменении некоторого условия жизпеп-лой обстановки (допустим, сравнивается тип времяпрепровождения у людей с различным образованием или доходом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: