Программа наблюдения

Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем. Наблюде­ние — это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности (папример, рабочей бригады в процессе труда, слушателей различно­го рода лекций в процессе их взаимодействия с лектором, специаль­ной группы, выполняющей задание исследователя, и т. п.). Иначе говоря, речь идет об исследовании протекающего процесса.

При разработке программы наблюдения следует соблюдать сле­дующие условия, которые оказывают определяющее влияние на ка­чество получаемой информации:

расчленение объекта наблюдения на составляющие элементы должно быть логичным, соответствовать органической природе объ­екта и позволять воссоздание {реконструкцию) целого из частей;

расчленение должно вестись в терминах, адекватных тем, кото­рыми исследователь намеревается оперировать при анализе получен­ной информации;

выделенные элементы объекта наблюдения (единицы наблюде­ния) должны однозначно интерпретироваться, не допускать дву­смысленного толкования.

Выбор исследуемых коллективов и индивидов, определение усло­вий, в которых будет происходить наблюдение, фактов, которые будут наблюдаться, и достоверности полученной информации — все эти вопросы следует решить заранее, чтобы наблюдение могло про­ходить организованно и последовательно, в соответствии с заранее разработанным планом.

Процесс разработки программы наблюдения состоит прежде все-го в построении исследователем системы классификации тех фактоп, которые составляют наблюдаемую ситуацию и отвечают целям ис­следования. Без нее зафиксированные факты будут изолированными, неопределенными и, следовательно, лишенными смысла. Однако си­стема классификации фактов но должна быть слишком жесткой, иначе исследователь будет вынужден отбросить все факты, в нее не укладывающиеся.

Наблюдатель, у которого нет системы классификации, может увидеть много, а зафиксировать и определить очень мало. Исследо­ватель, который использует слишком жесткую систему классифика­ции, чаще будет фиксировать лишь те явления и факты, которые могут подтвердить его предварительные концепции.

В процессе наблюдения происходит накопление данных, и и\ предварительный анализ позволяет уточнить задачи наблюдения. Вводятся более строгие категории, выделяются наиболее значимые с точки зрения задачи исследования аспекты наблюдаемых ситуаций и событий. Поэтому программа наблюдения должна быть достаточно широкой и гибкой. Даже в тех случаях, когда задачи и гипотезы определены заранее, они могут быть переформулированы несколько раз в ходе работы. Если это происходит, необходимо фиксирован, соответствующие изменения и вносить их в программу исследования.

Рамки соотнесения. Для того чтобы с необходимой точностью изучить общую сложную ситуацию и правильно упорядочить наблюдаемые факты, в программе наблюдения нужно решить во­прос о научных рамках соотнесения, т. е. определить, в каких терминах будет вестись исследование — в социологических, социаль­но-психологических или психологических и на каком уровне будет проводиться наблюдение — на уровне коллектива как целого, на уровне части коллектива или на уровне отдельных индивидов, со­ставляющих коллектив.

Разработка точных рамок соотнесения, включая йозможностп перехода с одного уровня на другой и от одной системы понятии к другой, способствует получению четкой и дифференцированной информации. Данные, получеиные в процессе наблюдения, становят­ся понятными другим исследователям, и появляется возможность сравнивать результаты наблюдений различных исследователей.

Важным подготовительным этапом работы является четкое опре­деление объекта наблюдения. Уже постановка целей и выделение иадач исследования определяют некоторые характеристики (отрасль промышленности, тип предприятия, профессиональный, социально-демографический состав н т. д.) изучаемых коллективов.

Например, если цель исследования — изучение средств повыше* ния эффективности лекционно-пропагапднстскоп работы среди мо-> лодежи, то наблюдению будут подвергаться две категории людей: молодежная аудитория и лекторы. При этом заранее определен возрастной состав тех, кто обозначен как молодежь, заранее известен профессиональный и возрастной состав лекторов. Заранее может быть также определен н профессиональный состав аудитории: рабо­чая молодежь, школьники, студенты.

Если же речь идет об изучении влияния сплоченности рабочего коллектива на производительность труда в условиях промышленного предприятия, то исследоваться будут бригады рабочих в их есте­ственном составе (т. е. возрастные критерии изучаемых заранее не заданы).

При конкретизации объекта наблюдения очень важно зафикси­ровать, кого наблюдать. Это также необходимо определить па стадии разработки программы наблюдения.

Так, при изучении лекционной работы исследователю предстоит принять решение о том, будут ли рассматриваться профессионально однородные или смешанные аудитории, будет ли наблюдаться один и тот же лектор при чтении лекции на различные темы или не­сколько лекторов, представляющих одну и ту же тему, а также о том, какие аудитории по количественному составу слушателей будут наблюдаться.

При исследовании рабочих бригад решается, будут ли прово­диться исследования на больших или малых предприятиях, будут ли наблюдаться одна или несколько бригад, а если несколько, то будут ли это бригады одного и того же предприятия или различных предприятий, одинаковые или различные по роду деятельности и количественному составу и т. д. Выбор конкретпого объекта иаблю-

31G

дения предполагает также необходимость определить, будет ли изу­чаемый коллектив наблюдаться преимущественно как целое, или же основное внимание будет уделяться действиям отдельных инди-пмдов. Решение об уровне наблюдения определяется целями и зада­чами исследования. Если цель наблюдения — дать общее описание изучаемого коллектива, то более целесообразно наблюдать его как целое; если же исследователь хочет подойти к пониманию механиз­мов деятельности этого целого, наметить пекоторые относящиеся: к ним гипотезы, то следует обратиться также и к изучению коллек­тива на уровне составляющих его индивидов.

Так, при наблюдении за ходом какого-либо собрания можно на­блюдать его общий ход, количество выступлений, эмоциональную атмосферу (спокойствие, возбужденность), степень организованности (упорядоченность, беспорядочность). Это будет характеризовать группу как нечто целое.

С другой стороны, можно наблюдать за теми, кто проявляет в ходе этого собрания наибольшую активность: выступают они с три­буны или подают реплики с мест, обращаются с вопросами и заме­чаниями к выступающим или делятся впечатлениями с соседями, носят их замечания конструктивный или критический характер н т. п. Здесь речь идет уже о наблюдении на уровне индивидов, т. е. элементов, составляющих изучаемую группу. Интересные резуль­таты могут быть получены, если наблюдение ведется одновременно на обоих уровнях.

Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта. При разработке программы наблюдения необходимо опре­делить наиболее значимые характеристики условий и ситуации, и которых протекает деятельность наблюдаемого коллектива, т. е. решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует прово­дить наблюдение.

Прежде всего важно установить, будет ли коллектив наблюдать­ся в условиях, например, только профессиональной деятельности, или только в сфере досуга, пли в тех и других.

Наблюдение объекта в различных условиях позволяет увидеть его различные стороны, дает возможность более точно определить некоторые его постоянные характеристики, т. е. в конечном счете более полно описать этот объект.

Например, В. Б. Ольшанскому удалось наблюдать членов изу­чаемой бригады и в процессе работы, и во время перерывов, и даже ио внерабочее время. Это дало ему возможность увидеть, насколько рабочие в различных реальных жизненных ситуациях руководство­вались теми ценностями, которые они назвали как важнейшие при ответах на вопросы анкеты и интервью, и насколько указанная ими иерархия ценностей соответствовала действительности.

Важно фиксировать общее эмоциональное состояние, в котором: протекает деятельность наблюдаемого коллектива, например дру­желюбие или конфликтность. Существенной характеристикой дея­тельности является ее интенсивность, которая в свою очередь ока-» вывает влияние на состояние людей и па характер их взаимоотно*

■шеиий друг с другом. Поэтому важно фиксировать, насколько спо­койно или напряженно работает изучаемый коллектив.

Важно определить, в каких ситуациях следует наблюдать изу­чаемый коллектив. Его деятельность может протекать в обычных, повседневных, наиболее часто повторяющихся ситуациях, когда ложно считать, что в основном действия ее членов осуществляются на уровне автоматизма. В этом случае исследователь имеет дело с обычной ситуацией.

В жизни коллектива бывают ситуации, когда эти автоматиче­ские, рутинные действия оказываются малоэффективными, напри­мер когда коллектив получает новое, до сих пор но встречавшееся ому производственное задание, когда возникает острый внутршруп-иовой конфликт или, напротив, происходит какое-то радостное, ж> редкое событие. В этом случае исследователь имеет дело со значи­мой для коллектива проблемной ситуацией.

Если исследователя интересует умение коллектива справляться с повымп задачами, его реальная структура, процесс принятия кол­лективного решения, ему целесообразно наблюдать коллектив н проблемной ситуации. Исследователь получает возможность в есте­ственных условиях следить за ходом обсуждения общей проблемы, наблюдать процесс выработки и принятия решения, чю служит источником интересной информации для построения гипотез и дальнейшего экспериментирования в этой области. Сведения, полу­чаемые при наблюдении коллектива как в обычной, так п в про­блемной ситуациях, взаимно дополняют друг друга и, позволяют больше узнать об изучаемом объекте.

Итак, определение условий, в которых протекает наблюдаемая деятельность, связано с фиксированием следующих аспектов:

1) ситуации, определяющей вид наблюдаемой деятельности (на­
пример, производственные плн внепроизводствепные условия);

2) окружения и эмоционального состояния, в которых протекает
деятельность объекта исследования;

3) характера ситуации — обычного или проблемного.

Цели, задачи и структура деятельности изучаемой группы. При разработке программы наблюдения следует принять во внимание тот факт, что цели и задачи, на решение которых направлена деятельность коллектива, могут рассматриваться по меньшей мере в двух аспектах.

С одной стороны, как достижение целей, поставленных перед коллективом системой, частью которой он является, подразумеваю­щее распределение функций между членами коллектива и коорди­нацию их днтелыюсти.

С другой стороны, существует проблема поддержания в коллек­тиве межличностных отношений, т. е. взаимоотношений между его членами. Здесь возникают свои вопросы, связанные с тем, что люди по-раэпому относятся друг к другу, что кто-то хочет добиться чьего-то расположения или признания со стороны коллектива в целом и т. п. Таким образом, при наблюдении необходимо учитывать, что, помимо чисто функциональных, -например производственных, про~

бломе, коллективу приходится решать проблемы, связанные с под­держанием межличностных отношений.

Определение предмета наблюдения. В зависимости от целей ис­следования социолог обычно выбирает в качестве предмета наблю­дения какую-то одну из сторон объекта.

Например, при исследовании процесса принятия коллективного решения можно сосредоточить внимание на структуре коммуника­ций (т. е. обмене информацией между членами коллектива) и на выявлении лидеров (наиболее активных участников обсуждения стоящей перед коллективом проблемы). Если исследователю пред­стоит решить вопрос о том, почему в конкретной бригаде низкая: производительность труда, эту бригаду целесообразно рассмотреть с различных точек зрения: понаблюдать за ее деятельностью и раз­личных ситуациях, оценить условия труда, квалификацию ее чле­нов и т. д.

Не все поддается непосредственному прямому наблюдению. Нель­зя непосредственно наблюдать структуру коллектива, индивидуаль­ные и общие цели, нормы и ценности, установки и мотивы поведе­ния. Тем не менее именно эти явления, как правило, представляют: для социолога наибольший интерес, так как знание о них дает воз­можность приблизиться к пониманию механизмов коллективной деятельности и взаимодействия между людьми. О них можно судить го различным наблюдаемым проявлениям, которые будут играть роль показателей, указывающих на интересующие социолога харак­теристики.

Выбор признаков и единиц наблюдения. Прежде чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки, по которым можно будет судить о ситуации, интересующей исследователя.

Определение признаков представляет собой преобразование не­прерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации единицы актов поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации. При этом следует руководствоваться тем, чтобы разрабатываемая система с максимально возможной точностью предусматривала раз­мер единиц или набор показателей, соответствующих фиксируемому па определенном уровне явлению.

Выделенные в процессе разработки программы наблюдения, яв­ления, события, действия, формы поведения, интерпретированные в соответствующих понятиях, становятся основой для разработки категории, т, е. становятся единицами поведения и показателями каких-то более общих свойств или социально значимых действий изучаемой стороны действительности.

В качестве единицы поведения можпо выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера, однако такая единица не должна содержать слишком большого количества дей­ствий, быть большого размера, так как это может повредить точно-» сти и строгости результатов. Единицей поведения может быть вы­бран и самый маленький сегмент словеспых и несловесных действий, который может быть обнаружен и классифицирован по одной из

катстсрнй при длительных и повторяющихся наблюдениях, другими словами, действия могут служить иллюстрациями тон категории, к которой они относятся.

Определение понятии и разработка категорий. Для того чтобы данные наблюдения могли быть понятными другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимыми, необ­ходимо разработать такую систему понятий, при помощи которых, будут описываться результаты наблюдения. Важно, чтобы исполь зуемые понятия определялись операционально, т. е. чтобы за ними было закреплено определенное значение и содержалась возможность фиксации этого значения.

При разработке категорий важно помнить, что они должны со­ответствовать следующим требованиям: каждая из отдельных кате­горий должна быть четко определена, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что н другие катего­рии, и выражать какой-то определенный аспект решаемой в иссле­довании задачи.

Если, например, тема исследования «Развитие взаимоотношении сотрудничества на промышленном предприятии в процессе научно-технической революции», то можно в качестве центральной задачи наблюдения поставить конкретное исследование основных связей между научно-технической революцией и внутренними взаимоотно­шениями в коллективе на социалистическом промышленном пред­приятии.

Можно изучать такие структуры, как функциональная рабочая структура, политико-организационная структура, социально-психоло­гическая структура, структура внеэкономических интересов (не­идентичная, однако, с социально-психологической структурой).

Разрабатывая категории, в центр внимания нужно ставить наи­более важные вопросы. Для данной темы это будут вопросы со­циальных контактов, связи между отдельными членами коллектива, а также роль и реальные функции авторитета коллектива в различ­ных ситуациях и с разной степенью интенсивности. Следовательно, категории должны их отражать. Наблюдение этих явлений имеет исключительно важное значение для исследования современного состояния и тенденций развития социалистических производствен­ны;!: отношений.

Характер категорий отчасти задается уже уровнем, на котором проводится наблюдение. Так, если изучается эмоциональное состоя­ние коллектива, то можно наблюдать его общие проявления (беспо­рядок, шум, выкрики) или проявления эмоционального состояния у отдельных индивидов (спокойствие, возбужденность). Однако и этом случае речь идет о самых общих проявлениях этого состояния: вербальная деятельность в наблюдении не оценивается. Соответ­ственно категории, фиксирующие поведение членов коллектива, бу­дут относиться именно к наблюдаемому классу явлений.

Обычно социологу приходится сталкиваться с необходимость! > наблюдать объект на различных уровнях, и каждому уровню при этом должны соответствовать свои категории.

Например, если наблюдается какое-либо собрание или дискус­сия, то их можно рассматривать на различных уровнях: общее описание их хода, систематизация видов индивидуального поведения д!.ч участников или попытка выявить установки или мотивы уровней предполагает специфическую, только ему свойственную категориза­цию. Так, если социолог хочет выяснить, каким образом коллектив принимает решение, он использует такие категории, как «поиск информации», «предложение решения» и т. п.

Применяя наблюдение, исследователь пе может обойтись без стандартизации используемых категорий. Он должен однозначно фиксировать одни и те же явления, действия и т. д. в различных ситуациях. Стандартизированные категории наблюдения заносятся пли в книгу, или на специальную карту. Каждому члену наблюдае­мого коллектива может соответствовать специальное цифровое обо­значение, которое может совпадать с номером карточки или вводить­ся дополнительно. Наблюдаемые акты поведения наблюдатель за­носит иа карту.

Число категорий наблюдения зависит от темы исследования, от глубины проблематики и не в последнюю очередь от мастерства наблюдателя. Количество категорий не должно быть чрезмерным. Слишком большое число категорий приводит к дроблению наблюдае­мого на очень мелкие единицы, и наблюдатель может оказаться в затруднительном положении, пе зная, куда отнести совокупность действий, попадающую сразу под несколько категорий. При малом числе категорий теряется информация о специфике однотипных дей­ствий и поведения.

При изучении влияния автоматизации на изменение характера труда Институтом социологических исследований АН СССР была разработана система категорий процесса коммуникаций между чле­нами производственного коллектива. Каждая из категорий офор­млялась в вице отдельной карточки наблюдения (см. с. 322).

Результаты наблюдения только тогда приводят к интересным гипотезам, точному описанию объекта, когда система категорий позволяет собрать достоверную информацию. Понятие достоверности иключает оценку адекватности и надежности* входящих в систему категорий, а также точности их фиксации.

При оценке адекватности категорий речь идет о том, измеряют ли выделенные категории то, что они.должны измерять. Категории, фиксирующие непосредственно наблюдаемые действия, являются адекватными по определению. Это относится к таким категориям, как количество общений между участниками взаимодействия, по­следовательность действий при выполнении той или иной производ­ственной операции и т. п. Когда же измеряются такие явления, характеристики, как наличие противоречий между отдельными чле­нами коллектива, неудовлетворенность или удовлетворенность чле­нов коллектива результатами какого-либо коллективного события, а также нормы и ценности коллектива, возникает вопрос об объек­тивности. Поскольку в социальных науках не существует эталона измерения, который мог бы служить независимый критерием опре-

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АКАДЕМИИ НАУК СССР

♦ Раздел: 4. Отношения с другими лицами Тема ABTOM-I

©Подрачдел: 4.1. Рабочие контакты Карточка наблюдателя

Наблюдатель________________________________ (ф. и. о. разборчипо)

Предприятие_________.----------------------------------------------------------------------

Цех ______________________________________________________________

Участок ------------------------------------------------------------------------------------------

Рабочее место_______________________________________________________

Дата наблюдения -----------------------------------------------------------------------------

Время наблюдения-----------------------------------------------------------------------------

начало ___________________________________________

окончание _________________________________________

Общая продолжительность ----------------------------------------------.-------- ;-----------

Подпись наблюдателя-------------------------------------------------------------------------.

Инструкция наблюдателю7.

Основпая цель настоящего исследования — выяснить, как научпо-техпиче-ский прогресс и связанная с ним автоматизация промышленного производства влияют на содержание труда рабочего, на условия труда, на общее отношение рабочего к жизни и труду.

Большую часть сведений о содержании и условиях труда предполагаете» получить с помощью метода наблюдения, используя для этого специальные карточки наблюдения.

От того, насколько аккуратпо и добросовестно будет проводиться наблю­дение, в большой степени зависит обоснованность выводов исследования. Поэтому мы просим отнестись к порученному Вам заданию с максимальным вниманием и аккуратностью. Особое внимание нужно обратить па сле­дующее.

1. Перед тем как приступить к непосредственному паблюдепию, необхо­
димо:

а) ознакомиться с технологией того производства, которое отобрано для
исследования;

б) внимательно просмотреть все пункты, помещенные в карточке; во»
возникшие в связи с этим вопроси нужно немедленно разрешить у лица,
ответственного за проведение исследования;

в) провести песколько пробных наблюдений с целью отработки измери­
тельных процедур.

2. Наблюдение необходимо вести строго ва тем рабочим местом, которое
указано мастером.

3. Результаты наблюдения должпы быть зарегистрированы значком «+»■
в соответствующих графах и столбцах карточки.

* Во всех карточках использовалась одпа и та же инструкция для наблюда­теля.

322'

4. Порядок фиксации результатов паблюдепия должен производиться в
той последовательности, которая задана порядком следования пунктов в кар­
точке.

5. При регистрации времени необходимо точно хронометрировать его
.с помощью секундомера.

6. По окончании наблюдения заполненную карточку нужно сдать лицу,
стветственпому за проведение исследования.

Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество.

деления адекватности, она выводится эмпирическим путем. Это означает, что выделенные категории должны обладать предсказа­тельной способностью. Так, адекватность категорий, констатирую­щих внутриколлективные противоречия, может быть проверена фактом раскола коллектива или вылившихся вовне процессов. Одна­ко такого рода доказательства не могут быть получены по желанию исследователя. Иногда их приходится ждать довольно долго.

Надежность категорий оценивается по тому, насколько совпада­ют выводы нескольких наблюдателей при подведении тех или иных единиц наблюдения под те или иные категории. Обычно применяет­ся один из трех видов оценок. Можно вычислять: а) коэффициент согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается одно­временно различными наблюдателями); б) коэффициент устойчи­вости (один и тот же наблюдатель производит наблюдение в различ­ное время); в) коэффициент надежности (различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время). Однако степень надежности для одних и тех же категорий будет меняться в зависимости от того, какой показатель будет подсчитываться. На практике чаще всего подсчитывается коэффициент согласия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: