Во взрослую жизнь

2.1. Постинтернатная адаптация

Постинтсрнатная адаптация воспитанников детских домов — очень важная проблема, так как переход от периода детства к пе­риоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприка­сающемся с реальностью только отдельными сторонами.

В результате у воспитанников в юй или иной степени формиру­ются:

-- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

— трудности в общении там. где это общение свободно, произ­
вольно, где требуется строить отношения;

- инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознатель­ному выбору своей судьбы;

— перегруженность отрицательным опытом, негативными цен­
ностями и образцами поведения — без достаточного противовеса по­
ложительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и
образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский
дом.

Помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упро­щенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести са­мостоятельность в различных сферах жизни может специальный центр постиптернатной адаптации, который будет:

— служить переходной формой из мира интерната во внешний
мир:

- создавать среду общения, положительные ценностные пред­ставления;

—помогать делать в жизни первые самостоятельные таги, обес­
печивать их успешность и запас положительного опыта;

—вести работу по преодолению тяги к негативному образу жиз­
ни.


В последнее десятилетие в разных регионах России были орга­низованы разные модели таких центров, проанализированы их по­ложительные и отрицательные результаты деятельности [219, 222 -223, 268].

Так, Московским департаментом образования в рамках Ком­плекса социальной помощи детям и подросткам в 1991 г. был создан государственный Центр постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и интернатов, который должен служить для выпуск­ников переходным пространством из мира интерната во внешний мир, помогать им делать первые самостоятельные шаги, обеспечи­вать их положительный опыт в жизни [242]. На рис. 8 представлены проблемы, решаемые Центром и накопленный опыт.

Центр постинтернатной адаптации решает следующие задачи:

— оказание социальной и психологической помощи бывшим вос­
питанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной
жизни;

— защита прав и интересов выпускников детских домов;

- сбор статистических материалов, характеризующих постин­
тернатную жизнь воспитанников;

— вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства
в жизни;

- разработка предложений по социально-педагогической кор­
рекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному
ж из ценному выбору.

(Психологическая адаптация выпускников сиротских учрежде­ний крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе профессионального образова­ния, начального, среднего или высшего, необходимо помочь им пре­одолеть переходную ступень от детства к взрослости, от прожива­ния в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптировать­ся при учебе в училище, техникуме или вузе, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания лич­ностные особенности детей-сирот влияют на их психологическую адаптацию после выпуска из детского дома.

В исследованиях Н. Г. Травниковой установлены основные отли­чия процесса адаптации к учебе в профессиональном училище вы­пускников детского дома и учащихся, воспитывавшихся в семьях:

- выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей,
зависят от мнений и оценок других людей;

— успешная адаптация выпускников практически не зависит от


ОПЫТ  
___--- — -^^ "<\^ ----------------- ---- ___
Поиск   Содействие   Содействие Помощь   Организация
выпускников   в получении   в трудо- молодым   совместного
последних   жилья,   устройстве, в матерям в   развива-
лет,   в обзаведе-   налаживании выживании   ющего
социальная   нии хозяй-   контактов и воспитании   досуга
диагностика   ством   на работе детей    
их жизни                

Работа с право-   Трудовая   Помощь   Приобщение
нарушителями   адаптация   мо лолой семье   к культуре
•связь с органами   •связь с Депар-   •хурирование   •разнообразие сов-
милиции, судами,   таментом труда и   молодых мате-   местного досуга: по-
прокуратурой;   занятости, бир-   рей;   сещение театров,
•работа с под-   жами трупа;   •создание сис-   выставок, концертов,
следственными;   •курирование на   темы социаль-   экскурсии, поездки,
•связь с ВТК,   рабочем месте;   ной и психоло-   походы;
НТК (посещения,   •развитие   гической под-   •создание развива-
коррекционная   деятельности   держки семей   ющей микросреды
работа);   благотворитель-   выпускников;   общения;
•адаптация после   ных малых   •работа специа-   •работа над детским
выхода на свобо-   предприятий;   листов с детьми   альманахом «Я —
ду;   •профессиональ-   выпускников;   человек» как сред-
•материальная ПОМОЩЬ.   ное консультиро­вание.   •помощь в ре­шении бытовых   ство самораскрытия и расширения среды
        и медицинских   общения с ровесни-
        проблем.   ками.

Сбор данных, научный анализ и обобщение

Разработка социально-педагогических программ для

воспитанников детских ломов

Рис. 8. Схема деятельности Центра пост интернатной адаптации


личностных (характерологических) качеств, кик и у учащихся, вос­питывавшихся в семьях;

— важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состоя­ния, уровня психического здоровья;

- определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

Сравнение личностных особенностей учащихся первого и после­дующих курсов училища показало, что у первокурсников ниже са­мооценка и общая активность и готовность к действиям. Для уча­щихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в на­чальный период адаптации характерно повышение общей тревож­ности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляет­ся в сложностях внутри- и межличностного взаимодействия (рас­хождение образов 51-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным), т.е. адаптация учащихся-сирот больше похожа на выживание, а учащихся из семей — на приспособление, модифика­цию (245).

Психолого-педагогическая задача Центра постинтернатной адаптации состоит в том, чтобы способствовать выделению индиви­дуальности выпускника, развитию его Я в процессе переживания и осмысления нового, позитивного, эмоционально-насыщенно го жиз­ненного опыта.

Разнообразный совместный досуг создает иную атмосферу об­щения среди выпускников — возможность эмоционально-позитив­ных связей в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта. Дружба, не свя­занная с жизненной необходимостью, способствует развитию по­требности в общении, смысл которой в созвучии другому человеку, а не в использовании его для себя, в созидании, а не в разрушении.

Опыт такого общения (сотрудничества) на уровне самоощуще­ния создает уверенность в собственном импонировании другим лю­дям: «Я могу нравиться:».

Иной уровень общения способствует благоприятному разреше­нию собственных жизненных проблем и создает ощущение успеш­ности и уверенности в своих силах— в противовес изначальной бес­помощности и робости.

Возникающее чувство собственной значимости — основа созида­тельного отношения к собственной судьбе.

Психологи детского дома участвуют в анализе трудностей, ко-


торые испытывают выпускник и-детдом овцы, вступая в самостоя­тельную жизнь; чтобы помочь молодым людям самим разобраться в себе и в жизни, создаются психологические консультации. Психо­лог помогает выпускнику соориентироваться в его способностях и склонностях к определенным сферам деятельности, наметить пути выхода из сложных межличностных ситуаций. В некоторых случа­ях следует удержать ребят от поспешных решений по поводу ухода с работы, разрыва отношений. Иногда психологам Центра прихо­дится входить в ситуации выпускников, связанные с угрозой жизни.

Социальная адаптация выпускников-сирот с отношениями в развитии. Несколько лет назад большинство таких выпускников по окончании интерната устраивались в жизни по отлаженной и четко действующей схеме: профессиональное училище - трудоустройство на базовом предприятии с получением места в общежитии. Хотя и тогда часть детей из-за особенностей психофизического развития и последствий социальной запущенности не могли адаптировать­ся в обществе и пополняли ряды асоциальных элементов, данная ситуация в условиях перехода к рынку и растущей безработицы из вызывающей тревогу переросла в катастрофическую, особенно для подростков с отклонениями развития, которые остаются после выпуска без жилья, работы и средств к существованию. До 12% из них попадают в криминальную среду и становятся бродягами, иные кончают жизнь самоубийством. Ежегодно в России полторы тысячи детей-сирот (почти каждый десятый выпускник детского дома) кончают жизнь самоубийством в течение года после выхода в большую жизнь. Каждый третий выпускник становится лицом без определенного места жительства, а каждый пятый — правона­рушителем. Все эти беды происходят по одной причине-—отсут­ствует наставник, который бы сопровождал детей по жизни, ру­ководил бы приобщением их к обществу, оказывал бы им помощь в решении бытовых, жилищных проблем, в трудоустройстве и т.д. Ни интернаты, ни благотворительные организации, ни комиссии по делам несовершеннолетних по ряду объективных и субъективных причин не смогут разрешить эту проблему. Реальный и эффектив­ный выход из создавшейся ситуации — создание межведомственно­го постинтерпатного учреждения, которое бы осуществляло опеку и патронаж подростков с отклонениями в развитии до их граждан­ского становления. В таком центре ребенок найдет кров и пищу, в нем ему помогут во всем, и он почувствует, что кому-то нужен и кто-то о нем заботится.

Работа по социальной интеграции детей с отклонениями заклю­чается в следующем. Школа-пнтернат посредством службы соци-


алыюго педагога определяет своих выпускников в училище, патро­нирует их во время обучения и совместно с училищем трудоустраи­вает. Устройство в профессиональное училище выпускников-си рот обязательно по следующим причинам. Во-первых, это открывает большие возможности для дифференцированного выбора профес­сии, так как специальностей в училище, доступных учащимся, от­стающим в развитии, несравненно больше, чем в самой благопо­лучной специальной школе. Во-вторых, выпускник с недостатками развития за два года интегрируется в общество нормально развива­ющихся сверстников, имеющих родителей, и приобретает опыт со­циального общения, при этом больше положительный, чем отрица­тельный. В-третьих, материально-производственная база училища позволяет детям получить более прочные производственные навы­ки, чему способствует и прямое общение со здоровыми сверстника­ми. В-четвертых, выпускники-сиро ты вступают в самостоятельную жизнь не в 15-16 лет, но окончании интерната, а в 18-19 лет, после завершения учебы в училище. Интернат осуществляет сопровож­дение своих выпускников в течение всего периода их обучения в профессиональном училище. В Центр пост интернатной адаптации направляются следующие категории подростков:

— лишенные опеки родителей, отказные, брошенные, нетрудо­
устроенные по окончании училища;

- трудоустроенные без получения жилья (на период решения
жилищного вопроса);

— не сумевшие адаптироваться на производстве (на период тру­
доустройства или профессиональной переподготовки);

- с отклонениями в развитии, освободившиеся из мест заклю­
чения;

- получившие жилье и работу, но испытывающие трудности
при адаптации в новом коллективе.

Последние помещаются на короткий период с целью оказания психотерапевтической, психологической помощи по ходатайству со­циального педагога Центра, который сопровождает данного под­ростка.

Структура Центра постинтернатной адаптации — общежитие, пищеблок, кабинет социально-бытовой ориентировки, медицинский блок, учеб но-производстве иные мастерские, где в обязательном по­рядке должны работать все проживающие в учреждении подрост­ки. Минимальный набор специалистов — психотерапевт, врач-пси­хиатр, медсестра, специальный психолог, педагог для работы в ка­бинете социально-бытовой ориентировки, недагог-дефектолог, вос­питатели, социальные педагоги, которые непосредственно будут ра-


ботать по защите имущественных прав, трудоустройству, поддер­живать связь с работодателями, патронировать подростков после их трудоустройства. Социальный педагог совместно с психологом собирают банк данных на всех подростков Центра: личные дела, характеристики из училища, медицинские карты, дневники коррек-пиопной работы. Он поддерживает связь с интернатами, организует меди ко-педагогические советы, приглашает представителей школы и училища, откуда прибыл подросток, а также составляет индиви­дуальный план работы по социализации каждого подростка. В план включают оздоровительные мероприятия, решение имущественных и социально-бытовых проблем, профессиональную переподготовку с привлечением Центра занятости населения-• по необходимости в случае невостребованности полученной в училище и школе спе­циальности. Основная задача медработников — профилактическое лечение, организация и контроль, оздоровительные мероприятия. Воспитатели занимаются непосредственно воспитательной работой с подростками в свободное от работы в мастерских время.

Трудовая адаптация и трудоустройство. Одна из самых слож­ных проблем жизни выпускников —трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обес­печения, молодой человек часто не воспринимает трудовую дея­тельность как средство существования, а значит, и не настроен па этот важный вид жизнедеятельности.

Отсутствие в детских домах систематической работы по разви­тию собственной активности ребенка, его потребностей приводит к пассивности и потребительству. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной саморе­ализации.

Вопрос о трудоустройстве выпускника —один из сложнейших, по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленно­сти выпускника к квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затруд­няет устройстве» его на работу. Во-вторых, из-за нежелания админи­страции учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия тру­да всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма су­щественное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой.

В работе по трудоустройству важно подойти индивидуально не только к устраиваемому выпускнику, но и к человеку, припимаю-


щему его на работу. Необходимо так подать ситуацию, чтобы ру­ководитель принял на себя ответственность за молодого человека и ощутил личную заинтересованность в его судьбе. Для трудовой адаптации крайне важна атмосфера, в которой выпускник начина­ет трудиться, поддержка и вера в его возможности.

Для многих выпускников детских домов затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. К этому их следует подводить постепенно в процессе индивидуального общения.

Сам процесс трудоустройства не проходит гладко. Устроенные на работу зачастую там не удерживаются. Случаются срывы трудо­устройства: договорились, а выпускник не явился, и трудоустрой­ство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время и ушел. Некоторых подопечных приходится устра­ивать на работу от трех до пяти раз подряд.

Значительную помощь в трудовой адаптации воспитанников по­сле выпуска из интернатных учреждений в Кургане, например, иг­рают воспитатели-опекуны. В функциональные обязанности воспи­тателей-опекунов входит работа по сбору необходимых документов для определения юридического статуса детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, оказание помощи в адаптации вос­питанников в детском доме и после выпуска из него; поддержание и восстановление связей с имеющимися родственниками воспитанни­ков; оказание помощи в формировании разных умений и навыков и многое другое.

Важную роль в гражданском становлении воспитанников игра­ют производственно-адаптационные участки (ПАУ). Они создаются в детских домах с целью реализации условий для более успешной адаптации подростков, особо нуждающихся в государственной под­держке, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях.

В своей деятельности ПАУ решают следующие задачи:

— адаптация условий жизни и труда к возможностям и способ­
ностям подростков:

— создание временных рабочих мест для выпускников;

— дифференциация воспитанников по степени профессиональ­
но-трудовой подготовленности и обоснованности их трудоустрой­
ства;

— продолжение работы по совершенствованию социально-
бытовых умений и навыков, профессионального мастерства (по­
мощь в их гражданском становлении).

Социально-бытовая адаптация. Пока воспитанники «под кры-


лом государства», все более или менее нормально. За счет бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют до­суг, им бесплатно предоставляются путевки в загородные здравни­цы на летние и зимние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.

Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из дет­ского дома становится жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сирогам осуществляется с боль­шим трудом.

На первый взгляд — трудностей здесь быть не должно. В стране действует целый ряд федеральных законов, которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки. В документах сказано четко: такому ре­бенку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им шестнадцати лет жилье должно быть предоставлено в течение трех месяцев. Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.

Большинство воспитанников получают комнаты или квартиры сразу по выходе из детских учреждений. Но некоторые вынуждены возвращаться к своим родителям, лишенным родительских прав, или просить убежища у сверстников, а то и искать «покровителей».

На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остались без крыши над головой:

—задержка со стороны органов распределения жилой площади
(утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);

—нехватка жилой площади в районе, где прописан выпускник;

—исчезновение или полное бездействие самого выпускника;

- невыполнение образовательными учреждениями своих обя­занностей по получению жилья;

—неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в ме­
стах лишения свободы;

—отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные
притязания).

Встречаются случаи невозможности совместного проживания с родственниками, потери жилья по причине добровольной или при­нудительной его продажи, а также самозахват посторонними людь­ми предоставленной выпускнику жилой площади.

При решении проблемы обеспечения жилой площадью следует различать две категории воспитанников-выпускников. В одну вхо-Дят прежде всего те, кто сохранил на нее право. Здесь проблем нет, если вернуться на эту площадь ничто не мешает. Когда же воз­вращение невозможно (проживающие на этой площади родители,


родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут пара­зитический, аморальный образ жизни и т. п.), выпускника детского учреждения следует приравнять к. тем, у кого жилой площади нет. и его надлежит ею обеспечить. Но это будет возможно лишь после внесения соответствующих корректив в жилищный кодеке.

Во вторую категорию выпускников входят те, кто никакой жи­лой площади не имеет (потерял из-за устройства в дом ребенка, детский дом, из-за сноса дома и т. п.). Другими словами, его жилая площадь в свое время перешла в ведение жилищных органов. В таких случаях применяется ст. 37 п. 2 ЖСК РФ, где сказано: «Вне очереди жилое помещение предоставляется по окончании пребыва­ния в государственном детском учреждении, если не может быть возвращена жилая площадь, откуда несовершеннолетний выбыл в детское учреждение интернатного типа». При этом важно, во-пер­вых, чтобы право заключать договор жилищного найма имел сам выпускник детского интернатного учреждения по достижении им шестнадцатилетнего возраста, во-вторых, чтобы ему предоставля­лось не негодное, находящееся в зоне социального неблагополучия жилье (с соседями-алкоголиками, лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и т. п.), а жилье, в полной мере соответствующее утра­ченному, к тому же не связанное с источником опасности для нор­мального образа жизни. И проследить за этим — дело детского ин­тернатного учреждения, обязанность его администрации.

Социальная служба детского дома должна изучать социально-бытовые условия выпускников и при необходимости совместно с ними составлять ходатайства в жилотделы муниципальных окру­гов о необходимости предоставления жилой площади с указанием причин: по состоянию здоровья, при невозможности совместного проживания с родственниками и т. п. Эта работа требует установле­ния контактов с инспекторами отдела учета и распределения жилой площади, с председателями жилищных комиссий муниципальных округов.

Однако работа администрации и социальной службы зачастую оказывается малоэффективной. Даже в таком большом и цивили­зованном регионе, как Санкт-Петербург, с развитой, системой со­циальной помощи нуждающимся детям, 40% выпускников детских домов не имеют крыши над головой.

В 2000 г. в Санкт-Петербурге из детских домов вышли в боль­шую жизнь 300 человек (для справки: только 4 поступили в вузы и 8 — в техникумы), из них 130 вообще не имеют крыши над голо­вой, а остальные 260 должны вернуться на свою законную площадь. Однако сделать это не так-то просто.

27G


Во-первых, в городе мало свободных метров. И если раньше дет­домовцы могли рассчитывать на комнаты в коммунальных квар­тирах, го после принятия закона о приватизации такой шанс прак­тически сведен к нулю. Но, даже имея в руках ордер, они часто попросту не могут войти в квартиру: другие съемщики, видя в них нежелательных соседей, не брезгуют никакими способами, лишь бы не пустить на порог. А чаще всего отстаивают свои права через суд, который тянется годами.

Во-вторых, не ждут их, как показывает реальность, и дяди, те­ти, сводные братья и сестры. Для них такой свалившийся после долгого отсутствия родственник — лишь обуза, лишний рот, и со временем его «всеми правдами и неправдами» просто «выталкива­ют» на улицу.

Справедливости ради надо сказать, что опасения добропорядоч­ных граждан не так уж беспочвенны, и протестуют они против все­ления детдомовцев в свои квартиры часто не по причине бездушия и жестокости.

Конечно, эти дети далеко не ангелы. Привыкшие вариться в толпе, общаке, действующие по своим неписаным законам, они, об­ретя самостоятельность, продолжают придерживаться тех же поня­тий. Да и тотальная опека, жизнь на всем готовом оборачиваются, увы. социальным иждивенчеством. В результате они не знают це­ны деньгам, не умеют беречь свое и чужое, элементарно ухаживать за собой, убирать, стирать. И вот представьте: такой «иноплане­тянин» попадает в коммуналку, приводит туда таких же друзей-товарищей... Конечно, скандалы, ссоры неминуемы.

В Павловске решились на эксперимент, рассказывает инспектор по охране прав детей Людмила Верещагина. Поселили пять детдо­мовцев в большую коммунальную квартиру, все отремонтировали, привезли мебель. С соседями договорились, что те будут за нович­ками присматривать.

Итог оказался плачевным. Через пару месяцев подростки пре­вратили комнаты в «бомжатннк», сантехнику сдали в металлолом, а в стене разобрали проем и проделали лаз в другую квартиру. Где, по их словам, просто «брали» продукты, кассеты. Словом, для двоих участников эксперимент закончился колонией.

Но чаще все-таки такие дети становятся без вины виноваты­ми, например до сих пор инстанциями не урегулирован вопрос об оплате коммунальных услуг теми сиротами, кто уже имел жилье до поступления в детский дом. И получается, что пока ребенок там находится или учится в училище, накапливается крупный долг. Хо­рошо, если социальные организации на месте решают эту проблему,


а если нет? Мальчишка или девчонка становятся по сути заложни­ками абсурдной ситуации.

Но самая главная опасность подстерегает, когда все преграды позади. За молодым человеком, ставшим собственником жилья, криминальные структуры, да и просто бессовестные люди устра­ивают настоящую охоту. Под натиском мошенников 40% детдомов­цев продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего, а сами в итоге остаются ни с чем.

В результате до 30% выпускников детских домов идут в крими­нальные структуры, 15% девочек — на панель или в сомнительные увеселительные заведения, 10% оказываются в тюрьме. Это дан­ные прокуратуры; заметим, у каждого третьего из попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над головой, а ведь они имеют на нее все права.

Работа с выпусюшколш-правопарушителями. Криминальный опыт выпускники-правонарушители приобретают еще в раннем детстве. Заброшенные родителями или ими специально обучен­ные, они вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и во­ровства.

Перегруженность воспитанников негативным опытом зачастую, к сожалению, не является предметом специальной (коррекцией но и) работы в интернате. Напротив, объективные условия воспитания социальных сирот в детском доме содержат дополнительные пред­посылки для криминализации воспитанников. К ним относятся:

- дефицит опыта эмоционально-близких связен с людьми, что
приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место
другого и относиться к другому человеку как к самоценности, ве­
дет к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пре­
небрежению собственной судьбой;

- воспитание в искусственной, изолированной среде искажает
нормальные отношения собственности, спектр жизненных искуше­
ний и опасностей, создает специфические «интернатские* нормы
жизни, приводит к путанице понятий «мое-чужое», «взял-украл»,
«защита-насилие», «вина-невиновность»;

— ограничение собственной активности воспитанника в силу ре­гламентации жизни в интернатном учреждении ведет к задерж­ке формирования его Я — субъекта осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизнен­ной активности.

Для подростков-детдомовцев характерно переживание, что судьба обошлась с ними несправедливо, что они недополучили от жизни многого, что им положено по праву.


По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, совершают следующие преступления:

- разбойные нападения;

- кражи личного имущества;

— изнасилование, чаще всего групповое;

- убийства.

За этими преступлениями стоит смысл отнятия и присвоения се­бе чего-то, принадлежащего другому, и привычки решения проблем только силовым способом.

В условиях учебно-воспитательных учреждений детдомовцы адаптируются гораздо легче, чем подростки, выросшие в семье. Они имеют большой опыт закрытой, коллективной жизни. Потен­циал агрессии, накопленный с детства, позволяет им обеспечивать себе в этой системе защиту и авторитет более знакомым и легким путем, чем в открытом реальном мире.

Существенным является и тот факт, что криминальное пове­дение— это единственное поприще, на котором эти молодые люди имели успех. Успех же — один из важнейших стимулов деятель­ности. Условия заключения то.чько усугубляют положение: та же ограниченная среда, те же дисциплинарно-функциональные связи, то же вынужденное проживание в замкнутой группе, тот же пси­хологический опыт собственной незначимости. Поэтому рецидивы закономерны.

После освобождения из мест заключения детдомовцы сталкива­ются с целым комплексом проблем. Они не могут устроиться на работу, не имеют жилья, прописки, документов, специальности.

Находится немного организаций, готовых принять на работу бывших осужденных. А ведь важно не только зачислить в штат, но и проявить терпение, понимание, заинтересованность в нала­живании буквально всех аспектов жизни этих молодых людей и, учитывая их детдомовское и колонистское прошлое, проявлять че­ловеческую и педагогическую мудрость, милосердие.

Сотрудники Центра постинтернатной адаптации берут на себя ответственность за возможные последствия пребывания подопечно­го на рабочем месте, поддерживают с ним контакт, помогают раз­решать возникающие конфликтные ситуации в трудовом коллек­тиве.

Отчаянную ситуацию, в которой оказываются выпускники-дет­домовцы, вернувшиеся из мест лишения свободы, порождает рав­нодушное отношение к ним общества, создающего все условия для рецидива. Так, существующее положение о выписке осужденного с места прописки оборачивается для многих детдомовцев, не имею-


щих проживающих с ними родственников, полной потерей жилья на неопределенный срок. После освобождения такой бомж, поте­рявший прописку, практически не в состоянии найти работу без посторонней помощи.

2.2. Инновационные модели пост интернат ной адаптации

Мир, в который должен интегрироваться выпускник интернат­ного образовательного учреждения, все более динамично и ради­кально изменяется. Педагогам и воспитателям детских домов слож­но предвидеть и смоделировать те жизненно сложные и принци­пиально новые ситуации, в которых может оказаться их воспи­танник, и научить его эффективному выхода из них. Необходимы учреждения, которые могли бы целенаправленно решать проблемы пост интернатной адаптащш выпускников детских домов и интерна­тов, способствовать успешному вхождению своих выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в первый пе­риод их самостоятельной жизнедеятельности. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей учре­ждений постинтернатной адаптации.

Социальная гостиница. Выделив те проблемы, с которыми выпускники детских домов встречаются чаще всего, педагогиче­ский коллектив социальной гостиницы строит свою работу таким образом, чтобы за время проживания у каждого воспитанника соци­альной гостиницы сформировалась модель самостоятельного про­живания.

В основе модели — модель семьи, умение строить ее и проживать в ней. Так как большинство воспитанников гостиницы ранее семей не имели или имели неблагополучные семьи, необходимо строить работу социальной гостиницы так. чтобы каждый воспитанник чув­ствовал, что он проживает в большой семье, где имеет круг обязан­ностей, которые являются жизненно необходимой нормой. От пра­вильного выполнения воспитанником своих обязанностей зависит жизнь и здоровье других воспитанников, поэтому этими обязан­ностями нельзя пренебрегать, даже если необходимо преодолевать себя, что и происходит с каждым вновь поступившем воспитанни­ком, до тех пор пока выполнение данных обязанностей не доходит до «автоматизма».

Обязанности распределяются как в семье — все дела, которые дома выполняют хозяйки, отданы девушкам, которых курируют воспитатели-женщины, —кухня, стирка, уход за личными вещами,


создание уюта и др., а «мужские» дела — ремонт мебели, различные трудоемкие работы (перестановка мебели, вынос мусора, разгрузка-погрузка) выполняют юноши под руководством воспитателей-муж­чин. Повседневные уборки, дежурства — общие дела.

В нормальной семье каждый ее член должен быть окружен забо­той и вниманием, на что педагогический коллектив делает акцент в работе социальной гостиницы.

Модель самостоятельного проживания включает в себя:

- ведение домашнего хозяйства;

- рациональное использование денежных средств;

—проживание в хороших отношениях с соседями по коммуналь­
ной квартире;

—знание, когда и где платить за квартиру;

— умение самостоятельно подать судебный иск;
— умение защитить свои гражданские права;

- знание, куда обращагься, если есть проблемы со здоровьем;

—знание, где находятся кризисные центры и для чего они су­
ществуют;

—куда обращаться, если нужна работа.

Но самое главное, что должен знать выпускник социальной го­стиницы, — уходя в самостоятельную жизнь, он не отрывается от •«семьи», от коллектива, он навсегда остается ее членом, ребенком, пусть взрослым и самостоятельным, но всегда желанным гостем, интересным для коллектива социальной гостиницы. Вопросы, с ко­торыми обращаются выпускники, зачастую выходят за рамки жиз­ни выпускников, они касаются жизни их семей, воспитания соб­ственных детей.

Опыт показывает, что если выпускники долгое время совместно проживали в социальной гостинице, ладили между собой, то и в коммунальной квартире проживают без проблем, помогают Друг ДРУГУ. что также способствует успешной адаптации в жизни.

Много внимания в социальной гостинице уделяется решению психологических аспектов адаптации. Расставание с детским до­мом для подростков — сложный процесс. Следует учитывать, что им всего 14-15 лет, взгляды на жизнь основываются на принципах «Вы мне должны», «Вы мне обязаны». Период адаптации сложен еще и потому, что требует индивидуального подхода в объяснении каждому, что в самостоятельной жизни им никто и ничего не бу­дет должен, а также нужно довести до каждого, что нужно мно­гому научиться, чтобы самостоятельно преодолевать возникающие трудности.

Кроме того, у каждого выпускника детского дома имеется своя


«планка* доверия взрослому, которую педагогический коллектив социальной гостиницы должен преодолеть прежде, чем подростки «впустят» к себе в душу, поверят, что все требования продиктованы с учетом их интересов и опыта, который накоплен из жизни их предшественников --таких же выпускников, которые уже смогли справиться с трудностями, состоялись как личности.

Еще одна проблема заключается в том, ттто в социальную гости­ницу поступают выпускники из разных типов сиротских учрежде­ний, а следовательно, с различным уровнем интеллекта, включая детей-инвалидов. Поэтому так важно найти эффективные механиз­мы воздействия на них, организовать работу коллектива, чтобы у них не возникало антагонизма друг к другу, а наоборот, добрые, семейные отношения, которые в последующей жизни могли бы пе­рерасти в крепкую дружбу.

Следующая проблема, которую решает педагогический коллек­тив гостиницы, — вопрос о детях-инвалидах, которые достигли воз­раста 23 лет и должны покинуть социальную гостиницу. Это кате­гория выпускников (примерно 3%), которые имеют инвалидность и, хотя и признаны судом дееспособными, однако проживать само­стоятельно не смогут. Для них вхождение в социум —это совмест­ная работа со взрослыми людьми, без их помощи дети-инвалиды не могут организовать свою жизнь на самом элементарном уровне. Кроме того, зачастую это — неуравновешенные подростки, страда­ющие психопатоподобным поведением. Даже незначительные коле­бания в настроении воспитателя могут вывести таких подростков из равновесия, а что говорить о рабочих коллективах, в которых они должны работать. Чаще всего —эта категория воспитанников социальной гостиницы удерживается на работе не более 1-2 недель. Их приходится трудоустраивать снова и снова, хотя в семейной ар­тели, где их бы понимали, смогли бы плавно гасить их вспышки, они могли бы работать, но в наше время жесткой конкуренции и скоростных темпов они не нужны на производстве, а в частных предприятиях тем более, каждого такого воспитанника приходится пристраивать индивидуально, кого в церковь (на подворье), куда не всякий еще и согласится пойти, кого на частные предприятия, немалую роль здесь играет личное сострадание тех людей, которые берут их под свою опеку. Вместе с тем такие ребята-инвалиды мог­ли бы работать в сельском хозяйстве, в частных предприятиях за городом, ухаживая за скотом, работая на фермах под присмотром взрослых и совместно с ними.

Основным показателем успешности работы гостиницы считает­ся то, что ни один из ее выпускников не попал в тюрьму, все рабсь


тают. Созданные семьи не распадаются, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. В случае возникновения се­мейных конфликтов выпускники приходят к педагогам гостиницы, что можно также рассматривать в качестве показателя успешности работы гостиницы. Доверие, которое окалывают выпускники гости­ницы своим воспитателям, не может возникнуть просто так. Ведь свои самые сокровенные семейные секреты никто не станет дове­рять чужим людям, следовательно, педагоги гостиницы стали для них близкими людьми.

К показателям успешности следует также отнести четкую про­грамму развития социальной гостиницы, которая направлена на разрешение проблем и трудностей постинтернатной адаптации вы­пускников детских домов. Разработана и проходит апробацию про­грамма совместной работы социальной гостиницы с детскими до­мами, для того чтобы их воспитанники лучше знали режим соци­альной гостиницы, могли временно проживать в ней и в более ран­нем возрасте для формирования у них таких качеств, как самосто­ятельность, находчивость, устойчивость к различным стрессовым ситуациям.

Социальная гостиница при детском доме. Возникнове­ние подобной модели вызвано тем, что в сложившейся в настоящее время экономической ситуации социальная адаптация выпускников интернатных учреждений стала проблемой, актуальность которой сегодня обусловлена не только традиционными запросами психо­лого-педагогической, к л инико- социальной и юридической практи­ки, но и неудовлетворительным состоянием диагностики, органи­зации, характера и объема специализированной помощи выпускни­кам. Сложность этой проблемы заключается в том, что в нашей стране в настоящее время отсутствует научное обеспечение соци­альной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практика показывает, что, выпустившись из детского дома, де­ти-сироты, попадая в совершенно новые, незнакомые им условия, теряются при решении любой проблемы, не могут самостоятельно принять правильное решение, что ведет к тяжелым последствиям: потере жилья, работы, попаданию в криминогенные структуры. В силу своих личностных качеств и отсутствия достаточной социаль­ной помощи эти дети и подростки «дают» около 15-20% всех пра­вонарушений и преступлений.

При разработке педагогической модели социальной гостиницы при детском доме в качестве основополагающих положений высту­пали следующие:


• оптимизация социальной интеграции, т.е. осуществление плавного и безболезненного перехода выпускников детского дома к самостоятельной жизни;

- ориентация на социально-бытовую адаптацию и реабилита­
цию (во всех сферах социальной жизни: экономической, юридиче­
ской, бытовой, семейной, трудовой, учебной);

- усиление психолог о-педагогических механизмов коррекции
личности;

- обеспечение условий для самостоятельности и полного само­
обслуживания.

Основные цели и задачи социальной гостиницы при детском доме:

—предоставление временного жилья для выпускников детского
дома, не имеющих постоянного места жительства;

—охрана жизни и здоровья проживающих в социальной гости­
нице детей;

—оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации вы­
пускников;

—социальная защита прав выпускников детского дома;

- решение личных и социальных проблем проживающих в со­
циальной гостинице выпускников;

— проведение работы но трудоустройству и решению жилищных
проблем проживающих;

- проведение экспериментальной работы по социальной адап­
тации и реабилитации выпускников.

Специфика пост интернатной адаптации молодых людей данного учреждения заключается в создании для них условий проживания, максимально приближенных к условиям реальной жизни. Воспи­танники социальной гостиницы либо учатся в профессиональных училищах и находятся там на полном государственном обеспече­нии, либо работают и имеют постоянный доход в виде заработной платы, либо, будучи инвалидами, получают пенсию.

С помощью педагогов воспитанники учатся планировать свой бюджет. Получая ежемесячно в училищах сухие пайки, компенса­цию за питание, зарплату, пенсию, воспитанники учатся распреде­лять их так, чтобы хватило на весь месяц.

Под руководством инструктора по труду, педагога-специалиста, силами воспитанников проводится ремонт комнат и помещений со­циальной гостиницы. У ребят появляется возможность на практике применить умения и навыки, приобретенные во время обучения в строительных училищах. Для многих воспитанников такие навыки становятся второй профессией и источником дополнительного до­хода, а также появляется возможность раскрыть свой личностный


потенциал, проявить творческую фантазию в оформлении помеще­ний.

Поскольку жизнь воспитанников социальной гостиницы постро­ена на принципе полного самообслуживания, ежедневно из числа воспитанников назначаются дежурные по уборке помещений, при­готовлению ужина для всех проживающих, данные навыки будут необходимы им для проживания в коммунальной квартире, а также пригодятся и в будущей семейной жизни.

Содержание образовательно-во с питательного процесса учиты­вает психосоциологические особенности этой категории подростков, основывается на принципах индивидуального и дифференцирован­ного юдхода.

Образовательная программа социальной гостиницы направле­на на решение вопросов нравственного воспитания, развитие ин­дивидуального сознания воспитанников. Особое место в програм­ме занимает гражданско-правовое просвещение, воспитание навы­ков семейных отношений, обучение правилам проживания в ком­мунальной квартире, обучение правильному оформлению докумен­тов, квитанций и т.д.

Большое внимание уделяется вопросу воспитания семейных от­ношений среди воспитанников, у которых никогда не было опыта семейной жизни. Проводятся беседы, во время которых ребята зна­комятся с Семейным кодексом РФ, где определяется статус семьи, роль обоих родителей в воспитании детей, права и обязанности су­пругов и т. д.

Педагоги и воспитатели оказывают постоянную консультатив­ную помощь воспитанникам социальной гостиницы, необходимую для выполнения домашних заданий. Профессиональные училища, в которые поступают выпускники детского дома, не готовы к рабо­те с детьми с отклонениями в умственном развитии. Не учитывая специфики заболевания, мастера и педагоги предъявляют к ним требования как к нормально развивающимся детям, что ведет к непониманию и конфликтам между педагогами и детьми, отбива­ет желание учиться, приводит к тому, что воспитанники бросают училище, так и не получив специальности.

Кроме того, следует заметить, что круг специальностей, для обучения которым принимают подростков с отклонениями в ум­ственном развитии, очень узок, и не всегда при выборе училища можно совместить желание и наклонности воспитанника и предла­гаемые специальности. К примеру, некоторые профессийнальные училища стали принимать на учебу абитуриентов только с полным средним образованием. Но далеко не многие из воспитанников, за-


кончивших специальную (коррекщгоииую) школу, могут осилить программу полного среднего образования. Поэтому существуют серьезные трудности в поиске рабочих мест, а также выборе учи­лищ для данной категории воспитанников.

Если воспитанники социальной гостиницы получили жилую площадь, покинули социальную гостиницу и могут самостоятельно жить, работать и учиться, то они остаются в поле зрения педагоги­ческого коллектива, который осуществляет патронаж выпускников социальной гостиницы с целью выявления проблем, возникающих у воспитанников в самостоятельной жизни, оказания помощи в их решении.

Однако среди воспитанников социальной гостиницы есть кате­гория детей, устройство которых очень затруднено. Речь идет об определении воспитанников в учреждения социального обеспече­ния, вызванного изменением диагноза. Данная проблема решается только через суд, путем признания воспитанника недееспособным.

Выпускники социальной гостиницы более успешно адаптируют­ся и интегрируются в общество, самостоятельно решают возникаю­щие проблемы.

Социальный приют и воспитательный дом создаются для оказания социальной поддержки безнадзорным детям, подрост­кам и юным матерям (среди них есть и сбежавшие из детских до­мов), организации их временного проживания, предоставления пра­вовой, медико-исихолого-педагогической помощи.

Основные направления деятельности данного учреждения свя­заны с выполнением следующих функций:

— предоставление места временного проживания несовершенно­
летним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- оказание первой доврачебной помощи и проведение санитар­
ной обработки;

—оказание комплексной медико-социальной помощи;

—содействие органам опеки и попечительства в устройстве несо­
вершеннолетних в семью, в учреждение системы образования и
т.п.;

- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дез­
адаптацию не с о ве рше ннол ет них;

- разработка и реализация программ социальной адаптации и
реабилитации несовершеннолетних, включающие в себя процесс ак­
тивного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизнен­
ной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам пове­
дения, а также процесс преодоления последствий психологической
или моральной травмы и комплекс мероприятий по восстановле-


нию утраченных социальных связей и функций, восполнению сре­ды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Таким образом, подобное учреждение имеет свое особое назна­чение и заполняет ту нишу, которую не может закрыть социальная гостиница.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое пост-интернатная адаптации и ее основные задачи?

2. Определите психологические особенности адаптации молодых лю­
дей, воспитывающихся в семье и детском доме, при вступлении а само­
стоятельную жизнь.

'А. Опишите деятельность центров постиптерпатпой адаптации вы­пускников детского дома.

4. Разработайте модель социализации выпускников детских домов с
отклонениями в развитии.

5. Сформулируйте основные задачи и роль психолога в учреждении
постинтернатной адаптации выпускников детских домов.


Раздел четвертый СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Глава 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: