double arrow

VII. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.1.М., 1990. С.168-179

1. Какие «три рода истории» (или три типа нашего отношения к истории) выделяет Ницше уже в первом абзаце? Какие три аспекта жизни человека им соответствуют?

2. Как Ницше описывает «деятельную натуру», его цели; как вы понимаете слова «наиболее прекрасна жизнь того, кто не печется о ней»?

3. Чем полезно «монументальное воззрение на прошлое» для современного человека?

4.Почему монументальная история действует обобщением, и, игнорируя сложное историческое сплетение причин и следствий, видит в событиях «эффекты в себе»?

5.Какой вред прошлому и современной жизни приносит «монументальное воззрение на прошлое»?

6. Какой пример приводит Ницше, иллюстрируя свою мысль?

7. Как относится к истории тот, кто «охраняет и почитает прошлое», «погашает долг благодарности за самый факт своего существования»? Какое значение для жизни имеет такой вид исторического сознания?

8. Какой образ находит Ницше для такого типа исторического сознания?

9. Почему при таком подходе к истории «само прошлое неизбежно подвергается искажению?

10. Чем грозит жизни антикварное отношение к истории?

11. В чем суть критического отношения к прошлому? Чем оно полезно для жизни?

12. Почему «жить и быть несправедливым есть одно и тоже» и почему «жизнь нуждается в забвении»? Согласны ли вы с этим тезисом Ницше?

13.Чем опасно привлечение истории на суд?

14. Согласны ли вы с фразой, что критическое рассмотрение истории – это «попытка создать себе a posteriori такое прошлое, от которого мы желали бы происходить в противоположность тому прошлому, от которого мы действительно происходим»? Можно ли создавать прошлое?




15. Как вы думаете, какой тип исторического сознания Ницше считает самым полезным для жизни?

16. Каково ваша точка зрения на данную проблему? Обоснуйте ее.

VIII. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993. (Введение - пункты 1-3, 6,7, 9, 12, 14 и Глава 2 «Проблема мировой истории» - часть 1 «Физиогномика и систематика», пункты 6, 7).

Какую задачу и какие историософские вопросы ставит перед собой Шпенглер?

Что означает понятие гештальта?

О каком распространенном приеме рассмотрения всемирно-исторических явлений говорит Шпенглер? Какую методологическую проблему в связи с этим поднимает?

Какую «всеобъемлющую идею» в качестве исследовательской задачи предлагает Шпенглер?

Чем «искусство исторического рассмотрения», то есть анализ мира-как-истории должен отличаться от анализа мира-как-природы?



Можно ли распространить методологический принцип Шпенглера на гуманитарное знание вообще?

Что говорит Шпенглер о «гештальте всемирной истории» и ее традиционной схеме?

Как называется та традиция философии истории, с которой полемизирует Шпенглер?

Что Шпенглер говорит о представлении, согласно которому мировая история есть прежде всего история Запада? Как называется такое представление?

В чем Шпенглер усматривает свое «коперникианское открытие» в области историософии?

На кого опирается Шпенглер в своей методологии?

В чем состоит «органическая логика» истории? Какие понятия «органического» вводит Шпенглер для описания истории?

Что такое цивилизация, по Шпенглеру?

Какой пример из истории приводит Шпенглер, иллюстрируя цивилизационное исчерпание культуры?

Какие черты цивилизации выделяет Шпенглер? Какие примеры цивилизационного «заката» современного Запада приводит Шпенглер?

Какие контуры будущего Запала набрасывает Шпенглер?

Шпенглер об истории как «феномене великих культур» и всемирной истории только как «биографии». Допускает ли Шпенглер наличие «чистого гештальта культуры», лежащего в основании всех отдельных культур?

Как вы думаете, может ли история иметь локальные смыслы и не иметь общего?

Различение Шпенглером «идеи культуры» («первофеномена») и ее внешнего, символического проявления в истории.

Чем объясняет Шпенглер угасание великих культур?

Как вы думаете, о какой модели социальной реальности свидетельствуют такие понятия, как «идея культуры», «душа культуры»?

Как вы думаете, не становится ли философия истории у Шпенглера философией культуры?

Каково ваше отношение к шпенглеровскому пониманию истории? Какие вопросы у вас возникли в результате знакомства с текстом Шпенглера?






Сейчас читают про: