IX. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. Часть 1. С. 6 - 24

Двойственность мира для человека и двойственность самого человеческого Я.

Чем отличается Я в паре Я-Ты от Я в паре Я-Оно?

Есть ли Я до или вне двух «основных слов»?

Можно ли заменить понятие «основного слова» понятием «основного состояния»?

Что значит, что эти состояния «основные»? Как это связано с предметом философии?

Что говорит Бубер о мире Оно или Нечто?

Какого рода деятельность прежде всего имеет своим предметом Нечто?

С какой традицией европейской философии полемизирует Бубер, вскрывая непричастность Я и Оно друг другу? В каких терминах в этой традиции обсуждается проблема познания?

Какая еще деятельность, кроме познания, утверждает мир Оно?

Основное слово Я-Ты как мир отношений. Как вы думаете, почему понятие отношения Бубер закрепляет только за парой Я-Ты?

Каким понятием в современной философии обозначают отношения Я-Ты?

Какие три сферы отношений выделяет Бубер?

Что позволяет Буберу усматривать возможность диалога с тем, что лежит за пределами речи? О каком характер буберовской философии это говорит?

Пример двойственности мира для человека: дерево как Оно и как Ты.

Как вы думаете, если Ты не есть Нечто (вещь среди вещей), может быть, оно есть Ни-что? Какую традицию философии здесь уместно вспомнить?

Может ли быть отношение Я-Ты односторонне направленным, по Буберу? Как это связано с утверждением, что отношение - это значит «одновременно избирать и быть избранным», то есть «взаимность»?

Можно ли «взаимность» отношения трактовать феноменологически? Что говорит Бубер о «потоке вселенской взаимности»?

Что говорит Бубер о непосредственности и событийности отношения Я-Ты? Каково время отношения Я-Ты?

Можно ли сказать, что, если настоящее время отношения Я-Ты не знает прошлого и будущего, то оно есть вечность?

Как вы понимаете высказывание Бубера, что не любовь пребывает в человеке, а человек - в любви?

Может ли быть ненависть отношением к Ты? Почему?

На что обречено всякое Ты? Может ли Оно «превратиться» в Ты?

Какие примеры из области языка и культуры приводит Бубер, доказывая, что «в начале было отношение»?

Когда исторически становится возможным, по Буберу, «основное слово» Я-Оно?

Можно ли сказать, что в отношении главенствует телесность, природное единство? Или отношение духовно и есть «воспоминание» о природном единстве? Как Бубер аргументирует этот тезис?

Какой уровень бытия человека конституирует «врожденное Ты»?

Может ли человек жить без Оно? А без Ты?

Что вы можете сказать о стиле трактата Бубера? Как вы думаете, с чем связана эта стилистика?

Какие вопросы у вас возникли в результате прочтения текста Бубера? Согласны ли вы с основным, диалогическим пафосом философии Бубера?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: