VI. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988.№2

1.Что такое «наличное знание»? Покажите, что оно выступает схемой наших повседневных интерпретаций.

2.Как нам дано типическое знание в повседневности? Приведите примеры «ожидания типических соответствий».

3.От чего зависит избирательная активность нашего сознания в ходе повседневного «определения ситуации»?

4.Что Шюц называет «наличной целью» и связанной с ней системой релевантностей?

5.Почему «типичность» представляет собой открытый горизонт?

6.Мир повседневности имеет частный или интерсубъективный характер? Каковы его существенные черты?

7.Что означает «взаимность перспектив» как структура повседневного знания?

8.Какой мир возникает в результате повседневной социализации знания? Согласны ли вы с тем, что именно анонимная («наша») повседневность является источником рецептов, истин, правил и т.д.?

9.Кем и как передается знания о мире? Согласны ли вы с тем, что «лишь малая часть знания о мире рождается в личном опыте»? Все ли знания имеют социальный генезис?

10.Покажите, что знание социально распределено. Чем в повседневности обусловлен «запас актуального наличного знания»?

11.Какие основные типизации «других» (вас, нас, их) я осуществляю во временн о м измерении повседневного опыта?

12.От чего зависит степень обобщения и увеличения анонимности во взаимоотношениях современников? Возможно ли «схватить» индивидуальность «другого»? Как называет Шюц те отношения, при которых это возможно?

13.Как процесс происходит параллельно типизации «другого»? Каков его генезис?

14.Каким видится Шюцу временн а я специфика обычного человеческого действия? На чем основаны проекты действий? Возможно ли абсолютное повторение действий?

15.Какие два значения понятия мотива приводит Шюц? Какое из них, как он полагает, характеризует процесс человеческой деятельности?

16.Кто из социальных мыслителей до Шюца трактовал человеческое действие подобным же способом?

17.На каком примере простейшего взаимодействия людей Шюц показывает, как мотив «для-того-чтобы» одного деятеля становится побудительным мотивом «потому-что» его партнера и наоборот? Как Шюц называет действующие здесь конструкты?

18.Почему смысл действия всегда различен а)для самого действующего лица, б)для его партнера, в)для постороннего наблюдателя?

19.Возможно ли тогда понимание действия «другого»?

20.Почему (для чего и для кого) особенно важен конструкт типичных ожиданий от поведения «другого»?

21.Прочтите первый абзац сразу после подзаголовка «Структура социального мира и его типизация в...», начиная со слов «Я - человеческое существо...». Как вы думаете, феноменология повседневности Шюца ближе к социальному атомизму или органицизму?

22.Подумайте, имеет ли повседневность границы? Что означают слова Шюца «Это и есть запас наличного знания, которое до поры до времени воспринимается как нечто само собой разумеющееся, хотя в любой момент и может быть поставлено под сомнение» (С.129)? Может ли сомнение вывести человека за пределы повседневности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: