ПИСЬМО К И. Ф. АРМАНД,
17 ЯНВАРЯ 1915 г.
Dear friend! ' План брошюры очень советую написать
поподробнее 2. Иначе слишком многое неясно.
Одно мнение должен высказать уже сейчас:
§3 — «требование (женское) свободы любви» советую
вовсе выкинуть.
Это выходит действительно не пролетарское, а буржу-
азное требование.
В самом деле, что Вы под ним понимаете? Что можно
понимать под этим?
1. Свободу о т материальных (финансовых) расчетов
в деле любви?
2. Тоже о т материальных забот?
3. от предрассудков религиозных?
4. от запрета папаши etc.?
5. от предрассудков «общества»?
6. от узкой обстановки (крестьянской или мещанской
или интеллигентски-буржуазной) среды?
7. от уз закона, суда и полиции?
8. от серьезного в любви?
9. от деторождения?
10. свободу адюльтера? и т. д.
Я перечислил много (не все, конечно) оттенков. Вы
понимаете, конечно, не №№ 8—10, а или №№ 1—7 или
вроде №№ 1—7.
Но для №№ 1—7 надо выбрать иное обозначение,
ибо свобода любви не выражает точно этой мысли.
А публика, читатели брошюры неизбежно поймут под
«свободой любви» вообще нечто вроде №№ 8—10, даже
вопреки Вашей воле.
Именно потому, что в современном обществе клас-
сы, наиболее говорливые, шумливые и «вверхувидные»,
понимают под «свободой любви» №№ 8—10, именно
поэтому сие есть не пролетарское, а буржуазное требо-
вание.
Пролетариату важнее всего №№ 1—2, и затем
№№ 1—7, а это собственно не «свобода любви».
Дело не в том, что Вы субъективно «хотите понимать»
под этим. Дело в объективной логике классовых отно-
шений в делах любви.
Friendly shake hands!
W. I. '
ПСС. Т. 49. С. 51—52
В. И. Ленин
ПРОРОЧЕСКИЕ СЛОВА
...Возьмем описание акта родов в литературе —
те описания, когда целью авторов было правдивое
восстановление всей тяжести, всех мук, всех ужасов это-
го акта, например, Эмиля Золя «La joie de vivre» («Ра-
дость жизни») или «Записки врача» Вересаева. Рождение
Дорогой друг! — Ред. Речь идет о работе И. Ф. Арманд. |
Дружески жму руку! В. И.— Ред. |
человека связано с таким актом, который превращает
женщину в измученный, истерзанный, обезумевший от
боли, окровавленный, полумертвый кусок мяса. Но со-
гласился ли бы кто-нибудь признать человеком такого
«индивида», который видел бы только это в любви, в ее
последствиях, в превращении женщины в мать? Кто на
этом основании зарекался бы от любви и от деторож-
дения?
ПСС. Т. 36. С. 476