Глава XI. Обет взаимного воздержания не расторгает супружества

Обет взаимного воздержания не расторгает
супружества. Между Марией и Иосифом —
истинный брак. Каким образом Иосиф явля-
ется отцом Христа. В браке Марии и Иосифа
наличествовали все блага супружества.

Если же какие-нибудь супруги по обоюдному со-
гласию пожелают совсем воздерживаться от плотских
сношений, то это еще не значит, что между ними


разорвется брачная связь: напротив, она будет более
прочной, если они заключат между собой договоры,
которые должны будут соблюдаться не на основе низ-
менных наслаждений, доставленных плотским совокуп-
лением, а благодаря самопроизвольным стремлениям.

Ведь, не лукавя, сказал Ангел Иосифу: «Не бойся
принять Марию, жену твою» (Мф. 1:20).

Супругой она называлась по обручению, но Иосиф
с ней не сожительствовал и не собирался делать этого;
однако Мария не лишилась звания супруги, и это на-
звание не было ложным, хотя между ней и Иоси-
фом и не было, и не предполагалось никакой плотской
связи.

И вот эта девственница тем более свято и чудесно
радовала своего мужа, что даже зачав без него и буду-
чи неравной с ним в отношении ребенка, тем не менее
была равна с ним по вере.

Поэтому родители Христа, и не только мать, но и
отец его, поскольку он супруг его матери, оба заслу-
жили, чтобы их брак назывался прочным; причем оба
они суть супруги по душе, а не по плоти.

И Иосиф, являющийся отцом Христа по душе, и
Мария, мать его по душе и по плоти, несмотря на
это родительство, пребывали в состоянии смиренности,
но не величия, слабости, но не божественности.

Ибо не обманывает Евангелие, где сказано: «И отец
его и мать дивились сказанному о нем».

И в другом месте: «Каждый год родители его хо-
дили в Иерусалим». Там же, немного далее: «И мать
его сказала ему: Чадо, что ты сделал с нами? Вот
отец твой и я с великой скорбью искали тебя».

И он, чтобы показать, что он сам имеет вместо них
Отца, который его породил в большей степени, чем
мать, отвечает им: «Зачем было вам искать меня? или
вы не знали, что мне должно быть в том, что принад-
лежит Отцу Моему?»


Но с другой стороны, чтобы никто не подумал, что
эти слова свидетельствуют о том, что Иисус отвернулся
от своих родителей, Евангелист далее добавляет: «И они
не поняли сказанных им слов. И он пошел с ними, и
пришел в Назарет, и был в повиновении у них» (Лк. 2:33,
41, 48—51).

Спрашивается, у кого в повиновении, как не у роди-
телей? Кто именно пребывал в повиновении, если не
Иисус Христос, который, будучи образом Божиим, не
почитал хищением быть равным Богу?

Итак, почему был он в повиновении у тех, которые
гораздо ниже образа Бога, если не потому, что не уни-
чижил себя самого, приняв образ раба (Филип. 2:6, 7),
коему образу были причастны и его родители?

Но хотя Иисус не был зачат от Иосифа, а только был
рожден Марией, конечно, оба родителя не были бы
причастны Христу-рабу, если бы не были соединены
друг с другом супружескими узами, хотя в браке их
и не было плотского соединения. Только для того и
доведен ряд рождений от Давида до Иосифа — роди-
тели Христа, согласно Писанию, замыкают цепь продол-
жателей рода Давида (Мф. 1:16 и Лк. 3:23),— чтобы
оба супруга, Иосиф и Мария, равны были в отношении
к Сыну своему, и не было бы обиды и несправедли-
вости полу мужскому, более предпочтительному в суп-
ружестве, ведь предсказано было, что произойдет Хрис-
тос из семьи Давида. Предсказание же сбылось бы
и без этого, ибо Мария и сама принадлежала к роду
Давидову.

Итак, в родителях Христа супружество преисполни-
лось всех благ: потомства, верности и таинства.

Мы знаем, что потомком Марии и Иосифа явля-
ется сам Господь Иисус; верность же наличествует по-
тому, что не было в этом браке прелюбодеяния; таин-
ство — ибо не было расторжения брака.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: