О браке и безбрачии

Тот, у кого есть жена и дети, отдал заложников
судьбе, ибо семья является помехой на пути свершения
великих предприятий, как добродетельных, так и зло-
намеренных. Несомненно, что самые лучшие начинания,
принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от
неженатых и бездетных людей, которые и своими
привязанностями, и своим богатством как бы слились
с обществом и одарили его. И все же есть серьезное
основание полагать, что тем, у кого есть дети, более
всего необходимо заботиться о будущем, которому,
как они знают, они должны передать свои самые доро-
гие заклады. Есть и такие, которые, хотя и ведут одино-
кую жизнь, тем не менее думают только о себе и
считают, что будущее их никак не касается. Есть даже
и такие, которые считают жену и детей только пла-
тежными счетами. Более того, есть некоторые глупые
богатые скряги, которые гордятся, что у них нет детей,
с тем чтобы их считали еще богаче, ибо, возможно,


они где-то слышали разговоры примерно такого рода:
«Такой-то человек очень богат», на что следовало про-
должение: «Да, но у него на попечении много детей»;
как будто его богатство от этого уменьшается.

Но самой распространенной причиной безбрачия
является стремление к свободе, особенно у некоторых
самодовольных и привередливых людей, которые на-
столько чувствительны ко всякому стеснению, что го-
товы даже свои пояса и подвязки считать оковами
и кандалами. Холостые мужчины — лучшие друзья,
лучшие хозяева, лучшие слуги, но не всегда лучшие
подданные, ибо они скорее готовы покинуть свою страну,
и почти все беженцы относятся именно к этой кате-
гории людей...

Несомненно, жена и дети являются своего рода
школой человечности; а одинокие, хотя они во много
раз щедрее женатых, ибо обладают большими возмож-
ностями делать милость, вместе с тем все же более
жестоки и бесчувственны (из них выходят суровые инкви-
зиторы), потому что к их нежности не так часто взы-
вают. Серьезные натуры, руководствующиеся обычаем
и потому постоянные, обычно являются любящими
мужьями; как было сказано об Улиссе: «Vetulam suam
praetulit immoztalitate» '.

Целомудренные женщины часто бывают горды и
высокомерны, они слишком злоупотребляют этим до-
стоинством — своим целомудрием. Если жена считает
своего мужа мудрым, то она привязывается к нему
самыми лучшими узами — узами целомудрия и послу-
шания, чего не будет, если она обнаружит, что он
ревнив. Жены — это любовницы и властительницы мо-
лодых, подруги зрелых и няньки стариков; так что муж-
чина может иметь причину для женитьбы в любом

1 То есть об Одиссее: «Свою старуху предпочел бессмертию»;
см.: Цицерон. Об ораторе. Кн. 1, 44.


возрасте, когда ему захочется. Все же мудрецом по-
считали того человека, который на вопрос, когда муж-
чине следует жениться, ответил: «Молодому еще рано,
старому уже поздно». Часто можно наблюдать, что у
плохих мужей очень хорошие жены; происходит ли
это из-за того, что жены больше ценят доброту своих
мужей, когда она редко проявляется, или же из-за
того, что они гордятся своим терпением, но это всегда
справедливо, если плохие мужья выбраны ими самими,
вопреки совету друзей, ибо тогда, конечно, им прихо-
дится делать хорошую мину при плохой игре.

Соч.: В 2 т. М., 1972. Т. 2. С. 365—
367

Ж. де Лабрюйер
О ЖЕНЩИНАХ

Неужели нельзя изобрести средство, которое заста-
вило бы женщин любить своих мужей?

Размышления и афоризмы фран-
цузских моралистов
XV/—XV///
веков. М., 1987. С. 314


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: