Однобокость альтруизма

Среди психологических пружин человека есть как бы
струны «я»— струны самосохранения, заботы о себе, и
струны «они»— струны сохранения рода, заботы о дру-
гих. Если играть только на одних таких струнах, будет
разрастаться, как флюс, одна сторона души и слабеть
другая. Пожалуй, только дуэт этих струн рождает в
нас «мы»— равновесие «я» и «они», только их двухго-
лосие может создать здоровую, нормальную психику.

«Я-центрические» нужды человека двойственны по
самой своей сути. Все биологические потребности —


в еде, самозащите, продлении рода — «я-центричны»,
но они нужны для выживания, служат главной естест-
венной опорой жизни. Так же естественны и так же бла-
годатны и психологические «я-потребности» — в одобре-
нии своего «я», в заботе о себе, поддержке, внимании.

Насыщаясь, эти «я-потребности» дают человеку по-
токи радостных эмоций, заряжают его здоровой и силь-
ной жизненной энергией. Они служат — это очень важ-
но — фундаментом для высших потребностей человека,
психологических и духовных. И чем лучше насыщаются
наши добрые «я-центрические» нужды, тем больше жиз-
ненной энергии идет в эти фундаменты высших потреб-
ностей.

Здесь, наверно, и лежит граница между светлым
и темным ликом «я-центрических» нужд. Эти нужды
хороши, видимо, как раз настолько, насколько они по-
могают более высоким человеческим нуждам, эгоаль-
труистическим. Чем меньше они служат таким нуждам,
чем больше стараются занять их место в душе человека,
тем больше они сужают душу, делают ее однобокой.
Но чем больше они питают собой наши «мы-потребно-
сти», тем уравновешеннее они делают душу и тем бла-
годатнее они для человека.

У альтруиста приглушены, сдавлены самые органи-
ческие, самые жизнелюбивые моторы личности — мо-
торы радости от развития своего «я», главные моторы
молодости. Поэтому альтруист как бы живет по законам
чужого возраста, заражается старческой нормой, когда
первородные нужды своего «я» угасают,· перестают
действовать. Он как бы выключает целый диапазон обыч-
ных для человека забот о себе и живет лишь одним из
своих двух диапазонов — заботами о других.

Альтруизм ампутирует этим чуть *ли "не половину
человеческой личности. И если его тысячи лет считают
благом, то, наверно, только потому, что относят на его
счет блага эгоальтруизма.


Чем они похожи между собой? В эгоальтруизме тоже
есть самоограничение, и оно служит одной из его основ.
Человек двойственен, и для гармонии с другими людь-
ми ему нужен постоянный отказ от чего-то в себе, что
мешает ему и другим людям. Эгоальтруист может отка-
зываться от многих удобств и привычек, которые вредят
его более человечным нуждам, более глубоким способ-
ностям души.

Но в том, от чего он отказывается, видна решающая
разница между ним и альтруизмом. Альтруизм отклю-
чает не только наши простейшие потребности, но и кое-
какие ключевые, опорные — прежде всего нашу естест-
венную тягу к разносторонности, к развитию всех глав-
ных сторон тела и духа. Это как бы сила слабого, который
не может справиться с обычной двойственностью челове-
ческой натуры — не может привести я-струны своей
души в лад с мы-струнами.

Эгоальтруизм не отказывается от ключевых нужд че-
ловека и не суживает этим его душу. Это естественное,
здоровое, нормальное состояние человеческой души,
состояние, которое как бы ведет человека к гармонии,
ладу — и внутри себя, и с другими людьми.

Конечно, это противоречивое состояние, оно сохра-
няет в человеке его живую и естественную двойствен-
ность. Альтруизм как бы освобождает человека от его
полюса «я», смещает всю его душу к полюсу «они».
Эгоальтруизм оставляет в душе человека ее «двуполю-
сное» строение, оставляет и разлад между полюсами,
иногда болезненный, и маятниковые качания от одного
полюса к другому — всю череду болей и радостей, кото-
рая и есть жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: