Природно-растительное окружение во взаимосвязи с историческим объектом
Исторически, природно-растительному окружению зданий уделялось много внимания: зелень проектировалась как составная часть объемно-пространственной композиции ансамбля и создавалась вместе с ним (Архангельское, Кусково, пригороды СПб) – производилась организация садово-парковых пространств, выбор деревьев, кустарников и т.п.
Зеленые насаждения являлись соразмерным элементом, способств. восприятию арх. сооружения (например, нижние партеры по главной оси).
При размещении арх. сооружения в окр. среде необходимо:
1. Строгий контроль за зеленью для разных сооружений. Так, внешние фасады стен крепостных сооружений должны быть «открыты» (отриц. пример – «заросшие» стены Саввино-Сторожевского и Ново-Иерусалимского монастырей, положительный – Иосифо-Волоколамский мон.)
2. Взаимосвязь зелени с одиночными памятниками: деревья не должны закрывать памятники, а лишь подчеркивать их достоинства (елки и церкви в Кижах).
|
|
3. Необходима одновременность работ по реконструкции среды, надо совместно решать ряд вопросов по обеспечению эстетически осмысленного и завершенного окружающего пространства (полож. прим. – Княгинин монастырь во Владимире).
4. При организации музейного показа памятников, например, в музеях деревянного зодчества необходимо осторожно вкомпоновать памятники в существующую природную среду, учитывая визуальную взаимосвязь памятников с природой.
Вывод: «Зеленое ожерелье» следует проектировать заблаговременно, максимально раскрывая достоинства сооружений, учитывая их функции, строго контролировать масштаб и характер посадок, проводить методичные чистки и сан. рубки.
Природно-ландшафтное окружение и историческое образование
Здесь необходимо рассмотреть связи исторического объекта с природной средой и ландшафтом сельских местностей.
Исторические объекты, например, монастыри, строились на высоких холмах, внизу возникали деревни из одноэтажных домиков, утопавших в зелени. Все разнообразие зелени и ландшафта создавало среду, в которую зодчий вписывал ансамбль, вторя природным закономерностям и пропорциям, т.о. раскрывая функциональные и эстетические достоинства каждой постройки.
Несистемность высотных, цветовых и др. характеристик современной застройки нарушает гармонию ансамблей и ландшафта, поэтому необходимо использовать системы режимных зон, например, зону охраняемого ландшафта. При необходимости нового строительства нужно строго следить за сохранением гармонии и целостности природно-архитектурной среды.