Иногда корреляцию и регрессию рассматривают как совокупный процесс статистического исследования. Корреляционно-регрессионный анализ является одним из значимых методов построения математических моделей в экономике и считается одним из главных методов в маркетинге.
Корреляция в широком смысле слова означает связь между объективно существующими явлениями.
Корреляционный анализ – вид статистического анализа, который состоит в количественной оценке силы и направления связи между двумя (парная корреляция) или несколькими (множественная корреляция) наборами данных. Для количественной оценки силы связи используются коэффициенты парной корреляции r и множественной корреляции R.
Коэффициент корреляции (безразмерная величина) – количественный показатель линейной связи между двумя или более наборами данных, значение которого лежит в интервале от -1 до 1. Если коэффициент равен ± 1, то связь функциональная, если равен 0, то связь отсутствует.
Для качественной оценки силы связи используются специальные табличные соотношения (например, шкала Чеддока, табл. 1)
|
|
Таблица 1 – Шкала Чеддока
Значения коэффициента корреляции | Характер связи |
Очень слабая | |
Слабая | |
Заметная | |
Сильная | |
Очень сильная |
Направление связи определяется знаками ±: близость к +1 означает, что возрастанию одного набора значений соответствует возрастание другого набора, близость к -1 означает обратное.
Для наглядности измерения всех связей в случае множественной корреляции целесообразно использовать корреляционную матрицу – матрицу из попарных коэффициентов корреляции.