Система исполнительных органов в государстве

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами, преимущественно административн. права.

В соответствии с принципом федерализма система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

- Правительство Российской Федерации.

- Федеральные министерства.

- Государственные комитеты Российской Федерации.

- Федеральные комиссии России.

- Федеральные службы России.

- Федеральные надзоры России.

- Иные федеральные органы исполнительной власти (Государств. Совет РФ, Совет Безопасности РФ и т.д.)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- правительства республик и других субъектов Федерации;

- администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономн. округов

26. Историческая школа права, её место и роль в истории политико-правовых учений

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, есть своё, характерное ему право, отличающееся от права какой либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону этой школы отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего, его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права. Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От этой школы права многое заимствовали американские юристы прагматисты, утверждавшие, что источником права служат «привычки» людей, терпящие медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

27. Источники современного российского права

Конституция РФ. Является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического и политического строя. Основополагающие права и свободы человека. Федеративное устройство России. Устанавливает систему органов государственной власти.

Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции. Принимаются Госдумой и Советом Федерации.

Федеральные законы. Принимаются Госдумой и Советом Федерации РФ, распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений.

Указы Президента РФ. Нормативные (содержат нормы права общего характера), обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Как правило, распространяют своё действие на территорию всей страны, общеобязательны для исполнения. Ненормативные (регулируют вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Акты Правительства РФ. Постановления (содержат нормы права).Распоряжения (регулируют оперативно—технические вопросы).

Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств. Принимаются в форме приказов, инструкций, постановлений, уставов. Данные акты обычно регулируют отношения в сфере экономики, науки, образования, обороны и др. Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств обязательны для организаций, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам, и для граждан.

Законы субъектов РФ. Принимаются законодательными органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

- Совместного ведения РФ и субъектов РФ - Исключительного ведения субъектов РФ.

Законы субъектов Федерации общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ.

Нормативный договор. Является отдельным источником права в РФ. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения с её субъектами и между субъектами РФ.

Локальные нормативные акты. Издаются отдельными организациями различных форм собственности.

Обычай. Является редким источником права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом.

Международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

28. Капиталистическое государство, его сущность и функции

Капиталистическое государство - это по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция бур­жуа­зии, за­кре­п­ля­ющее власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, её принадлежность.

Внут­рен­ние функ­ции капиталистического государства:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

Прибавились современные функции:

1) Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние.

2) Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние.

3) Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

4) Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды и др.

Внеш­ние функ­ции капиталистического го­су­дар­ст­ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па:

1) Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния (прекратила существование).

2) По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (прекратила существование).

3) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

4) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

В на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие:

1) Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

2) Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

3) Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

4) Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д.

(ВАРИАНТ 2.) Первые капиталистические государства возникли более трёх столетий назад. Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперёд по пути социального прогресса. Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих. В своём развитии оно прошло ряд этапов. Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба ещё не достигла особой остроты. Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров. Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах. На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь. В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют "средний" класс - основной стабилизатор общественных отношений. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: