Содержание темы. Под социализацией в психологии понимаются процесс и результат очеловечивания человека «включения» его в общество благодаря усвоению и активному

Под социализацией в психологии понимаются процесс и результат очеловечивания человека «включения» его в общество благодаря усвоению и активному воспроизводству социального опыта, исторически сложившееся культуры.

Выделяются два аспекта социализации – стихийную и конституциональную.

Если социализация – процесс соединения генетической и социокультурной программ развития человека, то индивидуализация – система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других, в результате чего формируется самопознание

В этой связи развитие человека представляет собой ритмическое чередование процессов социализации и индивидуализации.

Процесс социализации включает в себя три стадии – адаптация, индивидуализация и интеграция. Основными механизмами социализации являются приучение, подражание, идентификация, импринтинг, подкрепление, эмоциональное заражение, конформизм, проецирование.

Проблема первичной социализации личности состоит в том, что в случае переживания ситуации «покинутости – отверженности» у ребёнка развивается тревога, вызванная от …….. материнских чувств. Потеря близости может приобрести характер бунта против всего существующего, в результате чего все существующие нормы воспринимаются как признаки мира взрослых, от которого необходимо отмежеваться. В этой связи очень важна идентификация с положительным идеалом общества, с которым дети связывали бы своё будущие.

Социализация не должна пониматься как гармоничное взаимодействие субъекта и социума. Напротив, это жестокая борьба. Суть её в том, что понятие «усилие» и «насилие» имеют генетическое родство. Отказ торможения и запрещения существуют наряду с совместным решением задач со взрослым. Парадоксально, но факт, что пропаганда «ненасильственной педагогики», когда опыт приобретается без усилия и насилия, ведёт к неумению читать, писать и т.п. Сердцевина деятельности – самостоятельное усилие.

Завершение рассмотрения проблемы социализации личности необходимо посвятить двум моментам:

1. Социализация – процесс двусторонний: индивид усваивает выработанные обществом ценности и в тоже время активно воспроизводит социальный опыт.

2. Процесс и результаты, социализации имеют внутренние противоречия: в идеале, социализированный человек должен соответствовать требованиям общества и он же должен противостоять негативным тенденциям.

Основная литература

1. Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов 2-е изд.-СПб.: Питер, 2006.

2. Психология и этика делового общения / под редакцией В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити – Дана, 2003.

3. Морозова А.В. Социальная психология. – М.: Проспект, 2008.

Дополнительная литература

1. Психологическая энциклопедия / Под редакцией Р. Коршни, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

2. Мокшанцев Р.И. социальная психология – М.: Инфра - М, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: