Элементная и функциональная структуры системы. Методы непрерывного улучшения качества процессов. Команда по качеству.
Вовлеченность работников.
Элементная структура системы качества включает комплекс элементов, описывающих деятельность по обеспечению качества, соответствующую конкретному этапу производства, и информационные взаимосвязи между ними.
Функциональная структура системы качества включает блоки функций управления качеством совокупностью взаимосвязанных процессов, составляющих конкретный вид организационной деятельности, расположенных по соответствующим уровням управления, и информационные взаимосвязи между ними.
Непрерывное улучшение качества – комплекс действий, направленных на увеличение способности процессов выполнить требования к качеству их результатов.
Методы постоянного улучшения качества – способы непрерывного воздействия на условия и факторы, определяющие способность процессов обеспечить требуемое качество продукции.
Команда по качеству – группа заинтересованных работников, взаимосвязанная деятельность которых осуществляется целенаправленно и способствует своевременному выявлению причин отклонений, разработке внедрения мер по совершенствованию процессов и обеспечению их качества.
Вовлеченность работников обеспечивается методами мотивации.
С использованием следующих мотивов, побуждающих работников к участию в работе команд по обеспечению и улучшению качества производственных процессов (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Классификация мотивов и их содержание
Мотив | Содержание мотива (побуждающих действий) |
1. Создание условий для эффективной работы команды | Комплекс условий включает: эстетические условия, социально-психологические, экономические |
2. Улучшение условий труда работника | Оснащение измерительной и вычислительной техникой, применение прогрессивных технологий, улучшение эстетики труда |
3. Организация постоянного обучения | Представление возможностей к самообучению и участию в семинарах, конференциях с отрывом от производства. Учет результатов при квалификационном аудите |
4. Совершенствование нормирования и организации труда | Уменьшение загрузки работника, улучшение режимов труда и отдыха, применение технически обоснованных норм, улучшение обслуживания рабочих мест, использование гибких графиков работы |
5. Разработка экономических стимулов | Поощрение за рацпредложения по улучшению качества процессов, участие в прибылях, установление надбавки за обеспечение качества процессов |
Организации работы команд способствует практической реализации принципа непрерывного улучшения качества процессов. В стандартах ИСО отмечается, что «непрерывное улучшение качества используется тогда, когда улучшение качества процессов осуществляется поступательно и работники предприятия активно ищут возможности улучшения качества» [3, с. 72].
Основным принципом постоянного улучшения является оптимизация добавленной стоимости цепочки процессов, в которых результаты оцениваются с точки зрения качества.
Оценка достигнутого качества осуществляется с помощью контроля, который является средством получения достоверной информации о выполнении мероприятий по обеспечению и улучшению качества процессов и продукции. При этом система контроля является частью системы управления качеством. Основной целью контрольно-измерительной деятельности является обеспечение интеграции процессов путем установления соответствия входов и выходов процессов.
Содержанием контроля является оценка качества и выработка мероприятий по совершенствованию процессов производства с целью своевременного устранения и предупреждения дефектов [3].
Все функции контроля можно объединить в три группы:
- контроль по этапам жизненного цикла продукции;
- контроль документации, процессов, методов;
- контроль и оценка знаний исполнителей.
Основные виды контрольной деятельности представлены на рисунке.
Виды контрольной деятельности
Место системы всестороннего контроля в системе управления качеством определяется решением следующих задач: обеспечение достоверности результатов измерений, снижение потерь от «систематического брака» в производстве, сокращение прямых затрат на обеспечение качества, вовлечение всех работников в контрольно-измерительную деятельность на предприятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Виды структур системы управления качеством.
2. Методы непрерывного улучшения качества.
3. Методы контроля и оценки качества продукции.
4. Организация деятельности команд по качеству в подразделениях предприятия.
5. Обеспечение вовлеченности работников в решение вопросов контроля и обеспечения качества.