Предполагаемые обстоятельства его написания. Адресат посланий. Черты Иоанновского стиля и богословия в посланиях. Обличение лжеучителей

Ответ

Можно думать, что три Иоанновских послания (как и Четвёртое Евангелие) были написаны одновременно. Первое послание Иоанна вовсе не имеет эпистолярного характера. Малые Иоанновские послания обычно относят к письмам, а не к посланиям.

Три послания Святого Апостола Иоанна Богослова представляют собою иерархическую лествицу. Учение Первого послания прилагается во Втором к нуждам одной из окормляемых Апостолом Церквей, а Третье послание обращено к предстоятелю этой Церкви. Они могут быть понимаемы, как приложение к частным случаям жизни учения большого послания (1 Ин.), которое, в свою очередь, и по форме и по содержанию теснейшим образом связано с Евангелием. Оба послания посвящены увещанию хранить чистоту христанского вероучения и предупреждению опасности псевдогнозиса.

Составитель малых посланий называет себя «старцем». Косвенным подтверждением этого указания является и молва, приводимая в Евангелии от Иоанна 21:23, «что ученик тот не умрет». К какому бы времени ни восходила эта молва, она могла вызвать к себе доверие только тогда, когда этот ученик вышел за пределы обычного человеческого долголетия. Мы вправе думать, что и Евангелие и послания были составлены Иоанном в глубокой старости. Их написание естественно относить к последним годам его служения в Ефесе, после его возвращения из ссылки. При таком понимании, Четвёртое Евангелие и три Иоанновских послания являются последними по времени Новозаветными писаниями. В переводе на наше летосчисление, дата около 100 года представляется наиболее вероятною. Если «избранная госпожа» 2 ое Ин. 1 глава есть одна из Асийских Церквей, а в «возлюбленном Гаии», которому посвящено Третье послание (стих 1), мы вправе видеть её предстоятеля, то и учение Второго послания есть приложение к частичным случаям жизни общего учения большого послания. При таком понимании, 1 ое Ин. было написано для более широкого круга церквей, в число которых входила и та Церковь, к которой Иоанн обращается во Втором послании. Этот большой круг естественно отожествлять с Асийской Церковной областью, центром которой был Ефес.

До IV ого века оба послания считались либо не истинными, либо спорными, поэтому отрицалась их каноничность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: