Занятие № 27-28 практические задания

Тема: “ Причастие

Вопросы.

1. Причастие как неспрягаемая форма глагола, признаки глагола и прилагательного в причастиях.

2. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, зависимость образования причастий от вида и переходности глагола.

3. Краткие причастия. Их морфологические и синтаксические признаки.

4. Переход причастий в имена прилагательные.

Практические задания.

1. Определить глагольные признаки и признаки прилагательного в причастиях. Как проявляется у причастий значение абсолютного и относительного времени? Отметьте глагольные и именные свойства в синтаксических связях причастий. Упр. 511 (I) сб. Борисенко.

1. Он остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стёклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевёл его вниз. 2. Поэт, для которого всё, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зелёные глаза… 3. – Беда в том, - продолжал никем не останавливаемый связанный, - что слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей… Твоя жизнь скудна, игемон, - и тут говорящий позволил себе улыбнуться. 4. Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумлённому редактору руку. 5. Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил своё внимание на коте и видел, как этот странный кот подошёл к подножке моторного вагона “А”, стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее был поражён поведением кондукторши. (Булг.)

2. Определить вид, время причастий, указать, от каких глаголов и от какой основы образованы причастия, вставить пропущенные буквы и мотивировать выбор суффикса. Упр. 119 сб. ТКУ.

Скач…щий, дыш…щий, колебл…щийся, кол…щий, реж…щий, колыш…щийся, стел…щийся, брезж…щий, стро…щийся, та…щий, утопа…щий, кле…щий, дремл…щий, бре…щий.

3. Определить вид, переходность и спряжение данных глаголов, распределить их по группам. Образовать от каждого глагола все возможные формы причастий. Суффиксы подчеркнуть. Отметить чередование звуков в основе глаголов. Объяснить, почему не образуются те или иные формы причастий. Упр. 118 (I-II). Там же.

I. Рассказывать, чистить, оставаться, сохнуть, остаться, начать, пройти, воображать, помыться, прикреплять, крикнуть, твердить, стричься, затронуть, зеленеть.

II. Волноваться, размокнуть, красться, вышить, позеленеть, ошибаться, размять, сгибать, отпустить, отправиться, добавлять, терпеть, обидеться, отправляться, отправлять.

Образование причастий

    Действит. причастия Страдат. Причастия
вид Перех. Наст. вр. Прош. вр. Наст. вр. Прош. вр.
НСВ Перех. + + + (-) + (-)
НСВ Неперех. + + _ _
СВ Перех. - + _ +
СВ Неперех. - + _ _

Читать, сидеть, прочитать, прилететь.

4. Проанализировать краткие формы причастий в данных текстах. Из упр. 522 сб. Борисенко.

1. Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты. (П. Е.) 2. Иван Романович, голубчик, родной мой, я страшно обеспокоена. 3. Ну-с, поручения исполнены, всё куплено, теперь как прикажешь упаковать всю эту музыку? 4. Господский дом погружен в сон. Вся южная сторона неба густо залита багровым заревом, небо воспалено, напряжено… 5. На людях и на животных была написана скука. 6. Поверхность реки изрыта и взбудоражена. (Ч.)

5. В данных словосочетаниях и предложениях найти: причастия, адъективированные причастия, отглагольные прилагательные. Упр. 519 (I). Там же. Помните, что с синхронной точки зрения об адъективации можно говорить лишь при условии: 1) если у словоформы адъективного склонения есть соответствующий ей глагол; 2) если данная словоформа отвечает правилам образования соответствующего причастия и, следовательно, может в другом контексте употребляться как причастие. Помните: прилагательное может быть непроизводным, причастие – нет; прилагательное может быть образовано не только суффиксально, причастие – нет. Лексические значения адъективной словоформы сопоставляйте со значением исходного (если есть) глагола. Учитывайте не только прямые, но и переносные значения. при этом возможны случаи: 1) значение словоформы не отражает ни одного из лексических значений глагола (испуганный вид ‘вид, выражающий испуг’); 2) значение словоформы отражает переносное, в частности метафорическое, значение глагола (погасший взгляд ‘ставший безжизненным, невыразительным’ – взгляд погас).

Вынужденная улыбка, запущенный дом, раздрызганный рояль, распущенный ребёнок, вылощенный франт, растерзанный вид, непобедимая армия, обветренное лицо, стоящее дело, нахохленные галки, непромокаемая ткань, прожжённый мошенник, любящая натура, блестящий ответ, сорванный голос, заискивающая улыбка, измождённый вид, издёрганное лицо, истрёпанные нервы, растрёпанные волосы, неизгладимое впечатление, вопиющее безобразие, оживлённый голос, влюблённый юноша, ухоженный ребёнок, заспанный вид, неувядаемая слава, неодолимое смущение, невозмутимое спокойствие, неотвратимая гибель, цветущая женщина, врождённый порок, заснувшее озеро.

6. Выяснить, на каком основании мы относим выделенное слово не к причастиям, а к прилагательным (I. В современном русском языке для данных слов нет производящих глаголов. II. Слово соотносится с таким глаголом (совершенного вида или непереходным), от которого причастие данного типа в современном русском языке не может быть образовано. III. Слово употреблено в сравнительной или превосходной степени. IV. Слово, обозначающее постоянный признак, является составной частью термина. V. Слово имеет переносное значение, утратило значение действия и времени.). Упр. 251 сб. Голубевой.

1. А уж бригадный генерал, конечно, даст блестящий бал. (Л.) 2. Но самое замечательное в доме были поющие двери. (Гоголь.) 3. Чем размягчённее и искательнее было выражение лица Наташи, там серьёзнее и строже было лицо Сони. 4. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда… (Л. Т.) 5. Обычным, нерушимым порядком шла на хуторе жизнь. (Шол.) 6. Всё утро и всю предыдущую ночь шёл дождь. (Вс. Иванов.) 7. Сложив все бумаги в походные несгораемый ящик, он пошёл в свою землянку. (В. Овечкин). 8. Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? (Маяк.) 9. Зажмурив глаза от нестерпимо яркого света, я оттолкнулся от края сучковатой доски, чтобы в отчаянном прыжке достигнуть двери, – и проснулся. (И. Дружинин.) 10. Я думал, что, в атаках выжив, к земле обугленной вернусь, и по-иному мир увижу, и ничему не удивлюсь. (И. Шубин.) 11. Память хранила заиндевелые деревянные строения, низкие палисадники в снегу, латаные вагоны на запасных путях. (И. Дружинин.) 12. На шагающем экскаваторе работали в три смены. (Из газет.) 13. У проводницы в руках поднос с дымящимся чаем. (И. Дружинин.) 14. У старика суровый вид, почтенные лета. (Твард.) 15. Это самая простая из всех операций при врождённых пороках. (Н. Амосов.) 16. И светлы линзы луж литых… (П. Шубин.) 17. Товарные вагоны при закате кажутся раскалёнными. Паровоз простучал через весь луг, таща за собой этот длинный раскалённый хвост. (В. Тендряков.)

7. Выделите словосочетания с адъективированным причастием. Упр. 249. Там же.

1. Замкнутая цепь, замкнутый характер, замкнутый провод, замкнутый в комнате. 2. Выдающийся камень, выдающийся филолог, выдающиеся значки, выдающиеся справки. 3. Свистящие пули, визжащая собака, дрожащие руки, бреющий полёт. 4. Движимое имущество, движимый высокими идеалами, видимый в темноте, гонимый ветром дым. 5. Расслабленный ремень, расслабленная поза, расслабленный узел, расслабленные путы. 6. Засохший лист, размокший сухарь, увядший цветок, упавшее настроение. 7. Крытый соломой ток, колотые топором дрова, битый час, молотое на мельнице зерно. 8. Надломленный колос, надорванный крик, надрезанный канат, надстроенный дом. 9. Пропущенные буквы, просвещённый человек, подстреленная птица, пропечённый хлеб. 10. Шипящие согласные, плачущий ребёнок, планирующий самолёт, планирующий экономист. 11. Крашеная ткань, крашенное луком яйцо, мощённые брусчаткой улицы, сеянная хозяйкой мука.

8. Выделить словосочетание с причастием. Составить предложения с каждым из них. Упр. 250. Там же.

1. Вкусный жареный картофель, свежая варёная фасоль, гружённые песком платформы, копчёная речная рыба. 2. Разочарованный вид, расстроенное лицо, расслабленные мышцы, рассеянный взгляд. 3. Избитая фраза, избитое животное, избитое выражение, избитая тема. 4. Маринованные грибы, лакированные туфли, эмалированная посуда, загримированный актёр. 5. Замкнутый юноша, учёный человек, воспитанная девушка, разгневанный мужчина. 6. Открытая лекция, открытая дверь, открытая душа, открытое партийное собрание. 7. Висящий замок, ласкающий голос, ведущий работник, скучающее выражение лица. 8. Цветущий вид, цветущая сирень, цветущая девушка, дутый авторитет. 9. Трассирующие пули, спрягаемые формы глагола, пишущая машинка, режущий станок, акающий говор, бегущий спортсмен. 10. Несгораемый шкаф, неиссякаемая энергия, несклоняемые слова, незабываемая встреча, независимый вид.

9. Произвести морфологический разбор причастий в данных текстах. Упр. 523. Там же.

1. Природа, не знавшая истории рода Гундасовых и чина моего дядюшки, чувствовала себя гораздо свободнее и развязнее, чем я. 2. Николай Андреич, проходивший в потёмках под широкой липой, неожиданно наткнулся на Щупальцева. 3. За чтением следует длинный разговор, прерываемый визгливым смехом Ольги Кирилловны. Сосны и облака стояли неподвижно и глядели сурово, на манер старых дядек, видящих шалость, но обязавшихся за деньги не доносить начальству. (Из произв. Чехова.)

Дополнительно. Её толстые косы были сплетены, увязаны и уложены вокруг головы так туго, что, казалось, ей больно.

Занятие № 29.

Тема: “Деепричастие”

Вопросы.

1. Деепричастие как неспрягаемая форма глагола.

2. Лексико-грамматические признаки причастий.

3. Временные значения деепричастий СВ и НСВ.

4. Образование деепричастий СВ и НСВ, вариантные формы деепричастий.

Практические задания.

1. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки и синтаксическую функцию. Упр. 296 сб. Ильенко.

1. Понимая огромность своего дарования и своего труда, Маяковский, однако, хотел и стремился всегда находиться в буче жизни, в тревогах эпохи. (Долм.) 2. Он изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. (Пауст.) 3. Рассекая тихоокеанскую волну, корабль мчался к японским берегам. (Овч.) 4. Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней, За Русь святую погибая? (Р.) 5. Дорога идёт извиваясь между кустарниками. (Л.)

2. Найти деепричастия, указать вид и соотнесённость во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, выраженным глаголом в личной форме. Упр. 298. Там же. Из упр. 524 сб. Борисенко.

1. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Тютч.) 2. Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты… (Тютч.) 3. Клубятся тучи, млея в блеске алом. Хотят в росе понежиться поля. В последний раз за третьим перевалом Пропал ямщик, звеня и не пыля. (Фет.) 4. Пронеслась гроза седая, Разлетевшись по лазури. 5. Не любивши тебя, В сёлах слыл молодцом, - А с тобою, мой друг, Города нипочём! (Кольц.) 6. А вечером он сидел опять за тем же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну. Она, то смеясь, то плача, рассказывала ему про молодость его матери, про своё замужество, про своих детей… Хозяйка говорила вполголоса и то и дело от волнения роняла напёрсток, а Катя, её внучка, лазала за ним под стол, вероятно, рассматривая Егорушкины ноги… Он вынул из кармана кошелёк, повернулся к Егорушке спиной, долго рылся в мелкой монете и, найдя гривенник, дал его Егорушке. (Ч.) 7. Вперив глаза в опушку, я бессмысленно улыбался; пот катился с меня градом, и, хотя капли его, сбегая по подбородку, щекотали меня, я не вытирал их. (Л. Т.)

1. Он захлебнулся словами, ударил по коленям своим и начал сипловато смеяться, радостно продолжая сквозь смех. 2. Замолчав, он понюхал воздух. 3. Укладываясь спать, он говорил… 4. Человек впервые усмехнулся, обнажив белые, плотные зубы. 5. Человек пристально посмотрел в окно и продолжал тихо сыпать сухую пыль слов, помогая осени творить на земле уныние и печаль. (Из произв. М. Горького.)

3. Определить, от какого глагола, какой основы и при помощи какого суффикса образованы деепричастия. Указать вид. Отметить случаи перехода деепричастий в наречия. Упр. 300. Там же.

1. Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнёта и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. (Ч.) 2. А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чём дело, из травы вылетел коростель. (Ч.) 3. Мигает красный отсвет, колебля сузившийся круг темноты. Сидит озарённый человек, охватив колени. (Сераф.) 4. Вернулись двое, молча сели к огню, ни на кого не гладя. (Сераф.) 5. Они пошли не торопясь и покорно, точно гуси. (М. Г.) 6. Как живые, как иглою, Будто споря меж собою, листья воду бороздят. (Тютч.) 7. Если пейзаж в дороге для вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, вы проскучаете от Урала вплоть до самого Енисея. (Ч.) 8. Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твёрдой, как камень, ослепительно белой дорогой. (Купр.) 9 Капитан покраснел. – К ихним ружьям я не привык-с, мне из них ничего не убить-с! – отвечал он заикаясь. (Писем.)

4. Образовать от данных глаголов деепричастия. Упр. 525 сб. Борисенко. Например: решать – решаj-а, решить – реши-в.

Отключать, создавать, исчезать, приобретать, переплести, арестовать, пить, огорчиться, вкрасться, жечь, расцвести, лить, встретить, украшать, решаться, подмести, высказывать, квалифицировать, одеться, сохнуть, колебаться, мурлыкать, понадеяться, укрепить, быть, слыть, признаваться, отправиться, смеркаться, морозить, увлечься, проститься, вечереть, шить, ехать, рассветать, запереть, хохотать, вязать, спать, гнать, петь, есть, ездить, слезть.

5. Произвести морфологический разбор деепричастий в данных текстах. Упр. 527. Там же.

1. Робко, свечу потушив, подхожу я к окну… 2. Калитка вздрогнет, растворяясь, цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго, долго при месяце будет мелькать покрывало. 3. В зеркале часто себя видишь, с детской улыбкой свой поправляя венок. 4. Мы встретились вновь после долгой разлуки, очнувшись от тяжкой зимы. (Фет.)

Самостоятельная работа по теме “Причастие. Деепричастие”

Оборудование: карточки.

Задания.

1. Выполнить морфологический разбор 4-5 причастий разного типа.

2. Выполнить морфологический разбор 4-5 деепричастий разного типа.

Занятие № 30.

Тема: “Наречие”

Вопросы.

1. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции наречий.

2. Разряды наречий по значению.

3. Степени сравнения и формы субъективной оценки наречий.

Практические задания.

1. Выписать наречия вместе с теми частями речи, к которым они примыкают; определить, что обозначают наречия (признак действия или состояния, названного глаголом, признак состояния, названного словом категории состояния, признак качества, названного прилагательным или причастием, признак предмета, названного существительным, признак признака, названного наречием или деепричастием). Упр. 134 сб. ТКУ.

1. Мне своды небес чтоб высоко, высоко сияли, открыты туда и сюда; по краю небес чтоб тянулась гряда лесистых пригорков, синеясь далеко. (Яз.) 2. Лукерья умолкла, а я с изумлением глядел на неё. Изумляло меня, собственно, то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. (Т.) 3. Марфиньку всегда слышно и видно в доме. (Гонч.) 4. Перед полуночью Ариадна объявляла, что она хочет есть, и требовала ветчины и яиц всмятку. (Ч.) 5. Три человека в просторном, ярко освещённом зале: Василий Васильевич, Витя, телефонистка-оператор в углу за коммутатором. (Тендр.) 6. В темноте деревья казались необычайно огромными. (Марк.) 7. Воздух был сухо и колко холоден, но солнце, уже набравшее силу, грело напористо, стойко… (С. Ник.) 8. Сложив губы бантиком, <…> она садится за накрытый стол, к самовару. (М. Г.) 9. В стальных, немного навыкате глазах его играло весёлое и хитрое безумие. (Фед.)

2. Определить разряд по значению имеющихся в тексте наречий. Упр. 303 сб. Ильенко.

1. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над ними, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.) 2. Из Наркомата шли втроём по уже начинавшему чуть зеленеть Гоголевскому бульвару. (Сим.) 3. То, что он увидел, было так неожиданно, что он немножко испугался. (Ч.) 4. Взволнованная жёлтыми сопками степь здесь иногда переходит в довольно высокие горы из сильно разветренного гранита. (Пришв.) 5. Кирилла Петрович ходил взад и вперёд по зале, грозно насвистывая “Гром победы раздавайся”. (П.) 6. Когда первый страх прошёл, я оглянулся: кругом, в десяти шагах от нас, росли тростники; вдали над их верхушками виднелся берег. (Т.) 7. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. (А. Н. Т.)

3. Составить предложения с данными наречиями. К качественным или количественным они относятся в разных значениях? Выделить наречия на –о, которые могут иметь форму сравнительной степени. При каком значении наречий это возможно: при качественном или количественном? Упр. 533 сб. Борисенко. Например. Она одевается кричаще. Платье было кричаще яркое. Его зверски убили. Он зверски устал.

Ужасно, страшно, безумно, жестоко, отчаянно, смертельно, странно, потрясающе, удивительно, возмутительно, замечательно, дьявольски, чертовски, фантастически, сказочно.

4. Определить форму степени сравнения качественных наречий. Объясните, как они образованы. Упр. 271 сб. Голубевой.

1. Всех строже оценить умеешь ты свой труд. (П.) 2. Кто-то ура закричал. Подхватили громче, дружнее, протяжнее. (Н.) 3. А вслед за ним не менее мощно звучал голос другого гения. (М. Г.) 4. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов.) 5. Ещё сильнее, чем эта боль, беспокоило Алёшу незнакомое ему прежде ощущение тяжести. (Г. Николаева.) 6. Почему-то эти яблоки вкуснее всего было есть вприкуску с чёрным хлебом. (Солоух.) 7. Рассудка у тебя, пожалуй, не хватит понять – да и дурак поймёт! – что всех дороже тот, кто всех дороже платит. (Д. Бедный.) 8. Ценители пришли. Картину слон открыл. Кто дальше встал, кто подошёл поближе. (Мих.) 9. Друзья, робеть не надо! Прославим наше стадо и громче девяти сестёр подымем музыку и свой составим хор! (Кр.)

5. Определить синтаксическую функцию выделенных слов (обстоятельство, определение, часть сказуемого, подлежащее). Упр. 268. Там же.

1. Богатый откупщик в хоромах пышных жил, ел сладко, вкусно пил. (Кр.) 2. С Кочубеем бесстрашный Искра заодно. (П.) 3. И бури ему нипочём. (Л.) 4. Здесь будет город заложен назло надменному соседу. (П.) 5. Проснись: громи пороки смело. (Н.) 6. В стальных, немного навыкате глазах его играло весёлое и хитрое безумие. (Фед.) 7. Хороший кум всегда столкуется с кумой. (Д. Бедный.) 8. Род уходит, род приходит, а земля пребывает вовеки, и вовеки пребывают на ней следы человечества. (Г. Николаева.) 9. Нас не может ничто никогда разлучить, навсегда разобщить, к жизни врозь приучить. (Н. Браун.) 10. Строить заново, по-своему, по-мужицки, как ещё не строил никто, богатую, сытую державу, - было заманчиво. (Е. Пермитин.) 11. Вод оно, одно из тех Ещё, из которых выросли наши сегодняшние Уже. (А. Левина.) 12. Но пусто было на исковерканном пароходе, только орудия всё ленивее щёлкали по бортам, и откуда-то снизу тянуло гарью. (Г. Николаева.) 13. Пароход медленно тонул, трюмы уже были залиты водой. (Г. Николаева.) 14. Расступайся, вал Бутырский! Погляди, как он идёт: шаг у парня богатырский, брови гордые вразлёт. (В. Лившиц.) 15. А смех, он людям впрок. (Твард.)

Занятие № 31-32.

Тема: “Наречие. Категория состояния”

Вопросы.

1.Способы образования наречий.

2. Переход наречий в другие части речи.

3. Вопрос о категории состояния.

4. Категория состояния как часть речи, семантические и морфологические признаки, синтаксические функции.

5. Семантические группы категории состояния.

6. Образование категории состояния.

7. Отграничение категории состояния от омонимичных частей речи.

Практические задания.

1. Охарактеризовать способы словообразования наречий с синхронной точки зрения. Упр. 141 (II) сб. ТКУ.

Звучать тихо, сразу умолкнуть, ехать рысью, комары кишмя кишат, подойти нехотя, Отчизна навсегда любимая, посмотреть направо и налево, не терять времени даром, относиться по-братски, защёлкать по-дроздиному, обработка деталей вручную, рубить сплеча, молчать долгонько, скакать впереди, привести пословицу кстати, быть замужем, сделать замечание на ходу, присесть на корточки, повторять трижды, сложить лист втрое, бежать вприпрыжку, сказать полушутя, рассказывать наперебой, слушать вполуха, ветер коснулся листвы мимолётом, заплатить за что-либо втридорога.

2. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова. Сделайте вывод, в какие другие лексико-грамматические разряды слов могут переходить наречия. Упр. 147. Там же.

1. Солдат обошёл вокруг изгороди и вернулся в дом. (Ждан.) 2. Вокруг никого не было видно. (Ждан.) 3. Мимо нас проплыло несколько барок. (М.-С.) 4. Везёт нас поезд целый день, то лес, то город мимо. (М.) 5. И лес, неведомый лучам в тумане спрятанного солнца, кругом шумел. (П.) 6. Стоишь этак, стоишь, прислушиваешься, а лес-то кругом тебя точно весь живой… (М.-С.) 7. В доме, что напротив, затихла музыка. (Ч.) 8. Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем… (М.-С.) 9. Где вы, дни мои, дни весёлые, ночи летние, благодатные? (Кольц.) 10. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (Кат.) 11. Где тебе тягаться со мною, со мною, с самим Балдою? (П.) 12. Журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл. (П.) 13. Да в бурках скользко, брякнусь ещё где, кости поломаю. (Коч.) 14. В степи глухой, в недобрый час, уже не раз меня ты спас. (Л.) 15. “Поехали?” – спрашиваю я, решительно поворачивая лодку к берегу. (Сарт.) 16. Тебе, решительно, улыбается фортуна. (Гонч.) 17. А за деревнею – дыра, и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. (М.) 18. “А может, это и есть высшая радость – делать что-то приятное и полезное для людей?”. Катя задумалась. Потом удивлённо воскликнула: “А ведь, пожалуй, верно!” (Устьянц.) 19. Вы, верно, едете в Ставрополь? (Л.) 20. Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не заискивающе. (Арс.) 21. В лесу было тихо, лишь где-то за деревьями буксовали машины. (Ждан.) 22. Духота от жарко натопленных печей… стояла невыносимая. (С.-Щ.) 23. Что здесь у вас за край? То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. (Кр.)

 
 
адв е рб и ализация


3. Определить, что обозначают выделенные слова категории состояния (I. Состояние природы. II. Состояние окружающей среды. III. Физическое или психическое состояние живых существ. IV. Необходимость, возможность, долженствование… V. Оценку состояния или положения). Упр. 282 сб. Голубевой.

1. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца. (Грибоедов.) 2. Мне грустно потому, что весело тебе. (Л.) 3. Морозно. Дорога бела, и гладка, ни тучи на всём небосклоне. (Н.) 4. Приятно русскому с русским обняться… (Маяк.) 5. Петербургские окна. Сине и темно. Город сном и покоем скован. (Маяк.) 6. В небе так бездонно и сине, ласточки на проводе лопочут. (В. Боков.) 7. В воздухе сыро, тепло, белый туман за прудами. (Бл.) 8. А у хорька темно в глазах от боли и морда вся в крови. (Пауст.) 9. Нам было знойно и морозно, но шла работа, как война. (Д. Бедный.) 10. Но зачем она, кому она, страна Муравия, нужна, когда такая жизнь кругом, когда сподручней мне, - и торкнул в землю посошком, - вот в этой жить стране. (Твард.) 11.И хоть было беспокойно, оставался невредим под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым. (Твард.) 12. Землю Италии Владимир Ильич видел впервые. И было досадно, что только вот так – из окна вагона. (З. Гусева.) 13. Восточная Пруссия. Богатые поместья… Безлюдно. По всему видно, что хозяева бежали поспешно. (Р. Аронова.) 14. Можно в лес ходить за грибами, можно в лес ходить за стихами. (В. Торопыгин.) 15. Хорошо бы уже иметь эту машину. 16. Больные уходят из сада в палатки. Им тоже стыдно на меня смотреть. 17. На улицах было тихо… (Е. Пермитин.) 18. От души нам жаль этого человека. 19. Ей много надо, старой маме: она в тревоге весь свой век, что ты свой путь прошёл с боями, как настоящий человек. (Н. Корнеев.) 20. Мужчины умирают, если нужно, и потому живут в веках они. (М. Львов.)

4. Найти предложения, в котором выделенное слово представляет собой категорию состояния. Определить, какими частями речи являются остальные слова. Упр. 280. Там же.

А. 1. Осень подходит. Это любимое время года. 2. Это время нас, бывало, друг ко другу призывало. 3. Мимо промчалось время любви. 4. Мне время тлеть, тебе цвести. 5. Я теряю время и силы душевные… (Пушкин.)

Б. 1. Река ещё не замёрзла, её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 2. Столичный шум меня тревожит; всегда в нём грустно я живу. 3. Как грустно мне твоё явленье, весна, весна! пора любви! 4. Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана. (Пушкин.)

В. 1. Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своём родном. 2. Жду ответа, но плохо надеюсь. 3. Однако уж мне становилось плохо. (Пушкин.)

Г. 1. Ищу напрасно впечатлений: она прошла, пора стихов, пора любви, весёлых снов, пора сердечных вдохновений. 2. Так увидимся мы вскоре, а теперь пора нам в море. 3. Довольно, сокройся! Пора миновалась, земля освежилась, и буря промчалась. 4. Стояла чудная пора. (Пушкин.)

Д. 1. Сергей торопился, но тихо шагал. 2. Всё тихо – ни песни, ни речи. (Н.) 3. Сегодня здесь относительно тихо. 4. Позднее, правда, у Гурьяна появился опасный соперник. Появился совсем незаметно, тихо и в короткое время оказался предметом всеобщего и удивлённого внимания. (М. Алексеев.)

Е. 1. “Так вот ты какая!” – Сергей говорил, лицо его весело было. (Н.) 2. Всё наше семейство поехало в Крым. И Пушкин отправился с нами. Мы ехали весело. (Н.) 3. Нам, бабушка, скучно! В ненастные дни, когда мы в портретной садились и ты начинала рассказывать нам, так весело было! (Н.) 4. Трудились весело и круто, за совесть, словом, не за страх. (В. Торопыгин.)

Ё. 1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щёчки его заалели. (Н.) 2. Сегодня в отделении спокойно. Больные спят, тяжёлых нет. (В. Дягилев.) 3. Всё было спокойно – толпа не ушла. (Н.) 4. Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря ещё и теперь, чтоб дочка уехать посмела… (Н.)

Ж. 1. Но время шло, и для войны недоставало лета. (Твард.) 2. Время не ждёт, Фёдор, поторапливайся. (М. Алексеев.) 3. Спасибо, детки. Жил бы сам, да время знать и честь. (Твард.) 4. Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало ещё исполнил. (Н. Конеев.)

5. Определить, с какой частью речи соотносительно выделенное слово, являющееся категорией состояния. Упр. 283. Там же.

1. Не место объяснять теперь и недосуг… (Грибоедов.) 2. Мечтанья с глаз долой и спала пелена; теперь не худо было б сряду на дочь и на отца, и на любовника-глупца, и на весь мир излить всю желчь и всю досаду. (Грибоедов.) 3. Мне жаль её было. 4. Не время в шахматы играть, не время песни распевать. (Н.) 5. Согрелись мы чаем. Пора на покой. (Н.) 6. А с чьей же это стороны ждать нужно на канал Панамский нападенья? (Д. Бедный.) 7. Можно начинать работу. 8. Тихо. Только вдали слышен гул города. 9. На приёмных недобрала балла – сердцу душно, и в глазах круги. (В. Торопыгин.) 10. В доме у Борц было уютно и романтично. (Фад.) 11. Где объявился ёж, змее уже не место. (Д. Бедный.) 12. Если будет суждено на баррикадах пасть, в какой земле – мне всё равно, - за нашу б только власть. (Твард.) 12. Надо, братцы, немца бить, не давать отсрочки. (Твард.) 13. Эти дни позабыть нельзя, нам со многим пришлось расставаться. (М. Львов.) 14. Да, немножко горько вот так понять счёт своим годам… (В. Торопыгин.)

6. В приведённых примерах указать, где сравнительная степень является наречием, где – прилагательным и где категорией состояния. Упр. 309 сб. Ильенко.

1. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро. Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. (А. Н. Т.) 2. Отец и мать оба меня любили; но от этого мне не было легче. (Т.) 3. Голоса разговаривавших казаков звучнее раздавались и стояли в воздухе. (Л. Т.) 4. Обломов вспыхивал, изнемогая, с трудом сдерживал слёзы. и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (Гонч.) 5. Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее. (Ч.) 6. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. (Л. Т.) 7. Гул усиливался, сырая трава становилась гуще и выше, кусты попадались чаще, и горизонт постепенно суживался. (Л. Т.) 8. Чем дальше уезжал Оленин от центра России, тем дальше казались от него все его воспоминания, и чем ближе подъезжал к Кавказу, тем отраднее становилось ему на душе. (Л. Т.) 9. Всё ближе к воде забирались кудрявые тёмно-зелёные кусты. (Фед.) 10. После ухода Якова Лукича Давыдов уже спокойнее продумал случившееся. (Шол.) 11. Хмурое небо всё ниже спускалось на город, на Настю, на Неву. (Пауст.) 12. Он стал ещё бледнее прежнего; глаза его блистали, и, что всего было удивительнее, тяжёлая, одинокая слеза катилась по его щеке. (Т.) 13. Старики Базаровы тем больше обрадовались внезапному приезду сына, чем меньше они его ожидали. (Т.) 14. Небо всё ниже и ниже опускалось к земле, и вокруг становилось всё темнее, пока не пошёл снег. (Пауст.) 15. Маленькой, но сильной рукой Нестеренко ещё крепче сжал локоть Давыдова. (Шол.) 16. Чуть покруче разлился румянец на щеках делегата, да приметнее сделались оспины. (Фед.)

7. Выполнить морфологический разбор наречий и слов категории состояния.

­ Чу, за белой, дымной тучей

Глухо покатился гром. (Тютчев)

­ Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. (М. Г.)

­ Ты прав: поэту легче жить – в свободном слове есть отрада. (Некрасов.)

­ Мне надо было встретиться с ним.

­ Кому охота спускаться в путь, когда близится ночь, да ещё новогодняя. (Тендр.)

­ Он нервничал в этот день больше всех. (Адам.)

­ Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над ними, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

­ Жаль тратить на это столько времени.

­ Если бы бросилась на нас собака или закричал кто-нибудь – было бы легче! (Солдатов.)

Самостоятельная работа по теме

“Наречие. Категория состояния”

Оборудование: карточки.

Задания.

1. Выполнить морфологический разбор 4-5 наречий разного типа.

2. Выполнить морфологический разбор 4-5 слов категории состояния разного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: