Занятие № 33 практические задания

Тема: “ Модальные слова. Предлог

Вопросы.

1. Выделение модальных слов в особую часть речи, её смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

2. Переход в модальные слова различных частей речи.

3. Предлог как часть речи, функции, семантика, употребление, образование.

Практические задания.

1. Выделить модальные слова и сгруппировать их по значению. Упр. 155 (I) сб. ТКУ.

1. Разумеется, он прямо с дежурства бросится праздновать Новый год. (Тендр.) 2. Мы, конечно, проспали. (Шукш.) 3. Девчата, должно быть, школьницы, взявшись за руки, идут по тротуару, теснят в стороны прохожих, поют, дурачатся… (Тендр.) 4. Потом кто-то сказал, видимо, что-то смешное, и люди дружно захохотали. (Марк.) 5. Нестрашнов. Это ты, фабрикант, опять про рабочих поёшь? Достигаев. Вот именно! (М. Г.) 6. Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и, очевидно, представляла собой русло высохшей речушки. (Закр.) 7. Ворон, по всей вероятности, был тяжело болен. (Устин.) 8. Твоя линия ошибочная, политически неправильная, факт! (Шол.) 9. Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек. (П.) 10. Быть может, лишь зайцы петляли по соседним сугробам или пробегал в стороне голодный волк. (Тендр.) 11. Он [свет], казалось бы, с прежней силой лился из плафонов под потолком. (Тендр.) 12. Горы не смотрели так угрюмо и неприязненно, как накануне; они старались выказать, что было у них получше, хотя хорошего, правду сказать, было мало, как солнце ни золотило их своими лучами. (Гонч.)

2. Определить, от какой части речи образованы модальные слова. Сделать морфологический разбор модальных слов. Упр. 287(I) сб. Голубевой.

1. Упиваясь неприятно хмелем светской суеты, позабуду, вероятно, ваши милые черты. 2. “Что ж, начинать?” – “Начнём, пожалуй”, - сказал Владимир. 3. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. 4. Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рождён. 5. Родной земли спасая честь, я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть. 6. Сегодня быть он обещал, - старушке Ленский отвечал, - да, видно, почта задержала. 7. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом… 8. Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя и предаётся безусловно любви, как милое дитя. (П.)

модаляция

4. Определить, в выражении каких отношений участвуют предлоги в выделенных сочетаниях (I. Пространственных. II. Временных. III. Сравнения. IV. Образа и способа действия. V. Целевых.). Упр. 288. Там же.

5. В данных сочетаниях выделить предлоги, которые могут употребляться с тремя падежами. Назвать эти падежи. Со сколькими падежами может употребляться каждый из остальных предлогов? Упр. 295. Там же.

1. По улице, до конца, из дому, в город, на дороге. 2. В степь, под горой, сквозь ветви, при дороге, по осени. 3. На обочине, по пояс, через край, из леса, в поле. 4. В городе, к пристани, по истечении, до отъезда, для похода. 5. С поля, в поле, на поля, над лесом, до горизонта. 6. Согласно предписанию, под руководством, с радостью, для исполнения, до конца. 7. До половины, к солнцу, без остатка, с дом величиной, на глазок.

6. В предложениях из произведений М. Лермонтова определить происхождение выделенных предлогов (I. Первообразные. II. Наречные. III. Отымённые. IV. Отглагольные.). Упр. 299. Там же.

1. Я поехал на почтовых, а он [Максим Максимыч], по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. 2. Так прошло около часа. 3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него. 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. 5. Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок. 6. Он [Вулич] вынул свой кошелёк и бумажник и отдал их счастливцу, несмотря на возражения о неуместности платежа. 7. И не прошло трёх минут, как преступник был уже связан и отведён под конвоем. 8. Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчёт красоты. 9. То была она, моя ундина! Она села против меня тихо и безмолвно. 10. При данном знаке я обошёл хату и приблизился к роковому окну.

7. Произвести морфологический анализ предлогов по схеме.

­ Из-за недовёрнутой гайки может случиться авария. (Рыб.)

­ В лунном свете Родион увидел вокруг себя на земле множество поздних созревающих дынь. (Кат.)

­ При доме был большой сад. (Ч.)

­ Соловецкие острова образовались путём медленного поднятия дна. (Журн.)

­ Во время чтения Григорий рассматривал гостя. (Г.)

Занятие № 34.

Тема: “Союз”

Вопросы.

1. Союз как часть речи.

2. Функции союза, разряды по структуре и значению.

Практические задания.

1. Найти союзы, определить их функцию и морфологическую структуру. Упр. 321 сб. Ильенко.

1. Тем временем Пелагея Дмитриевна ждала, ждала хозяина, да и уснула, а Настя сидела под своим окошечком. (Леск.) 2. Раненые офицеры-моряки оставались дома, чтоб пользоваться уходом немногих жён или матерей, не покидавших Севастополя и после жестоких бомбардирований. (Станюк.) 3. Ведь придёт и такая осень В каждый город и каждый дом, Когда нас наши внуки спросят о былом. (Инб.) 4. В жизни каждого солдата есть такой кризисный момент, когда решается его судьба в войне. Как он будет в ней участвовать: как трус, или как бесшабашный храбрец, или просто как честный человек? (Вершигора.) 5. Исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идёт то целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность. (Черн.) 6. Сквозь слёзы нельзя разобрать написанного; на столе, на полу и на потолке дрожали короткие радуги, как будто Надя смотрела сквозь призму. (Ч.) 7. Наташа, оставшись с мужем одна, тоже разговаривала так, как только разговаривают жена с мужем, т.е. с необыкновенной ясностью и быстротой понимания и сообщая мысли друг другу путём, противным всем правилам логики, без посредства суждений, умозаключений и выводов, а совершенно особенным способом. (Л.Т.) 8. Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем всё это кончится, если продолжится ещё год, он неожиданно умер. (Л.Т.) 9. Положение Николая было очень дурно, потому что с своими 1200 рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтоб она не замечала, что они бедны. (Л.Т.) 10. Как и у всех людей, лицо её принимало натянутое неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. (Л.Т.)

2. Выписать из данных предложений сочинительные союзы и указать их группы по значению. Отметить повторяющиеся и двойные союзы. Указать, что соединяют союзы. Определить стилистические функции союзов. Упр. 165 сб. ТКУ.

I. 1. Землю красит солнце, а человека – труд (Посл.). 2. Ударник не только сам впереди идёт, но и других за собой ведёт (Посл.). 3. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада (Гонч.). 4. только под ногами шуршали сухие листья и сучья, да тяжело вздыхали под порывами ветра побитые артиллерией деревья (Барузд.). 5. Туман этот то отставал, то догонял Сухогрудова, и ему доставляло удовольствие то вновь входить по пояс в это белое молочное море, то выходить из него (Анан.). 6. Ему не столько хотелось сейчас обнять Виталину, сколько сказать ей, что поездка была удачной, что проект одобрен и что завтра же надо лететь в Москву (Анан.). 7. Брат может другом вдруг оказаться, зато уж друг – он непременно брат (Лис.). 8. Наши отцы искали тропинки, мы же строим дороги (Посл.). 9. Он был тоже из “молодых”, то есть ему недавно минуло сорок лет (Т.). 10. В Москве уже было жарко и душно, да и школьный год давно закончился (Барузд.).

II. 1. Он не то чтобы не любил, но опасался этого человека и свою отставку, хотя и не имел на то никаких доказательств, связывал именно с ним (Анан.). 2. Трудно понять, слышит ли он, что говорится с трибуны, вероятно, слышит, однако я не помню случая, чтоб он подал реплику или улыбнулся (А.К.). 3. Как аукнется, так и откликнется (Посл.). 4. Умён да пригож, да на дело негож (Посл.). 5. Победит человечность, а не злоба, свет, а не тьма, музыка, а не скрежет (А.К.). 6. Всё проходит, да не забывается (Бун.). 7. То ли скатный жемчуг льётся, то ли серебро (Прок.). 8. Голицын погрустнел, сник, Крылов тоже словно очнулся, завинтив ручку, спрятал её в карман (Гран.). 9. За заводами кончался город и начиналось поле (Г.). 10. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды (Л.Т.).

3. Определить значение подчинительного союза. Упр. 307, 308 сб. Голубевой.

4. Произвести морфологический анализ союзов.

­ Он удивился, что Виталины ещё не было, хотя уже вечерело и за окном по изгибу Туры рябью перекатывались багряные краски неспешного северного заката. (Анан.)

­ Доктора Нину Порфирьевну знал не только весь город, но и весь район. (Пауст.)

­ Мостовая была горбатая и таратайка ехала боком, будто хотела повернуть обратно к вокзалу, несмотря на то что гнедые лошадки бежали шустро… (Пауст.)

Занятие № 35.

Тема: “Частицы. Междометия. Звукоподражательные слова”

Вопросы.

1. Частицы: значение и функции, разряды частиц.

2. Междометие как часть речи (лексико-семантические, фонетические, морфологические и синтаксические особенности).

3. Классификация междометий по образованию, структуре, значению, происхождению.

4. Вопрос о звукоподражательных словах.

Практические задания.

1. Найти частицы и определить их разряды (смысловые, модальные, эмоциональные и формообразовательные). Упр. 326 сб. Ильенко.

1. Не заставляй перо быть торопливым, Пусть выдержкой прославится оно. (Гамз.) 2. Разве в сказке не может быть правды? (Бл.) 3. И именно это убеждение, что я заставил людей слушать не себя, а Минина, принесло мне первую в жизни большую и ни с чем не сравнимую актёрскую радость. (Борисов.) 4. Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто-синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину. (Ферсман.) 5. Говоря мальчику обычные слова увещеваний, Пётр вспоминал время, когда он сам выслушивал эти же самые слова и они не доходили до сердца его, не оставались в памяти, вызывая только скуку и лишь ненадолго страх. (М.Г.) 6. Время как будто остановилось. (Сол.) 7. Нет, ты только посмотри, Валя, что за чудо! Прелесть! Точно изваяние… (Фад.) 8. Уж не влюблён ли он? (Т.) 9. Даже хождение – для безногого нелёгкое дело. Мересьев же намеревался управлять самолётом, и именно истребителем. (Пол.) 10. Даже цветы на родине пахнут по-иному. (Купр.). 11. Все проходят раны поздно или рано, Но презренье к трусу – не проходит, нет. (Утк.) 12. Но вот послышались шаги. (Ч.) 13. Но всё бывало недосуг Нам с ним поговорить. (Сим.)

2. Определить, какова основная функция выделенной в предложении частицы. Упр. 312 сб. Голубевой.

3. Отнести частицы к соответствующему разряду. Упр. 313. Там же.

4. Определить разряд слов, с которыми соотносительна производная частица. Упр. 320. Там же.

5. Определить, какой частью речи является слово только в данных предложениях. Упр. 330 сб. Ильенко.

6. Выполнить морфологический разбор частиц.

­ Давай-ка и сами ложиться, очень уж поздно. (Пришв.)

­ Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твоё? (Бл.)

­ Жить, - даже и не будучи влюблённым, - славное занятие! (М. Г.)

­ Нет, нет; этого не будет! Мачеха делает всё, что ей ни вздумается; разве и я не могу делать того, что мне вздумается? Упрямства-то и у меня достанет. (Г.)

­ Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела?.. (П.)

­ Вот и каникулы! Славная ёлка будет сегодня у серого Волка. (Чук.)

7. Определить, что выражают междометия или близкие к ним слова. Упр. 321 сб. Голубевой.

8. Переписать текст, указать функцию выделенных междометий. Упр. 178 (I) сб. ТКУ.

9. Выполнить морфологический разбор междометий.

­ Ба, птенчик! Явился, пропащий! (М. Г.)

­ “Боже мой!” – негромко воскликнула женщина. И закрыла дверь. (Шукш.)

­ “Вон! – закричал он, охваченный каким-то вдохновеньем. – Вон из моего дома!” (Ч.)

10. Выяснить, к какому лексико-грамматическому разряду относится выделенное слово. Упр. 309 сб. Голубевой.

11. Охарактеризовать звукоподражательные слова. Выполнить морфологический разбор некоторых из них. Упр. 185 сб. ТКУ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тексты и задания могут быть подобраны из других источников по усмотрению преподавателя.

2. Задания могут быть изменены.

3. Часть заданий может быть использована для домашнего выполнения.

4. При подготовке к занятиям следует рекомендовать студентам знакомиться с материалом по теме в школьных учебниках.

ЧАСТЬ 4.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

(домашняя)

Тема: “Значение падежей”

Задание.

Выписать из художественного произведения (следует указать автора и произведение) предложения с различными значениями И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. (20-25 примеров).

Например:

Именительный падеж.

2. Субъектное значение: Солнце поднялось выше.

3. Определительное: Соберут белые, чёрные и жёлтые люди- братья всё золото мира.

Родительный падеж.

4. Обстоятельственное значение: У клёна белела ноздреватая, источенная дождями каменная ниша.

(и т.д.)

Из повести В. Закруткина “Матерь человеческая”.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

(домашняя)

Тема: “Классы глаголов-неологизмов”

Задание. Из словарей “Новое в русской лексике. Словарные материалы… 1977-1984” (под ред. Н.З. Котеловой, М., 1980-86) выписать 15-20 глаголов, не обозначенных *, указать их значение и определить их класс и спряжение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

(домашняя)

Тема: “Употребление форм наклонений”

Задание.

Выписать из художественного произведения (следует указать автора и произведение) предложения с глаголами в форме разных наклонений, употреблёнными в значении другого наклонения (12-15 примеров).

Например.

- Совсем, совсем плохи! – поспешно, как будто с удовольствием подтверждает сестра. – Будь капитал, можно было бы поправиться. (Форма повелительного наклонения употреблена в значении сослагательного наклонения.)

И.А. Бунин. Золотое дно.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

(домашняя)

Тема: “Употребление форм времён”

Задание.

Выписать из художественного произведения (следует указать автора и произведение) предложения с глаголами в форме разных времён, употреблённых в значении другого времени (12-15 примеров).

Например.

- Завтра я иду к мисс Хэвшием. – сказал я. (Форма настоящего времени употреблена в значении будущего времени.)

Ч. Диккенс. Большие надежды.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

(домашняя)

Тема: “Значения слов категории состояния”

Задание. Выписать из художественного произведения (следует указать автора и произведение) слова категории состояния, определить их значение (20-25 примеров).

Например.

У него, знаешь, как-то правильно, уютно в доме. (Значение ‘состояние окружающей обстановки’.)

- Сыро в поле, - заключил Обломов, - темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью… (Значение ‘состояние природы’.)

И.А. Гончаров. Обломов.

ЧАСТЬ 5

СХЕМЫ И ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма.

III. Лексико-грамматические разряды:

1) собственное, нарицательное;

2) одушевлённое, неодушевлённое;

3) конкретное, единичное, абстрактное, вещественное, собирательное.

IV. Категория рода.

1. Имеет категорию определённого рода:

а) мужского;

б) женского;

в) среднего.

2. Относится к существительным общего рода (грамматическое значение в контексте).

3. Не имеет категории рода.

V. Категория числа.

1. Употреблено в форме единственного числа (Имеет ли форму множественного числа? Если не имеет, то указать причину.)

2. Употреблено в форме множественного числа (Имеет ли форму единственного числа? Если не имеет, то указать причину.)

VI. Типы склонения по системе падежных окончаний.

1. Первое склонение.

2. Второе склонение.

3. Третье склонение.

4. Разносклоняемое.

5. Вне типов склонения.

6. Адъективное склонение.

7. Адъективно-субстантивное склонение.

8. Нулевое склонение.

VII. Тип склонения по конечному согласному основы.

1. Твёрдое склонение.

2. Мягкое склонение.

3. Смешанное склонение.

VIII. Типы склонения по ударению (на основе, на окончании).

1. С неподвижным ударением.

2. С подвижным ударением:

а) переходящим с основы на окончание;

б) переходящим с окончания на основу.

IX. Категория падежа (назвать падеж, определить его значение).

X. Парадигма склонения (полная, неполная, нулевая).

XI. Синтаксическая функция.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Начальная форма.

III. Постоянные признаки.

1. Лексико-грамматический разряд:

а) качественное;

б) относительное;

в) притяжательное.

2. Тип склонения по системе флексий:

а) первое склонение (твёрдое, мягкое, смешанное);

б) второе склонение;

в) третье склонение;

г) несклоняемое.

IV. Непостоянные признаки.

1. У качественных прилагательных:

а) полная или краткая форма;

б) степени сравнения: - положительная,

- сравнительная (простая или составная),

- превосходная (простая или составная);

в) форма оценки (если есть).

2. У всех изменяемых прилагательных:

а) число; б) род (в единственном числе); в) падеж.

V. Парадигма склонения (полная, неполная, нулевая).

VI. Синтаксическая функция.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма.

III. Постоянные признаки.

1. Разряд по значению:

а) количественное (определённо-количественное,

неопределённо-количественное);

б) собирательное;

в) дробное;

г) порядковое.

2.Разряд по структуре:

а) простое (непроизводное, производное);

б) сложное;

в) составное.

IV. Непостоянные признаки.

1. Падеж.

2. Число (если есть).

3. Род (если есть).

V. Парадигма склонения, особенности склонения.

VI. Особенности сочетания с существительными.

VII. Синтаксическая функция.

МЕСТОИМЕНИЕ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма.

III. Постоянные признаки.

1. Разряд по соотносительности с именами:

а) местоимение-существительное;

б) местоимение-прилагательное;

в) местоимение-числительное.

2. Разряд по значению:

а) личное (собственно личное, лично-указательное); лицо;

б) возвратное;

в) притяжательное (лично-притяжательное, возвратно-притяжательное);

г) указательное;

д) вопросительное;

е) определительное;

ё) неопределённое;

ж) относительное;

з) отрицательное.

IV. Непостоянные признаки.

1. Падеж.

2. Число (если есть).

3. Род (если есть).

V. Парадигма склонения, особенности склонения.

VI. Синтаксическая функция.

ГЛАГОЛ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма.

III. Спрягаемая или неспрягаемая форма.

IV. Постоянные признаки.

1. Возвратный – невозвратный.

2. Переходный – непереходный.

3. Залог: действительный, страдательный, средневозвратный, вне залога.

4. Вид: совершенный – несовершенный.

5: а) парный по виду (привести пару, определить тип видообразования и способ образования пары); б) одновидовой; в) двувидовой.

6. Класс: показать соотношение основы инфинитива и основы настоящего/будущего времени.

7. Тип спряжения: а) первое спряжение;

б) второе спряжение;

в) разноспрягаемый;

г) архаического спряжения.

8. Личный, безличный: а) собственно безличный; б) личный в безличном значении.

V. Непостоянные признаки.

1. Наклонение: изъявительное, повелительное, сослагательное.

2. Время (если есть): настоящее, будущее (простое или составное), прошедшее.

3. Лицо (если есть).

4. Число.

5. Род (если есть).

VI. От какой основы и при помощи какого средства образована данная форма.

VII. Парадигма спряжения (полная, неполная, избыточная).

VIII. Синтаксическая функция.

ПРИЧАСТИЕ

I. Причастие – неспрягаемая форма глагола.

II. Начальная форма. Глагол, от которого образовано причастие.

III. Постоянные признаки.

1. Возвратное – невозвратное.

2. Переходное – непереходное.

3. Вид: совершенный – несовершенный.

4. Залог: действительный – страдательный.

5. Время: настоящее, прошедшее.

IV. Непостоянные признаки.

1. Полное или краткое.

2. Число, род, падеж.

3. С каким словом согласуется.

V. Образование словоформы (от какой основы и с помощью какого средства).

VI. Парадигма склонения.

VII. Синтаксическая функция.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

I. Деепричастие – неспрягаемая форма глагола.

II. Глагол, от которого образовано деепричастие.

III. Возвратное – невозвратное.

IV. Переходное – непереходное.

V. Залог: действительный, средневозвратный, вне залога.

VI. Вид: совершенный – несовершенный.

VII. Временное значение.

VIII. Образование (от какой основы и с помощью какого средства).

IX. Синтаксическая функция.

НАРЕЧИЕ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Постоянные признаки.

1. Общее значение: признак действия,

признак состояния,

признак признака,

признак предмета.

2. Разряд по номинативной функции: знаменательное, местоименное.

3. Разряд по значению:

а) определительное: - способа действия (качественное),

- меры и степени (количественное);

б) обстоятельственное: места, времени, причины, цели.

III. Непостоянные признаки.

1. Степень сравнения (если есть):

а) положительная;

б) сравнительная: синтетическая, аналитическая;

в) превосходная: синтетическая, аналитическая.

IV. Синтаксическая функция.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Начальная форма (только для слов в форме сравнительной и превосходной степени).

III. Постоянные признаки.

1. Разряд по значению: качественные (значение), модальные (значение).

IV. Непостоянные признаки.

1. Наклонение: изъявительное, сослагательное.

2. Время: настоящее, будущее, прошедшее.

3. Степень сравнения:

а) положительная;

б) сравнительная: синтетическая, аналитическая;

в) превосходная.

V. Соотносительность с другими частями речи по образованию.

VI. Синтаксическая функция.

ПРЕДЛОГ

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Разряд предлога по значению (пространственный, временной, причинный и др.).

III. Употребление с падежом (с каким падежом употреблён и может ли употребляться с другими падежами, с какими?).

IV. Структура предлога: простой, сложный, составной.

V. Группа по образованию:

1) непроизводный;

2) производный: наречный, отымённый, отадъективный, отглагольный.

СОЮЗ

I Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Разряд по функции.

1. Сочинительный: соединительный, противительный, разделительный, присоединительный, градационный.

2. Подчинительный: изъяснительный, причинный, условный, временной, целевой и др.

III. Группа по употреблению: неповторяющийся, повторяющийся, двойной.

IV. Структура союза: простой, составной.

V. Группа по образованию: производный, непроизводный.

VI. Функция в предложении (что соединяет?).

ЧАСТИЦЫ

I Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Разряд по значению.

1. Смысловая: указательная, определительно-уточняющая, выделительно-ограничительная, усилительная.

2. Модальная: модально-волевая, утвердительная, отрицательная, вопросительная, собственно-модальная, сравнительная, выражающая отношение к чужой речи.

3. Эмоционально-экспрессивная.

Формообразующая (какую форму образует?).

III. Структура частицы: простая, составная.

IV. Группа по образованию: непроизводная, производная

МОДАЛЬНОЕ СЛОВО

I Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Разряд по значению: утвердительное, предположительное.

III. Группа по образованию (соотносительность с другими частями речи).

МЕЖДОМЕТИЕ

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Разряд по значению: эмоциональное, побудительное, выражает нормы речевого этикета.

III. Разряд по образованию:

1) непроизводное;

2) производное: соотносительно а) с существительным;

б) с местоимением;

в) с глагольными формами;

г) с наречиями;

д) с фразеологизмами;

е) с междометиями.

- Куплю новое, старое выброшу. Гесер обещал дать кучу денег.

- Интересно, что для него “куча”, - с сомнением ответила Светлана

- Папа! – позвала из гостиной Надя. (С. Лукьяненко.)

I. Светлана – имя существительное, значение предметности.

II. Н. ф. – Светлана.

III. 1. Собственное. 2. Одушевлённое. 3. Конкретное.

IV. Жен. род.

V. Употреблено в форме единственного числа, Singularia tantum (может образовывать форму множественного числа, однако при этом происходит семантический сдвиг).

VI. Первое склонение.

VII. Смешанное склонение.

VII. Неподвижное ударение на основе.

VIII. Именит. падеж, субъектное значение.

IX. Парадигма неполная (отсутствуют формы множественного числа).

X. Подлежащее.

I. Денег – имя существительное, значение предметности.

II. Н. ф. – деньги.

III. 1. Нарицательное. 2. Неодушевлённое. 3. Собирательное.

IV. Не имеет категории рода.

V. Употреблено в форме множественного числа, формы единственного числа не имеет, т.к. Pluralia tantum.

VI. Вне типов склонения.

VII. Смешанное склонение.

VII. Подвижное ударение, переходящее с основы на окончание.

VIII. Род. падеж, объектное значение (при обозначении количества).

IX. Парадигма неполная (отсутствуют формы единственного числа).

X. Определение.

I. (Из) гостиной – имя существительное, значение предметности.

II. Н. ф. – гостиная.

III. 1. Нарицательное. 2. Неодушевлённое. 3. Конкретное.

IV. Жен. род.

V. Употреблено в форме единственного числа (имеет форму множественного числа, т.к. конкретное).

VI. Адъективное склонение.

VII. Твёрдое склонение.

VII. Неподвижное ударение на основе.

VIII. Род. падеж, обстоятельственное значение.

IX. Парадигма полная (12 форм).

X. Обстоятельство.

Мы со Светланой переглянулись – и быстро вышли в гостиную. Дочка по-прежнему смотрела мультики. На экране компания разноцветных зверюшек собралась вокруг костра. (С. Лукьяненко.)

I. Разноцветных (зверюшек) – имя прилагательное, значение признаковости.

II. Н. ф. – разноцветный.

III. Постоянные признаки. 1. Качественное. 2. Первое склонение, твёрдое.

IV. Непостоянные признаки. 1. Полная форма. 2. Мн. число, Род. падеж.

V. Парадигма склонения полная (24 формы).

VI. Согласованное определение.

Он жив до сих пор. Живёт где-то в Узбекистане… (С. Лукьяненко.)

I. (Он) жив – имя прилагательное, значение признаковости.

II. Н. ф. – живой.

III. Постоянные признаки. 1. Качественное. 2. Первое склонение, твёрдое.

IV. Непостоянные признаки. 1. Краткая форма. 2. Ед. число, муж. род.

V. Парадигма склонения полная (24 формы).

VI. Сказуемое.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?(А.С. Пушкин)

I. Всех милее - имя прилагательное, значение признаковости.

II. Н. ф. – милый.

III. Постоянные признаки. 1. Качественное. 2. Первое склонение, твёрдое.

IV. Непостоянные признаки. 1. Превосходная степень (составная). 2. -.

V. Парадигма склонения полная (24 формы).

VI. Сказуемое.

Три вырезки были на английском, на них я и сосредоточился в первую очередь. (С. Лукьяненко.)

I. Три (вырезки) – имя числительное, значение числа.

II. Н. ф. – три.

III. Постоянные признаки. 1. Количественное, определённо-количественное.

2. Простое, непроизводное.

IV. Непостоянные признаки. 1. Именит. падеж. 2. – 3. -

V. Парадигма склонения полная (6 форм). Имеет при склонении нерегулярные падежные окончания.

VI. В форме И. п. и В. п. управляет существительным в форме Род. падежа ед. числа.

VII. Подлежащее (три вырезки).

В 75 -м году я ушёл на полгода с рыбаками в море. (Из журн.)

I. (В) 75-м (году) – имя числительное, значение числа.

II. Н. ф. – семьдесят третий.

III. Постоянные признаки. 1. Порядковое.

2. Составное.

IV. Непостоянные признаки. 1. Предл. падеж. 2. Ед. число. 3. Муж. род.

V. Парадигма склонения полная (24 формы). При склонении изменяется только последнее слово.

VI. Согласуется с существительным год.

VII. Согласованное определение.

А впрочем, дай-ка я прочту ещё раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. – Захар! (И.А. Гончаров.)

I. Я – местоимение, значение указания без наименования.

II. Н. ф. – я.

III. Постоянные признаки. 1. Местоимение-существительное.

2. Личное (собственно личное), 1 лицо.

IV. Непостоянные признаки. 1. Именит. падеж. 2. Ед. ч. 3. -

V. Парадигма склонения полная (6 форм). Для склонения характерен супплетивизм.

VI. Подлежащее.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки… (И.А. Гончаров.)

I. Его (взгляд) – местоимение, значение указания без наименования.

II. Н. ф. –его.

III. Постоянные признаки. 1. Местоимение-прилагательное.

2. Притяжательное, лично-притяжательное.

IV. Непостоянные признаки. Представляет собой застывшую форму Р. п. ед. ч. м. р. местоимения он.

V. Парадигма склонения нулевая.

VI. Несогласованное определение.

И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов)

I. Некому (подать) - местоимение, значение указания без наименования.

II. Некого – 1-й член парадигмы.

III. Постоянные признаки. 1. Местоимение-существительное.

2. Отрицательное.

IV. Непостоянные признаки. 1. Дат. п. 2. -. 3. -.

V. Парадигма склонения неполная, 5 форм (отсутствует форма Им. п.). Склоняется по типу производящего слова.

VI. Дополнение.

В самом верхнем ярусе колокольни мерцал огонёк. (А.П. Чехов.)

I. Мерцал – глагол, значение действия.

II. Н. ф. - мерцать.

III. Спрягаемая форма.

IV. Постоянные признаки.

1. Невозвратный.

2. Непереходный.

3. Вне залога.

4. Несовершенный вид.

5. Одновидовой.

6. Основа инфинитива мерца-, основа настоящего/будущего времени мерцаj-, следовательно, относится к 1 продуктивному классу.

7. I спряжение

8. Личный.

V. Непостоянные признаки.

1. Изъявительное наклонение.

2. Прошедшее время.

3. -

4. Ед. число.

5. Муж. род.

VI. Образован от основы инфинитива при помощи суф. –л и нулевого окончания.

VII. Парадигма спряжения неполная.

VIII. Сказуемое.

Помоги ребятам!” - крикнул я Валентине. (С. Лукьяненко.)

I. Помоги – глагол, значение действия.

II. Н. ф. - помочь.

III. Спрягаемая форма.

IV. Постоянные признаки.

1. Невозвратный.

2. Непереходный.

3. Вне залога.

4. Совершенный вид.

5. Парный: помочь – помогать (имперфективация, морфологический, суффиксальный способ).

6. Основа инфинитива помоч’-, основа настоящего/будущего времени помог-, следовательно, относится к непродуктивному классу.

7. I спряжение

8. Личный.

V. Непостоянные признаки.

1. Повелительное наклонение.

2. -

3. 2 лицо

4. Ед. число.

5. -

VI. Образован от основы настоящего/будущего времени при помощи суф. –и и нулевого окончания.

VII. Парадигма спряжения полная.

VIII. Сказуемое.

Все захохотали, а Захар был как ударом поражён этой выходкой кучера, с которым одним он и вёл до тех пор дружескую беседу. (И.А. Гончаров.)

I. Поражён – причастие, неспрягаемая форма глагола.

II. Н. ф. – поражённый, образовано от глагола поразить.

Ш. Постоянные признаки.

1. Невозвратный.

2. Непереходный.

3. Совершенный вид.

4. Страдательный залог.

5. Прошедшее время.

IV. Непостоянные признаки.

1. Краткая форма.

2. Ед. число, муж. род.

3. Согласуется со словом Захар.

V. Образовано от основы настоящего/будущего времени пораз’- при помощи суф. -ен- и нулевого окончания.

VII. Парадигма полная (24 формы).

VIII. Сказуемое.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тётку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за её стулом. (И.А. Гончаров.)

I. Ворчавшую – причастие, неспрягаемая форма глагола.

II. Н. ф. – ворчавший, образовано от глагола ворчать.

Ш. Постоянные признаки.

1. Невозвратный.

2. Непереходный.

3. Несовершенный вид.

4. Действительный залог.

5. Прошедшее время.

IV. Непостоянные признаки.

1. Полная форма.

2. Вин. падеж, ед. число, жен. род.

3. Согласуется со словом тётку.

V. Образовано от основы инфинитива ворча- при помощи суф. -вш- и окончания –ую.

VII. Парадигма полная (24 формы).

VIII. Входит в состав обособленного определения, выраженного причастным оборотом.

I. Стоя – деепричастие, неспрягаемая форма глагола.

II. Образовано от глагола стоять.

Ш. Невозвратное.

IV. Непереходное.

V. Вне залога.

VI. Несовершенный вид.

VII. Значение одновременности.

VIII.Образовано от основы настоящего/будущего времени стоj- при помощи суф. –а.

IX. Обстоятельство.

Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… (И.А. Гончаров.)

I. Напившись – деепричастие, неспрягаемая форма глагола.

II. Образовано от глагола напиться.

Ш. Возвратное.

IV. Непереходное.

V. Вне залога.

VI. Совершенный вид.

VII. Предшествующее значение.

VIII.Образовано от основы инфинитива напи-…-сь при помощи суф. –вши-.

IX. Обстоятельство.

Илья Ильич проснулся, против обыкновения, оченьрано. (И.А. Гончаров.)

I. Рано – наречие, значение вторичного признака.

II. Постоянные признаки. 1. Признак действия.

2. Знаменательное.

3. Обстоятельственное, времени.

III. Непостоянные признаки. Положительная степень сравнения.

IV. Обстоятельство.

I. Очень – наречие, значение вторичного признака.

II. Постоянные признаки. 1. Признак признака.

2. Знаменательное.

3. Определительное, количественное.

III. Непостоянные признаки. -.

IV. Обстоятельство.

В чайхане было сумрачно и грязно. (С. Лукьяненко.)

I. Грязно – категория состояния, значение состояния.

II. Н.ф. – грязно.

III. Постоянные признаки. Качественное, значение ‘состояние окружающей среды’.

IV. Непостоянные признаки. 1. Изъявительное наклонение.

2. Прошедшее время (связка было).

3. Положительная степень.

V. Соотносится с наречием и кратким прилагательным среднего рода.

VI. Сказуемое.

-Всё-таки нельзя так, - сказал я. (С. Лукьяненко.)

I. Нельзя – категория состояния, значение состояния.

II. –

III. Постоянные признаки. Модальное, значение невозможности, ненужности.

IV. Непостоянные признаки. 1. Изъявительное наклонение.

2. Настоящее время (нулевая связка).

3. -

V. Не соотносится с другими словами.

VI. Сказуемое.

В течение всех этих приготовлений оба противника стояли поодаль. (Л.Н. Толстой)

I. В течение (приготовлений) – предлог, значение ‘выражение синтаксической зависимости существительного, местоимения, числительного от других слов в СС или предложении’.

II. Временной.

III. Употребляется с Род. п. (с другими падежами употребляться не может).

IV. Составной.

V. Производный, отымённый.

Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость. (Н.В. Гоголь)

I. Да и – союз, значение ‘общее указание на связь синтаксических единиц, на характер синтаксической связи между ними’.

II. Сочинительный, присоединительный.

III. Неповторяющийся.

IV. Составной.

V. Производный.

VI. Соединяет два равноправных простых предложения.

И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (А.С. Пушкин)

I. Как раз – частица, значение ‘придание смысловых или модально-экспрессивных оттенков словам или предложениям’.

II. Смысловая, определительно-уточняющая.

III. Составная.

IV. Производная.

- Здравствуй, Солоха! – сказал, входя в хату, Чуб. – Ты, может быть, не ожидала меня, а? правда, не ожидала?.. (Н.В. Гоголь)

I. Может быть – модальное слово, значение ‘выражение отношения высказывания к действительности с точки зрения говорящего’.

II. Предположительное.

III. Соотносительно по образованию с глаголом.

Не пойду я ни к кому, батюшки!.. (В. Маяковский)

I. Батюшки! – междометие, значение ‘выражение эмоций или волеизъявления’.

II. Эмоциональное.

III.Производное, соотносительно по образованию с именем существительным.

ЧАСТЬ 6.

Формы контроля

I. Работы для конспектирования

I семестр

1. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972: § 7 “Система частей речи и частиц речи в русском языке” (С.38-43, рис.42).

2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. – Ч.2. – М., 1981: таблица “Система частей речи” (С.90).

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982: § “Словообразование имён существительных”.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1973, 1998: § “Варианты форм В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных”.

5. Там же: § “Колебания в роде существительных”.

6. Там же: § “Род несклоняемых существительных”.

7. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990: § “Утрата двойственного числа” (С.274-278).

7. Иванова В.А. Способы определения падежа // РЯШ. – 1971. - № 1. – С.31-36.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1973, 1998:

§ “Варианты окончаний Р.п. ед.ч. существительных мужского рода”.

9. Там же: § “Варианты окончаний П.п. ед.ч. существительных мужского рода”.

10. Там же: § “Варианты окончаний Им.п. мн.ч. существительных мужского рода”.

11. Там же: § “Варианты окончаний Р.п. мн.ч.”.

12. Там же: § “Варианты окончаний Т.п. мн.ч.”.

13. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982: § “Словообразование имён прилагательных”.

14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1973, 1998: §

“Варианты сочетаний числительных с существительными”.

II семестр

1. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта: § “Словообразование глаголов”.

2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. – Ч.2. – М., 1981: § “Продуктивные и непродуктивные группы глаголов” (С.161-165).

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976: § “Адъективация причастий”.

4. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М., 1957: “О категории состояния”.

5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990: § “История причастий и возникновение деепричастий в русском языке”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: