Различают два понятия кред-ой с-мы:
1) Совок-ть кред-ых отношений, форм и методов кредит-ия (функц-ая форма);
2) Совок-ть кредитно-фин-ых учр., аккумулирующих свободные ден-ые ср-ва и предоставляющих их в ссуду (институц-ая форма).
В 1-ом аспекте кред-ая с-ма представлена банк-им, потреб-им. комм., гос-ым, междунар-ым кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специф-ие формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализ-ые учр., образ-ие кредитную с-му во 2-ом (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной стр-ры кредитной с-мы явл-ся банки. Кредитная с-ма - более широкое и емкое понятие, чем банк. с-ма, включающая лишь совок-ть банков, действующих в стране.
Банк - кредитная орг-ия, имеющая исключительное право осуществлять в совок-ти след. банковские операции: привлечение во вклады ден. ср-ва физ. и юр. лиц, их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банк. счетов физ. и юр. лиц.
До 1987 г. банк. система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также с-ма гострудсберкасс. Главенствующее положение в банк. с-ме занимал Госбанк СССР.
Децентрализация управления эк-кой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банк. с-мы в механизме управления эк-кой. Ее реорганизация началась в 1987г. Предусматривались изменение организационной стр-ры банк. с-мы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хоз-ва, превращение кредита в действенный экон. рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая стр-ра госуд. банков. Модель реорганизации включала:
- создание двухуровневой банк. с-мы (центр. эмиссионного банка и гос. специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);
перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
- совершенствование форм и методов кред. отношений с пр-ями различных отраслей хоз-ва.
Т. о., предполагалось отделить эмиссионную деят-ть банков от деят-ти по кредитованию хозяйства. На Гос. банк возлагались ф-ции координатора деят-ти специализированных банков и проведение единой для всех банков гос. денежно-кредитной политики.
Объективно был необходим 2-ой этап банк. реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экон-их отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием 1-ых ком. банков, призванных стать фундаментом для формир-ия рын-ых отношений и стр-р в банк. сфере.
В целях создания системы денежно-кредитного регул-ия, адекватной складывающимся рыночн. отн-ям, были изменены статус Гос. банка и его роль в эк-ке страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил т. о. необходимую эконом-ую независимость.
В России сформировалась двухуровневая банк. с-ма:
I уровень – ЦБ РФ,
II уровень – ком. банки и другие финансово-кредитные учр., осуществляющие отдельные банк. операции.
Т. о., кредитная с-ма включает Банк России, банки, филиалы и представительства иностр. банков, небанк. кредитные орг-ции, союзы и ассоциации кредитных орг-ций, банк-ие группы и холдинги.
ЦБ РФ явл-ся гл. банком гос-ва. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ - экономически самост-ое учр.. Он осуществляет свои расходы за счет собств-ых доходов.
Осн. целями деят-ти Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в т. ч. его покупательной способности и курса по отношению к инвалютам; развитие и укрепление банк. системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования с-мы расчетов.
2-ой уровень банк-ой системы представлен прежде всего широкой сетью ком-их банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хоз-ой жизни. Вопросы структуры и деятельности ком. банков освещаются в последующих главах учебника.
Наряду с ком. банками в РФ функционирует ряд спец.банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг.
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегос-ого и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитную систему входят также банк-ие неком-ие объединения, кот. запрещено осуществление банк-их операций, но кот. играют важную организующую роль в кредитной с-ме. К ним относятся союзы и ассоциации кредитных организаций, не преследующие цели извлечения прибыли. Эти объединения создаются для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и междунар-ых связей, удовлетворения научн., информ-ых и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банк-ой деят-ти.
В кредитной с-ме в институциональном плане можно выделить также холдинги, группы и иные объединения банков.
Помимо банк. учр. во 2-ой уровень кредитной с-мы входят также спец. финансово-кредитные институты. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, фин. и трастовые компании, страх. компании, частные пенсионные фонды, ссудо-сберег-ные ассоциации, инвест. фонды, ломбарды и др. учр. Они аккумулируют ср-ва населения и юр. лиц, осуществляют кредитование пред-ий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
131.Основные инструменты денежно-кредитного регулирования;
Осн. инструменты ДКП.
1. Офиц. учетная ставка
(ст.рефинансирования) ставка ЦБ по кот. он учитывает векселя гос краткосрочн облигаций (ГКО) выдает кредиты кредитн орг-циям. влияет на ДКР гл. образом путем установления ориентиров для банк. сферы в области %ой политики кредитования, а также прогнозируемой инфляции.
Официальное регулирование.
на гос.уровне регулирование кред.фин.процессов решает 2-единую задачу (2 в 1):
- осуществление широкого макроэконом. воздействия на экономику, сочетаемого с возможностью оперативного корректирования проводимых мероприятий
- на рынке ссудных капиталов гос-во выступает кредитором и заемщиком, может устанавливать общие правила функционирования рынка и контролировать их, проводит официальную ДКП, обуславливая т.о. основные тенденции развития кредитного рынка.
2. Обязательные резервы
Пол-ка минимальных резервов была опробована в США в 30-е годы 20 века и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику всех ведущих стран. Минимальные резервы – это вклады КБ в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банк. обязанностям.
Повышение ставки, нормы резерва даже на 1-2% является действенным ср-ом ограничения кред-ых возможностей банка. Определяется исходя из объемов привлеченных средств с помощью нормативов обязат требований.
3. Операции на открытом рынке
Операции покупки и продажи ценных бумаг ЦБ для КБ.
В период высокой коньюктуры ЦБ предлагает КБ купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности.
В период кризиса наоборот ЦБ создает возможности финансирования для ЦБ и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои бумаги. Т.е. ЦБ снижает доходность по своим цб.
Т.о. операции служат для регул-ия спроса и предложения на денежном рынке через увеличение объема ресурсов КБ при покупке ценных бумаг и наоборот.
4.рефинансирование банков. Кредитование ЦБ ком банков. Регулируя объем рефинансирования ЦБ оказывает влияние на величину денежной массы в стране, способствуя к увеличению или уменьшению спроса ком банка на кредиты. Рефинансирование банков осуществляется для поддержания краткосрочн ликвидности банков, т.е. пополнение недостающ ден средств, ликвидных активов. Виды рефинансирования
1)кредиты «овернайт» - однодневн кредит переходящий на след день
2)внутридневные
3)ломбардные кредиты до 30 дней.
5.депозитные операции банка России.
это операции по размещению временно свободных средств КБ в виде депозитов в ЦБ. Этот инструмент используется для изъятия избыточн ликвидности банков («стерилизация» ликвидности)
6.валютная интервенция (купля-продажа валюты ЦБ-ком для воздействия на курс нац.ден. еденицы.
Также исп-ся методы
7.Моральное воздействие, т.е. рекомендации заявления руководителей ЦБ
8.Разумный банк-ий надзор, т.е. различные методы контроля за функционированием банков с целью обеспечения их безопасности на основе сбора информации и требований соблюдния опр. нормативов.
9.Контроль за рынком капитала, т.е. установление порядка выпуска акций и облигаций, офиц. предел внешних заимствований (у РФ их нет)
10. Допуск к рынкам регул-ие и открытие новых банков, разрешение операций банками нерезидентам.
11. Специальные депозиты - часть прироста депозитов, кредитов ком. банков изъятая без процентов, счета в специализированном банке (близко в ФОР, как доп-ое ограничение).
12. Управление гос. долгом, т.е. эмиссия гос. облигаций (похоже- операции на открытых рынках, отличие- не только для банков, но и для всех юр.лиц).
13. Таргетирование- установление целевых ориентиров роста, одного или нескольких показателей денежной массы.
14. Регулирование фондовых и фьючерсных операций (в случае установления обязательной маржи)
15. Нормы обязательного инвестирования в гос. ценные бумаги.