Для расчета годового экономического эффекта – Э от внедрения проектных мероприятий, за счет снижения текущих затрат используется базовая формула:
Э = Р – З, (2.1)
где Р – результат от внедрения мероприятия, руб.;
З – затраты на мероприятие, руб.
Результат от внедрения проектного мероприятия в конечном итоге может быть выражен либо в виде прироста прибыли, либо в виде снижения себестоимости.
Увеличение прибыли может быть обусловлено следующими факторами: увеличением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг)[1]; улучшением качества продукции (товаров, работ, услуг)[2]; продажей излишнего оборудования или сдачей его в аренду; снижением себестоимости продукции; внедрением новых форм продвижения товаров; совершенствованием ценовой стратегии; проведением рекламных мероприятий и другими мероприятиями, обусловленными спецификой темы ВКР.
Для расчета факторного прироста прибыли - DП могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Рекомендуемые формулы для расчета прироста прибыли за счет ряда факторов
Фактор прироста прибыли | Формула для расчета |
1. Увеличение выручки от продажи продукции | DП = (Впр – Вб) ×αб, где Впр и Вб – выручка от продажи продукции в базисном и отчетном периодах, тыс.р.; αб – рентабельность продаж продукции в базисном периоде |
2. Улучшение качества продукции | 2.1 , где Упкпр – удельный вес продукции повышенного качества по проекту; Rq – рентабельность продукции повышенного качества, %; DRq – прирост рентабельности продукции повышенного качества, %; Rсрпр – средняя рентабельность производства по проекту, % |
2.2 DП = (Nб - Nпр) ×Ссрб, где Nб и Nпр – годовое количество продукции, поступающей на исправление по базовому и проектному вариантам, шт Ссрб – средняя себестоимость исправления в базисном периоде, руб. |
Продолжение таблицы 2.1
3. Внедрение прогрессивных форм обслуживания клиентов | DП = Ц2 × (Q2’ - Q1’) × ПР2 – Ц1 × (Q1 - Q2) × ПР1, где Ц1 и Ц2 – средняя цена единицы продукции или услуги до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб.; Q1 и Q2 – количество услуг, оказанных по обычным формам обслуживания по базовому и проектному варианту, единиц; Q1’ - Q2’ –количество услуг, оказанных с применением прогрессивной формы обслуживания по базе и проекту, единиц; ПР1 и ПР2 – прибыль на 1 рубль реализации услуг до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб. |
Для расчета снижения себестоимости продукции - DС могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Рекомендуемые формулы для расчета снижения себестоимости за счет ряда факторов
Фактор снижения себестоимости | Формула расчета |
1. Снижение материалоемкости | × Qпр где Нб и Нпр – нормы расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива) по базовому и проектному вариантам, в натуральном выражении; Цб и Цпр – цена единицы материальных ресурсов по базовому и проектному вариантам, тыс.р.; Qпр – объем производства по проекту, в натуральном выражении |
Продолжение таблицы 2.2
2. Снижение трудоемкости продукции | , где tб и tпр – трудоемкость единицы продукции по базовому и проектному вариантам, час; Квнб и Квнпр – коэффициент выполнения норм выработки по базовому и проектному вариантам; Кд и Квф – коэффициент учитывающий дополнительную заработную плату и отчисление во внебюджетные фонды |
3. Снижение удельных амортизационных отчислений за счет повышения уровня использования оборудования | где Цоб – стоимость оборудования, тыс.р.; На – норма амортизации, %; Qб и Qпр – объем выпуска продукции в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам |
4. Увеличение выручки от реализации продукции (достигается экономия на условно-постоянных расходах) | , где Спост – сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тыс.р. |
Расчет экономической эффективности проектных мероприятий инвестиционного характера имеет свою специфику.
Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Другими словами, под инвестициями понимаются денежные средства, вкладываемые в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты.
Так, например, маркетинговый инвестиционный проект – это проект, связанный с вложением инвестиций в строительство маркетинговых центров, приобретение оборудования для осуществления маркетинговой деятельности, развитие системы маркетинговых каналов, брэндинг и другие мероприятия, имеющие долговременный (свыше одного года) период осуществления.
Для оценки эффективности маркетинговых инвестиционных проектов рассчитываются следующие показатели:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД);
- внутренняя норма доходности (ВНД);
- срок окупаемости инвестиций.
Чистый дисконтированный доход – ЧДД определяется по формуле:
, (2.2)
где Rt и Ct – результаты (денежные поступления) и затраты (денежные выплаты периода t;
Тп – длительность жизненного цикла проекта в годах;
Е – ставка дисконта;
- функция дисконтирования, приводящая затраты и результаты к периоду t = 0.
Внутренняя форма доходности ВНД – это показатель ставки дисконта, при котором величина приведенных результатов равняется приведенным затратам. ВНД показывает, под какую предельную ставку кредита можно реализовать проект, связанный с маркетинговой деятельностью.
ВНД находится из решения уравнения
, (2.3)
т.е. находится Евн, когда ЧДД = 0
Внутреннюю норму доходности можно определить методом итерационного подбора, используя следующую формулу:
, (2.4)
где Е1 – норма дисконта, при которой ЧДД имеет положительное значение;
ЧДД1 – величина положительного чистого дисконтированного дохода, тыс.р.;
Е2 – норма дисконта, для которого ЧДД имеет отрицательное значение;
ЧДД2 – величина отрицательного чистого дисконтированного дохода.
Индекс доходности – ИД определяется по формуле:
, (2.5)
Срок окупаемости инвестиций – Ток определяется по формуле:
, (2.6)
где И – инвестиции, тыс.р.
Маркетинговый инвестиционный проект признается эффективным, если соблюдается одновременно условия, представленные в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Условия эффективности маркетингового инвестиционного проекта
Показатели эффективности | Условие эффективности |
1. Чистый дисконтированный доход - ЧДД | ЧДД > 0 |
2. Внутренняя норма доходности - ВНД | Евн > Е |
3. Индекс доходности - ИД | ИД > 1 |
4. Срок окупаемости инвестиций - Ток | Ток < Тн, где Тн – нормативный срок окупаемости инвестиций в годах |