Общие методические принципы расчета экономической эффективности проектных мероприятий

Для расчета годового экономического эффекта – Э от внедрения проектных мероприятий, за счет снижения текущих затрат используется базовая формула:

Э = Р – З, (2.1)

где Р – результат от внедрения мероприятия, руб.;

З – затраты на мероприятие, руб.

Результат от внедрения проектного мероприятия в конечном итоге может быть выражен либо в виде прироста прибыли, либо в виде снижения себестоимости.

Увеличение прибыли может быть обусловлено следующими факторами: увеличением выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг)[1]; улучшением качества продукции (товаров, работ, услуг)[2]; продажей излишнего оборудования или сдачей его в аренду; снижением себестоимости продукции; внедрением новых форм продвижения товаров; совершенствованием ценовой стратегии; проведением рекламных мероприятий и другими мероприятиями, обусловленными спецификой темы ВКР.

Для расчета факторного прироста прибыли - могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Рекомендуемые формулы для расчета прироста прибыли за счет ряда факторов

Фактор прироста прибыли Формула для расчета
   
1. Увеличение выручки от продажи продукции DП = (Впр – Вб) ×αб, где Впр и Вб – выручка от продажи продукции в базисном и отчетном периодах, тыс.р.; αб – рентабельность продаж продукции в базисном периоде
2. Улучшение качества продукции 2.1 , где Упкпр – удельный вес продукции повышенного качества по проекту; Rq – рентабельность продукции повышенного качества, %; DRq – прирост рентабельности продукции повышенного качества, %; Rсрпр – средняя рентабельность производства по проекту, %
  2.2 DП = (Nб - Nпр) ×Ссрб, где и Nпр – годовое количество продукции, поступающей на исправление по базовому и проектному вариантам, шт Ссрб – средняя себестоимость исправления в базисном периоде, руб.

Продолжение таблицы 2.1

   
3. Внедрение прогрессивных форм обслуживания клиентов DП = Ц2 × (Q2’ - Q1’) × ПР2 – Ц1 × (Q1 - Q2) × ПР1, где Ц1 и Ц2 – средняя цена единицы продукции или услуги до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб.; Q1 и Q2 – количество услуг, оказанных по обычным формам обслуживания по базовому и проектному варианту, единиц; Q1 - Q2 –количество услуг, оказанных с применением прогрессивной формы обслуживания по базе и проекту, единиц; ПР1 и ПР2 – прибыль на 1 рубль реализации услуг до и после применения прогрессивной формы обслуживания, руб.

Для расчета снижения себестоимости продукции - могут быть использованы формулы, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Рекомендуемые формулы для расчета снижения себестоимости за счет ряда факторов

Фактор снижения себестоимости Формула расчета
   
1. Снижение материалоемкости × Qпр где Нб и Нпр – нормы расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива) по базовому и проектному вариантам, в натуральном выражении; Цб и Цпр – цена единицы материальных ресурсов по базовому и проектному вариантам, тыс.р.; Qпр – объем производства по проекту, в натуральном выражении

Продолжение таблицы 2.2

   
2. Снижение трудоемкости продукции , где tб и tпр – трудоемкость единицы продукции по базовому и проектному вариантам, час; Квнб и Квнпр – коэффициент выполнения норм выработки по базовому и проектному вариантам; Кд и Квф – коэффициент учитывающий дополнительную заработную плату и отчисление во внебюджетные фонды
3. Снижение удельных амортизационных отчислений за счет повышения уровня использования оборудования где Цоб – стоимость оборудования, тыс.р.; На – норма амортизации, %; и Qпр – объем выпуска продукции в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам
4. Увеличение выручки от реализации продукции (достигается экономия на условно-постоянных расходах) , где Спост – сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тыс.р.

Расчет экономической эффективности проектных мероприятий инвестиционного характера имеет свою специфику.

Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Другими словами, под инвестициями понимаются денежные средства, вкладываемые в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты.

Так, например, маркетинговый инвестиционный проект – это проект, связанный с вложением инвестиций в строительство маркетинговых центров, приобретение оборудования для осуществления маркетинговой деятельности, развитие системы маркетинговых каналов, брэндинг и другие мероприятия, имеющие долговременный (свыше одного года) период осуществления.

Для оценки эффективности маркетинговых инвестиционных проектов рассчитываются следующие показатели:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД);

- внутренняя норма доходности (ВНД);

- срок окупаемости инвестиций.

Чистый дисконтированный доход – ЧДД определяется по формуле:

, (2.2)

где Rt и Ct – результаты (денежные поступления) и затраты (денежные выплаты периода t;

Тп – длительность жизненного цикла проекта в годах;

Е – ставка дисконта;

- функция дисконтирования, приводящая затраты и результаты к периоду t = 0.

Внутренняя форма доходности ВНД – это показатель ставки дисконта, при котором величина приведенных результатов равняется приведенным затратам. ВНД показывает, под какую предельную ставку кредита можно реализовать проект, связанный с маркетинговой деятельностью.

ВНД находится из решения уравнения

, (2.3)

т.е. находится Евн, когда ЧДД = 0

Внутреннюю норму доходности можно определить методом итерационного подбора, используя следующую формулу:

, (2.4)

где Е1 – норма дисконта, при которой ЧДД имеет положительное значение;

ЧДД1 – величина положительного чистого дисконтированного дохода, тыс.р.;

Е2 – норма дисконта, для которого ЧДД имеет отрицательное значение;

ЧДД2 – величина отрицательного чистого дисконтированного дохода.

Индекс доходности – ИД определяется по формуле:

, (2.5)

Срок окупаемости инвестиций – Ток определяется по формуле:

, (2.6)

где И – инвестиции, тыс.р.

Маркетинговый инвестиционный проект признается эффективным, если соблюдается одновременно условия, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Условия эффективности маркетингового инвестиционного проекта

Показатели эффективности Условие эффективности
1. Чистый дисконтированный доход - ЧДД ЧДД > 0
2. Внутренняя норма доходности - ВНД Евн > Е
3. Индекс доходности - ИД ИД > 1
4. Срок окупаемости инвестиций - Ток Ток < Тн, где Тн – нормативный срок окупаемости инвестиций в годах

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: