Права граждан на осуществление МСУ

Общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических,финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений,возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения, а следовательно и право граждан на осуществление МСУ носит комплексный характер.

По смыслу ст. 32 (ч. 2), 130 - 132 Конституции РФ граждане имеют право на осуществление местного самоуправления и реализуют его путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления. Это означает, в частности, что граждане имеют право на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и
право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования.
Судебная защита права на местное самоуправление. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Более того, право на судебную защиту как гарантия местного самоуправления прямо закреплено в ст. 133 Конституции Российской Федерации.
Судебный механизм защиты нарушенных прав является наиболее универсальным и эффективным. В судебном порядке можно защищать свои права в случае их нарушения неограниченным кругом субъектов: физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления.
Право на местное самоуправление в судебном порядке может защищаться как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления имеют право обращаться в соответствующие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предусматривает право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Впрочем, известен случай, рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы администрации муниципального образования.
Граждане вправе обращаться за защитой права на местное самоуправление в суды общей юрисдикции, а если их право нарушено законом, подлежащим применению в конкретном деле, — в Конституционный Суд Российской Федерации.
В суде могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, а также действия (бездействие), нарушающие права на местное самоуправление. Необходимо особо отметить, что граждане вправе обжаловать решения органов местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты.

Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления


1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.


Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.


2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.


3. МП как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм МП с нормами др.отраслей права.

МП рассматривается в трех аспектах – отрасль права, наука, учебная дисциплина. МП как отрасль права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией МСУ, решение вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы МСУ, выполнением отдельных гос.полномочий, взаимодействием с гос и властными структурами, защита прав МСУ. МП сочетает в себе признаки публичных и частных отраслей права. Частный характер МП обусловлен наличием частных интересов и участием в муниципально-правовых отношениях частных субъектов.

Комплексность МП вытекает из того, что муниципальные правовые отношения регулируются нормами различных отраслей права. Наибольшая взаимосвязь с конституционным, административным, финансовым, земельным и экологическим правом. Взаимодействие с конст.правом обусловлено тем, что МСУ является одной из основ конст.строя. МСУ помимо норм, закрепленных в 1-й главе Конст РФ, посвящены еще и 8-я глава, а также некоторые другие статьи. Более того, многие формы прямого волеизъявления, проводимые на муниципальном уровне, регулируются нормами конституционного законодательства. МП также связано с АП. Все внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов МСУ являются предметом изучения АП. Более того, органы МСУ формируются и действуют на тех же принципах, что и органы гос.власти. Муниципально-правовые отношения по формированию и использованию местных финансов, принципы формирования местных бюджетов, бюджетное регулирование муниципальных образований, имеющих в своем составе другие муниципальные образования, и внутригородских муниципальных образований регулируются нормами финансового права. Осуществление органами МСУ природоохранных мероприятий, экологического контроля регулируется нормами экологического права.Источники МСУ: 1.В 1998 году РФ ратифицировала Европейскую хартию МСУ и она положила начало МСУ в РФ. 2.Правовую основу составляет Конституция РФ (глава 8), Конституции (уставы) субъектов. 3.ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». 4.Указы Президента. 5.Постановление Правительства. 6.Решение Конст.суда РФ «по вопросам МСУ». 7.Законы субъектов. Система отрасли МП:1.МСУ в системе народовластия; 2.Форма организации власти на местном уровне; 3.Основы МСУ (территориальные, экономические, организационные); 4.Компетенция МСУ; 5.Гарантии МСУ; 6.Контроль и надзор за деятельностью органов МСУ; 7.Ответственность органов и должностных лиц МСУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: