Цель: 1) совершенствовать социально-психологическую культуру современного педагоги; 2) развивать у педагогов «педагогическую рефлексию»; 3) стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма; 4) воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя; 5) определить перспективы дальнейшей методической работы в учреждении дошкольного образования.
Участники викторины: экспертно-творческая группа, педагоги-инноваторы, педагоги -наставники, молодые педагоги.
План проведения:
1. Выбор ведущего.
2. Приготовление заданий и оценка их выполнения экспертно-творческой группой.
3. Деление молодых педагогов и педагогов-инноваторов на группы «Мыслитель», «Эрудит», «Искатель» и выполнение заданий.
Предварительная работа:
а) составление плана-сценария викторины;
б) изучение педагогами психолого-педагогической литературы по проблеме викторины;
в) составление членами творческой группы анкет, ребусов, кроссвордов, подбор тестов и педагогических ситуаций;
г) подбор упражнений на выявление и развитие профессиональных качеств педагога;
|
|
д) определение места, время проведения викторины и ответственных.
ХОД ВИКТОРИНЫ
Вступительное слово ведущего: называется тема, условия встречи, участники викторины и жюри. Ведущий читает стихотворение о педагоге и говорит о роли педагога в развитии личности воспитанника.
Экспресс-интервью с педагогами: «Как Вы думаете, с какими определениями у детей ассоциируется слово «педагог»?»
Задание 1 «Разгадай кроссворд, ребус».
Каждая группа получает конверты с педагогическими кроссвордами и ребусами, в которых зашифрованы профессиональные качества педагога.
Задание 2 «Сложи узор из геометрических фигур».
Каждая группа получает конверт с геометрическими фигурами. Сложив узор, педагоги смогут прочесть высказывания педагогов-классиков опедагоге.
Дискуссия на тему: «Мой идеал педагога».
Ведущий говорит: «Ваши выступления натолкнули нас на мысль о том, как важно педагогу умело владеть своим психическим состоянием, управлять собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это наиболее ярко выражается через слово и мимику. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым педагоги должны умело прикасаться к сердцам своих питомцев».
Упражнение 1 на развитие выразительности речи педагога.
На мольбертах стоят плакаты с заданиями:
а) произнеси фразу «Иди сюда» тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно;
б) произнеси слово «Молодец» тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, влюбленно.
Упражнение 2 на изучение общей мимической реакции педагога.
|
|
Упражнение выполняют все одновременно. Педагоги рассаживаются таким образом, чтобы не видеть реакции друг друга. Выполняются задания совместно по предъявлении ситуации ведущим: «Началось занятие. Вы уже рассказываете детям. Открывается дверь раздевалки и входит ваш самый шустрый «шалун». Вы смотрите на него:
- требовательно: «Быстрее садись»;
- удивленно: «Не ожидала»;
- с досадой: «Отвлекаешь меня опять»;
- спрашивая: «Опять что-нибудь случилось?»;
- укоризненно: «Ты всегда мешаешь мне работать»;
- радостно: «Наконец-то!»
Упражнение 3 на развитие внимания «Проверь себя». Педагогам предлагается решить математический пример. Одновременно с их работой ведущий читает небольшой рассказ из предложенных на выбор книг: Спок Б. Разговор с матерью. М., 1988. С. 72 – 73; Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. М., 1990. С. 93 – 94.
После выполнения задания педагоги должны сообщить ответ и пересказать смысл прочитанного (Математический пример дается каждому педагогу индивидуально на карточке.)
Упражнение 4 на развитие воображения «Снимаем фильм».
Каждой группе дается задание: в течение 15 минут снять короткометражный фильм об учреждении дошкольного образования. Внутри группы выделяют двух сценаристов, которые за 5-8 минут должны придумать сценарий фильма, выбрав режиссера, оператора, актеров. Задача – довести съемки фильма до показа и фрагмент показать.
Игра-задание «Дружеский шарж».
Каждая группа педагогов должна придумать и изобразить с помощью мимики, пантомимы одного из своих коллег. Другая группа должна угадать, на кого был «нарисован» шарж.