Система обеспечения качества ОП

Одной из главных задач развития университета является развитие внутривузовской системы обеспечения качества образования. В основу этой системы положены рекомендации ENQA, критерии внешней оценки вузов в Национальной системе оценки качества образования.

К основным принципам построения системы относятся использование системы менеджмента качества на основе принципов стандартов ИСО; внедрение информационно-ана­ли­ти­че­ских систем; использование системы потребительского мониторинга; обеспечение целостности элементов системы и планомерности ее развития; учет показателей внешних оценочных процедур; переход к управлению образовательными программами как отдельными объектами.

Управление образовательными программами как отдельными объектами включает:

— анализ востребованности образовательных программ на рынке образовательных услуг и на рынке труда в ходе приемной компании и профориентационной работы;

— разработку новых статистических форм и модулей в образовательных позволяют проводить анализ успеваемости, итогов ГАК, форм экзаменов и других показателей по образовательным программам, а не по учебным группам;

— представление комплексной информации по каждой образовательной программе на сайте вуза;

— включение в план заседаний Ученого совета вопросов по отдельным направлениям образовательной программы;

— ориентацию вуза на специализированную аккредитацию образовательной программы.

1.2.24 Наличие информационных систем и баз данных, использование сети Интернет для информирования, наличие портала и/или Интернет сайта, содержащих информацию, отражающую процессы планирования и результаты оценки его эффективности для обучающихся, сотрудников и общественности

C 2011 года в Университете имени Сулеймана Демиреля произошел ряд изменений в информационной среде ВУЗа. Руководством университета был произведен ряд шагов направленных на внедрение системы управления ВУЗом, автоматизацию бизнес процессов университета, обеспечение открытости системы образования, внедрение технологий, позволяющих оптимизировать систему управления вузом, а так же повысить его прозрачность.

Также в университете создан и успешно функционирует внутренний информационно-образовательный портал, содержащую данные по успеваемости обучающихся.

В библиотечно-информационном центре (Научная библиотека) СДУ действует электронный каталог, в основу которого положена программа «КАБИС.full» (Казахская автоматизированная библиотечно-информационная система), разработанная компанией «Kazakh Soft» и внедренная в октябре 2013 г.; процесс конвертирования библиографических записей осуществляется программой «КАБИС.standard», в том числе модули: администрирование; комплектование (с поддержкой штрих-кодирования) +подписка и регистрация периодики; каталогизация + картотека статей; расширенный поиск для читателей, заказ и регистрация периодики, электронная библиотека полнотекстовых ресурсов, поддержки форматов UNIMARC, КЦКК, РМЭБ, ББК, ГРНТИ.

Дополнительные модули программного обеспечения «КАБИС»:

— «КАБИС.Читатели». Модуль для создания и ведения базы данных читателей. Поддерживает технологию штрих кодирования книг и читательских билетов.

— «КАБИС». Книговыдача». — Модуль для автоматизации обслуживания читателей и ведения статистики посещаемости. Поддерживает технологию шрих-кодирования.

Исполнители НИР, ППС и обучающиеся имеют доступ к фондам научной литературы. В настоящее время в соответствии с Приказом № 260 от 03 июня 2009 г. Министра образования и науки «О создании Республиканской межвузовской электронной библиотеки» СДУ подписан договор о вхождении в программу «Единая Республиканская межвузовская электронная библиотека» (Договор №74 от 21.10.2014г.).

Имеется подписка на научные журналы по профилю образовательных программ по подписке: «Вестник НАН РК», «Доклады НАН РК», «Известия НАН РК», «Вестник КазНУ», Реферативный журнал. По межбиблиотечному абонементу используется фонд РНТБ, ЦНБ, Ғылым Ордасы. Действует Центр электронных ресурсов, читальный зал с доступом к различным образовательным ресурсам.

Университет подключен к 11 информационным базам: «EBSCO», «World Publik Library», «Springer Link», «Elsevier», «DOAJ», «Doab», «American Society For Engineering Education» и т.д., которые обеспечивают эффективный способ поиска и доступа к миллионам полнотекстовых научных статей для преподавателей, студентов, ученых, сотрудников научно-исследовательских лабораторий.

1.2.25 Прозрачность системы управления образовательной програм­мой

Прозрачность процессов формирования и содержания плана развития ОП осуществляется через информированность профессорско-преподавательского состава, сотрудников, обучающихся и заинтересованных лиц следующими способами:

— размещение информации на информационных стендах, интернет портале факультета:

— разъяснение плана, целей и задач при инструктаже вновь прибывших сотрудников, преподавателей, на кураторских часах для обучающихся.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите» в Университете Сулеймана Демиреля имеется политика конфиденциальности личных данных ППС и обучающихся.

Процессы сбора, хранения и обработка личной информации в университете построены в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства РК. Сотрудники университета, которые обрабатывают данные персонала, соблюдают режим секретности (конфиденциальности) личных данных ППС. Это обязательство действительно в случае перехода на другую должность, по окончании трудовых или договорных отношений. Университет предпринимает адекватные хранимым типам данных технические средства защиты от несанкционированного доступа к собираемым, хранимым и обрабатываемым личным данным работников. Данные хранятся на защищённых серверах, прямой доступ к которым строго ограничен как физически, так и через интернет.

C 2011 года в Университете имени Сулеймана Демиреля произошел ряд изменений в информационной среде ВУЗа. Руководством университета был произведен ряд шагов направленных на внедрение системы управления ВУЗом, автоматизацию бизнес процессов университета, обеспечение открытости системы образования, внедрение технологий, позволяющих оптимизировать систему управления вузом, а так же повысить его прозрачность.

Также в университете создан и успешно функционирует внутренний информационно-образовательный портал. Постоянное использование электронной почты сотрудниками университета, активная работа кадровой службы с данными о сотрудниках, позволяют существенно экономить время на формирование отчетности. За последние 5 лет наблюдается рост удовлетворенности ППС и обучающихся наличием и использованием компьютерной техники в системе управления вузом, которое связано с доступом к сети Интернет.

Протокола заседаний Ученого Совета, Учебно-методического совета и других коллегиальных органов, положения об организации работы этих органов, повестка заседаний, приказы ректора распространяются по структурным подразделениям вуза на бумажных носителях и являются доступными для ППС и обучающихся.

Все документы, сопровождающие образовательный процесс, публикуются на сайте университета и доступны зарегистрированным пользователям. Система управления образовательной программой строится на принципах адекватного реагирования вуза и его структурных подразделений на внешние вызовы, требующие гибкости, адаптивности и прозрачности образовательной программы, а также на принципах сетевого взаимодействия в стратегическом и оперативном управлении внутренними ресурсами кафедр, факультетов и университета. Доказательством этого является размещение на сайте информации о стратегическом развитии, в системе Platonus — учебно-методической литературы (УМКД, силлабусы и т.п.).

Система управления образовательными программами включает в себя:

1) управление рабочим учебным планом на основе модульного обучения (ежегодное обновление);

2) управление расписанием (с учетом рабочего учебного плана и индивидуальных образовательных траекторий обучающихся);

3) управление командами и проектными группами преподавателей на основе общих ценностей университета и сетевого взаимодействия в обмене ресурсами (ежегодное обновление УМКС, УМКД, силлабусов и размещение в системе Platonus).

Содержание образовательных программ устанавливается соответствующими ГОСО (государственными общеобязательными стандартами образования) и реализуется через учебные планы и программы. ОП реализуется через модульные образовательные программы специальности 5В010900, 6М010900 «Математика». Учебные планы разрабатываются в трех формах: 1) типовые учебные планы (далее — ТУП); 2) рабочие учебные планы (далее — РУП); 3) индивидуальные учебные планы (далее — ИУП).

На уровне вуза коллегиальным органом, рассматривающим вопросы развития образовательных программ на университетском уровне является Ректорат, Попечительский совет, Ученый совет, на факультетском уровне — учебно-методическое бюро и научное бюро.

Ректорат — совещательный орган при ректоре, созданный для подготовки и рассмотрения решений в сфере непосредственного управления организационными, образовательными и административно- хозяйственными вопросами.

Попечительский Совет создан в соответствии с Уставом университета и Положением о Попечительском Совете (рассмотрено и утверждено протоколом внеочередного общего собрания учредителей МОФ «KATEV» № 015/013 от 15.08.2013 года)для оказания содействия университету в области обучения, воспитания студентов, улучшения материально-технического обеспечения учебно-методическогокомплекса, финансовой поддержки инновационныхпроцессов, деятельности Университет имени Сулеймана Демиреля в целом, для более эффективного взаимодействия с территориальными органами управления, учреждениями, организациями, предприятиями. В состав Попечительского совета входят президент МОФ «KATEV», ректор университета, члены исполнительского комитета Общества бизнесменов Казахстана и Турции (КИТАИД), Член правления Объединения юридических лиц «Казахская Ассоциация Предпринимателей «КАЗКА», представитель Ассоциаций выпускников и студентов.

Ученый совет СДУ является высшей формой коллегиального управления вузом. Заседания Ученого совета проводятся в соответствии с утвержденным планом на учебный год (регулярность — 1 раз в месяц). Положение об Ученом совете и состав членов совета Университет имени Сулеймана Демиреля обновляется и переутверждается решением Ученого совета ежегодно и на 2014-2015г. они рассмотрены и утверждены на заседании Ученого совета протокол №1 от 25.08.2014г. В состав Ученого совета из 22 членов согласно нормативам входят: ректор, проректоры, деканы факультетов, директора департаментов, начальники структурных подразделений, ведущие профессора вуза, представитель совета молодых ученых, председатель студенческого совета. Все члены коллегиальных органов выбираются по рекомендации и представлению на кандидатов выдвигающими органами: кафедра, факультет, студенческое общество и т.п. Привлечение этих участников к работе коллегиального органа позволяет заслушать мнение всех участников педагогического процесса вуза по рассматриваемым вопросам.

Вопросы методического обеспечения и совершенствования образовательных программ решаются в рамках учебно-методического совета факультета. Вопросы научного сопровождения и научно-исследовательской работы ППС находятся в компетенции научного бюро факультета и Ученого совета вуза. На заседаниях коллегиальных органов все участники имеют равное право голоса.

Оценка деятельности кафедр и факультета по реализации образовательной программы проводится через отчеты о выполнении плановых работ, рассмотрение проблемных вопросов на заседаниях коллегиальных органов, определения рейтинга кафедр и ППС, анализа статистики по контингенту обучающихся и выпускников, имеющихся ресурсах, кадровому составу, научной и международной деятельности и другим направлениям. В частности, ежегодный анализ результатов экзаменационных сессий, в котором выявляется уровень освоения дисциплин; проведения итоговых конференций по практикам, на которых выявляются необходимый уровень знаний, позволяющий формировать элективные курсы, а именно их содержание, определять список программного обеспечения для изучения в рамках конкретных дисциплин.

1.2.26 Участие представителей заинтересованных лиц (работодателей, ППС, обуча­ющихся) в составе коллегиальных органов управления образовательной программой

На уровне вуза коллегиальным органом, рассматривающим вопросы развития образовательных программ на университетском уровне является Ректорат, Попечительский совет, Ученый совет, на факультетском уровне — учебно-методическое бюро и научное бюро.

Участие представителей заинтересованных лиц осуществляется и через Попечительский совет, через Ученый совет СДУ, учебно-методический совет факультета, научное бюро факультета.

Для выявления степени удовлетворенности учебой и работой в вузе регулярно проводятся опросы. Для определения степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников используется анкетирование.

Заинтересованные лица со своими замечаниями, инновационными предложениями по улучшению деятельности ОП могут обращаться по любому удобному для них каналу связи. Все поступившие предложения тщательно рассматриваются соответствующим структурным подразделением в кратчайшие сроки с момента поступления письма.

Наличие и доказательства интенсивного использования в процессах управления ОП системы сбора и анализа статистики по контингенту обучающихся и выпускников, имеющихся ресурсах, кадровому составу, научной и международной деятельности и другим направлениям

В СДУ для поддержки образовательных программ успешно функционируют информационные системы:

— официальный сайт вуза www.sdu.edu.kz как результат интеграции информационных систем вуза;

— автоматизированная информационная система управления учебным процессом «Platonus»;

— информационно-аналитический комплекс по управлению учебным процессом АИС Portal SDU;

— дополнительные платформы для образовательной деятельности (Edmodo, Moodle, Google Classroom, NetAcad);

— электронная библиотека университета, контент которой содержит учебно-мето­ди­че­ские материалы по всем дисциплинам и образовательным программам;

— информационные системы и ресурсы библиотечного комплекса (сайт научной библиотеки, ресурс авторефератов магистерских диссертаций, поисковая система Ирбис, KABIS ресурс с книгами редкого фонда, доступ к республиканской межвузовской электронной библиотеки).

Использование ИКТ в современном образовании является важным фактором для обеспечения качества знаний. В университете созданы все условия для использования ИКТ в образовательном процессе: аудитории оснащены проекторами, наличием компьютеров, выходом в интернет как по беспроводному доступу, так и при подключении посредством кабельного интернета. Использование АИС Portal SDU обязательно для всех сотрудников университета. В целях продуктивного использования данной АИС проводятся разъяснительные беседы сотрудниками деканата и отдела информационных технологий.

В процессе разработке находится Программа автоматизированной Информационной Систем «Smart Campus», предназначенной для осуществления управления и автоматизации процесса управления вузом. Данный проект рассчитан на обеспечение следующих спектров услуг: оптимизация управления, снижение расходов и затрат, повышение работоспособности и удовлетворенности работой персонала, интеграционный подход к максимальному развитию потенциала обучающихся.

Ключевой момент в данном проекте заключается в том, что все разработки будут производиться студентами и преподавателями университета. Исходя из данного подхода, все потребности образовательной среды, персонала и обучающегося в нашем университете будут приняты во внимание.

Благодаря концепции Смарт Кампуса будет производиться развитие информационных технологий в условиях современного дизайна, помещенные в среду, подходящую для постоянного улучшения динамического характера университета. Программное обеспечение проекта позволит обеспечивать следующий спектр услуг: информационная база студентов, информационная база персонала, информационная база выпускников, система «умный класс» и онлайн-обучение, база оповещения родителей, планирование социально-культурных программ, управление пропускной системы, система охраны, система охлаждения, система оповещения и информатизации. Полное внедрение данной системы приходится на 2017–2018 гг.

Основой для отчетов подразделений, аналитических докладов по разным направлениям работы на коллегиальных органах, для принятия оперативных и стратегических решений является статистическая информация из данных систем.

Все вышеперечисленные информационные системы предоставляет руководящему составу вуза возможность отслеживать показатели, характеризующие образовательные программы, необходимые для оперативного, тактического и стратегического управления образовательным процессом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: