Strengths (Достоинства) | Weaknesses (слабые стороны) |
— разработка и постоянная корректировка плана развития ОП на основе анализа реального позиционирования ОП и их направленность на удовлетворение потребностей заинтересованных лиц и обучающихся; — индивидуальность и уникальность плана развития ОП, их согласованность с национальными приоритетами развития и стратегией развития вуза; — сотрудничество с другими вузами, реализующими такую же образовательную программу и обмен опытом. | — Отсутствие электронного ректората; — Отсутствие у руководителей ОП блога ректора, блока декана и заведующего кафедрой. — не полная версия электронного документооборота |
Opportunities (возможности) | Threats (Угрозы) |
— привлечение представителей групп заинтересованных лиц, в том числе обучающихся, ППС и работодателей к формированию плана развития ОП; — определение механизмов формирования и регулярного пересмотра плана развития ОП и мониторинга его реализации; — обеспечение репрезентативности представителей групп заинтересованных лиц — демонстрирование порядка утверждения, периодического рецензирования (пересмотра) и мониторинга образовательных программ и документов, регламентирующих этот процесс. | —удержание кадров в вузе. |
2 Специфика образовательных программ
Общие сведения
Направленность реализация образовательной программы на формирование профессиональнойкомпетентности будущих специалистов, соответствующим квалификационным рамкам уровней образования и удовлетворение потребностей рынка.
В Университете имени Сулеймана Демиреля (далее — Университет) реализуется единая кредитнаятехнология обучения с целью международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования.
Кредитная технология обучения представлена в Положении об организации учебного процесса в Университете имени Сулеймана Демиреля, разработано на основании Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 года, с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 года); О внесении изменений и дополнения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 июня 2014 года № 198; Типовые правила деятельности организации высшего и послевузовского образования. ПП РК от 17.05.2013, №499, Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (приказ Министра образования и науки РК от 18 марта 2008 года № 125, с изменениями и дополнениями от 25 апреля 2011 года); ГОСО РК 5.04.019 – 2011 Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения; Постановление Правительства РК от 23.08.2012 г., №1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»
Стандарт содержит типовые планы, которые включают перечень дисциплин циклов ООД, БД и ПДс указанием количества кредитов, регламентирует соотношение базового, профилирующего и общеобразовательного циклов, определяет объем компонента элективных дисциплин. На основании ГОСО, типовых планов и программ разрабатываются все учебные документы, то есть учебно-методический комплекс специальности (УМКС), в числе которого Модульные образовательные программы (МОПы), рабочие учебные программы (РУПы), каталоги элективных дисциплин (КЭДы) учебно-методические комплексы дисциплин (силлабусы) (УМКД), методические рекомендации по различным видам учебной деятельности (СРО, практики и др.). Документы УМКС, связанные с реализацией образовательной программы, создаются ведущими преподавателями кафедры в соответствии с положениями СДУ (Положения о разработке УМКД, МОП, КЭД) и обсуждаются на заседаниях кафедры «Математики и естественных наук». Данные документы представляются на заседаниях учебно-методического бюро факультета «Инженерии и Естественные науки» и учебно-методического совета университета и утверждаются решением Ученого Совета. Формируя образовательную программу, кафедра использует научно обоснованные подходы к планированию, методической обеспеченности, технологиям обучения. Это способствует сохранению преемственности государственного стандарта, типовой программы, и учебно-методических комплексов специальности. Вытекающая из этого академическая целостность нормативных и учебных документов обеспечивает эффективное управление механизмом реализации ОП, которая имеет сбалансированную структуру. Структура образовательной программы включает теоретический, практический, исследовательский циклы обучения. Теоретический цикл реализуется посредством лекционных, семинарских занятий и консультаций, практический цикл — посредством учебных и профессиональных практик, исследовательский цикл — посредством разработки дипломных проектов. В процессе получения теоретических знаний, практических и исследовательских навыков предусматривается самостоятельная работа студентов. Изучение любой дисциплины, независимо от её академического статуса, сопровождается рубежным контролем, завершается сдачей экзамена и присуждением кредитов.
Ежегодное формирование РУП и УП предоставляют возможность повысить качество образовательных программ и соответствовать современному уровню образования.
Возможность построения индивидуальной образовательной траектории основана на положении модульной образовательной программы (МОП), включающая совокупность учебных модулей, направленных на овладение обучающемуся ключевых компетенций, необходимых для получения определенной академической степени и/или квалификации.
МОП разработана как совокупность и последовательность учебных модулей на весь период обучения и направлена на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения академической степени бакалавра информационных систем по специальности 5В010900 — «Математика».
Основной целью ОП бакалавров по специальности 5В010900 — «Математика» является следующее:
— формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникабельности, повышении общей культуры, толерантности.
— формирование основных профессиональных компетенций у студентов;
— создание предпосылок для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности студентов;
— умение работать с научно-технической информацией, использовать опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать полученную информацию
Согласно «Положению об организации учебного процесса» Кредитная технология обучения включает:
— свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в Каталог обязательных и элективных дисциплин (далее – КОД и КЭД), обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;
— свободу выбора обучающимися преподавателя;
— эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;
— использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и т.д.
На основе данного положения и согласно РУП обучающиеся могут выбрать дисциплины среди курса элективных дисциплин с учетом личностных потребностей и возможностей.
Академическая свобода — совокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения.
Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:
— унификация объема знаний;
— создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
— усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;
— выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.
Кредитная технология обучения включает:
—применение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
— свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в Каталог обязательных и элективных дисциплин (далее – КОД и КЭД), обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;
— свободу выбора обучающимися преподавателя;
— вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
— использование интерактивных методов обучения;
— активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
— академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;
— обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;
— эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;
— использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
Организация учебного процесса в Университете в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации. В Университете используются следующие формы академических периодов: семестр с продолжительностью 15 недель. Период промежуточной аттестации, как правило, имеет продолжительность в 1–2 недели. Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, и составляют в учебном году 7–13 недель.
На основании протокола заседания Учебно-методического совета университета и Ученого Совета СДУ «протокол № 1» ежегодно формируются РУП или УП с участием представителей работодателей, ППС имеющие производственный опыт работы с учетом опыта международного сотрудничества со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
На этапе проектирования программ выпускающими кафедрами определяются модели выпускников. Модель представляет собой совокупности знаний, умений и опыта их применения на практике, интегрированных в профессиональные и универсальные компетенции, которыми должны обладать выпускники в момент окончания обучения по программе. Модель выпускника образовательной программы «Математика» представляет собой специалиста новой формации, владеющего поликультурностью, коммуникативностью, способного творчески и высокопрофессионально решать на современном научно-практическом уровне социально значимые задачи в педагогической сфере деятельности.
Основойдля формирования образовательных программ являются: государственные общеобязательные стандарты образования (ГОСО), типовые учебные планы специальности (ТУП), каталоги элективных дисциплин (КЭД), индивидуальные учебные планы обучающихся (ИУП) и рабочие учебные планы специальностей (РУП).
Образовательные программы разрабатываются в строгом соответствии с требованиями ГОС высшего образования и учитывают современные требования работодателей к подготовке специалистов.
Методыи механизмы руководства процессом разработки образовательных программ описаны в«Рекомендациях по разработке модульных образовательных программ в университете Сулеймана Демиреля».
Образовательныепрограммы бакалавриата разработаны на основе государственных общеобязательных стандартов образования РК 2006, 2009, 2010 годов, также «Государственного общеобязательногостандарта высшего образования» (утвержден постановлением Правительства РК от 23.08.2012 г. № 1080).
Все дисциплины учебного плана в соответствии с ГОС высшего образования сгруппированы в циклы общеобразовательных дисциплин (ООД), базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД).
В образовательной программе «5B010900 Математика» установлено следующее распределение кредитов между циклами: всего — 160 кредитов, ООД — 33, БД — 64, ПД — 32.
Цель цикла общеобразовательных дисциплин — обеспечение социально-гуманитарного образования на основе знания законов социально-экономического развития общества, истории Казахстана, современных информационных технологий, государственного языка, русского и иностранного языков, как средств межнационального общения.
Цели цикла базовых дисциплин:
— иметь представление о месте и роли математики в современном мире, культуре и истории;
— уметь строить различные математические модели для описания и различных явлений и фактов реальной действительности, проводить их качественный и количественный анализ;
— сформировать качества личности, обеспечивающие глубокие научно-теоретические и методологические знания основ физико-математических, психолого-педагогических и специально-теоретических наук, способствующих успешному усвоению прикладных дисциплин специальности.
— иметь представление о логических, топологических и алгебраических структурах, не-евклидовых геометрических системах, о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
Цели блока профилирующих дисциплин:
— сформировать качества личности, обеспечивающие глубокие специальные эмпирические и теоретические знания, умения и навыки практических и теоретических действий по теории и технологии обучения математике, по инновационным педагогическим технологиям, отвечающим актуальным задачам развития национальной системы образования;
— уметь правильно выбрать аппарат и метод исследования простейших задач математики;
— знать современные алгоритмические языки и методы программирования;
— знать исторический опыт развития математической науки, реформы математического образования, основные факты и закономерности развития математики, педагогического процесса;
— знать теорию и методику обучению математике, научные методы познания действительности, современные педагогические технологии.
Трудоемкость обязательного компонента равна 58 кредитам, компонента по выбору — 71 кредитов, в том числе по циклам:
ООД — обязательный компонент — 33 кредита, компонент по выбору — 0;
БД — обязательный компонент — 20 кредитов, компонент по выбору — 44;
ПД — обязательный компонент — 5 кредитов, компонент по выбору — 27.
Перечень и трудоемкость обязательных дисциплин, распределение их по циклам соответствуют ТУП.
Трудоемкость одного кредита теоретического обучения в часах (по 50 минут) составляет 45 часов, из них 15 часов отводится на аудиторные занятия и 30 часов на самостоятельную работу студента.
Образовательной программой по специальности «Математика» предусмотрена подготовка студентов по очной форме обучения на базе общего среднего образования и на базе высшего профессионального образования со сроками обучения 4 и 2 года соответственно. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном и английском языках.