Рассмотрим примеры построения индексов количественных показателей. К индексам количественных (объемных) показателей относятся такие индексы, как индексы физического объема производства продукции, затрат на выпуск продукции, стоимости продукции, а также индексы показателей, размеры которых определяются абсолютными величинами. Так, индекс физического объема продукции показывает относительное изменение стоимости продукции из-за изменения объема производства.
Индивидуальный индекс: , (7.1)
Агрегатный индекс: , (7.2)
где q 1 и q 0 – объем выпуска продаж в базисном и отчетном периодах соответственно; p 0 – цена в базисном периоде.
Индекс товарооборота (или стоимости продукции), показывает во сколько раз изменилась стоимость продукции.
Агрегатный индекс товарооборота
, (7.3)
На сколько изменилась стоимость продукции показывает разница между числителем и знаменателем индекса:
, (7.4)
При построении индекса физического объема продукции в качестве соизмерителей (весов) принимаются сопоставимые, неизменные, фиксированные цены, отличающиеся от текущих (действующих) цен (это в условиях инфляции могут быть цены предшествующего периода) или себестоимость продукции z 0. В этом случае индекс характеризует изменение издержек производства.
|
|
, (7.5)
Аналогично строятся индексы товарооборота (Ipq).
Значение общего индекса Ipq зависит от изменения двух индексируемых величин объема продукции (q 0, q 1) и цен (p 1, p 0). В зависимости от вида исходных данных можно исчислить средние взвешенные (арифметические) индексы физического объема.
Если неизвестно q 1, но дано значение q 0 и , а также стоимость продукции базисного периода p 0, то средний арифметический индекс физического объема равен:
, (7.6)
Средний гармонический индекс физического объема используется для аналитических оценок в случае, когда неизвестно q 0, но дано значение q 1 и , а также стоимость продукции базисного периода p 0:
, (7.7)
Индекс физического объема вычисляется в сопоставимых, фиксированных ценах и отражает динамику выпуска продукции. В торговле чаще вычисляется в фактических ценах, отражая одновременное изменение цен и объема.
Качественные показатели определяют уровень исследуемого итогового показателя и определяются путем соотношения итогового показателя и определенного количественного показателя (например, средняя заработная плата определяется путем соотношения фонда заработной платы и количества работников). К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, средней заработной платы, производительности труда. Самым распространенным индексом в этой группе является индекс цен.
|
|
Индексы цен показывают, как изменилась стоимость продукции за счет изменения цен.
Агрегатный индекс цен Пааше:
, (7.8)
где p 1 q 1 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в отчетном периоде;
p 0 q 1 – условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.
Агрегатный индекс цен Ласпейреса:
, (7.9)
где p 0 q 0 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в базисном периоде;
p 1 q 0 – условная стоимость товаров, реализованных в базисном периоде по отчетным ценам.
Индекс цен Пааше показывает изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным (на сколько товары стали дороже (дешевле)). Если бы товары были реализованы в отчетном периоде по базисным ценам, то фактическая экономия составила
, (7.10)
Индекс цен Ласпейреса показывает условную экономию, т.е. на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде. Этот индекс применяется при прогнозировании объема товарооборота в связи с предлагаемым изменением цен.
В условиях стабильности применяют индекс Пааше, при инфляции – индекс Ласпейреса.
Основываясь на рассмотренных двух вариантах построения индексов, Фишер предложил рассчитывать среднюю геометрическую индексов цен Пааше и Ласпейреса:
, (7.11)
Этот индекс носит название “ идеальный ” индекс цен Фишера. Индекс цен Фишера “обратим” во времени (т.е. если рассчитывать индекс базисного периода к отчетному, он будет равен обратной величине первоначального индекса), но лишен экономического содержания.
При синтезировании общего индекса цен вместо фактического количества товаров (в отчетный и базисный периоды) в качестве соизмерителей индексируемых величин р 1 и р 0 могут применяться средние величины реализации товаров. При таком способе расчета формула сводного индекса цен (называемого индексом цен Лоу) выглядит следующим образом:
, (7.12)
Индекс цен Лоу применяется в расчетах при закупках или реализации товаров в течение продолжительных периодов времени (пятилетках, десятилетиях и т.п.), поскольку он дает возможность анализа цен с учетом происходящих внутри отдельных периодов изменений в ассортиментном составе товаров.
При анализе изменения товарооборота рассчитывается сводный индекс товарооборота:
, (7.13)
Построение моделей взаимосвязанных индексов возможно лишь для сопоставимого круга элементов, т.е. при неизменном ассортименте отдельных товаров в отчетном и базисном периодах.
Абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным одновременно за счет изменения физического объема продаж и изменения цен характеризует разница между числителем и знаменателем индекса, рассчитываемое по формуле 7.14:
, (7.14)
Измерить изолированное влияние каждого из этих факторов можно через разность числителя и знаменателя соответствующих аналитических индексов.
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Ласпейреса) показывает изменение товарооборота за счет роста (сокращения) физического объема продаж.
(7.15)
Разность числителя и знаменателя индекса физического объема (по формуле Пааше) показывает изменение товарооборота в результате роста (снижения) цен.
(7.16)
Абсолютное изменение за счет отдельных факторов в сумме дают общее абсолютное изменение результативного признака:
. (7.17)
Участие каждого фактора в формировании общего изменения товарооборота в относительном изменении определяется по следующим формулам:
· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения физического объема продаж
, (7.18)
· прирост (уменьшение) товарооборота за счет изменения цен
, (7.19)
Совокупное влияние факторов в относительном выражении отражается моделью
|
|
, (7.20)
При проведении статистического анализа можно определить долю каждого фактора в формировании общего изменения результата:
· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения физического объема продаж
, (7.21)
· доля прироста (уменьшения) товарооборота за счет изменения цен
, (7.22)
При этом (или 100%). (7.23)
Оценка доли отдельных факторов в формировании результата проводится лишь в случае однонаправленного изменения признаков-факторов.