Рекомендации. 1. В процессе изучения какой-либо определенной системы рекомендуется определить ее надсистему, к которой данная система относится или частью которой является

1. В процессе изучения какой-либо определенной системы рекомендуется определить ее надсистему, к которой данная система относится или частью которой является. При изучении учебного текста его содержание может иметь несколько надсистем.

Например, в учебнике «Профессиональная педагогика», в параграфе 2 (главы Х) «системно-синергетическая теория воспитания» в качестве его надсистем могут быть выделены три области знаний: теория систем, синергетический подход и теория

воспитания.

Указанный параграф 2 содержит свои конкретные пункты: пункт 2.1 «Сущность воспитания»; пункт 2.2. «Формы воспитательного процесса»; пункт 2.3 «Воспитательное мастерство педагога»; и пункт 2.4. «Педагогическая техника» [3.3.7]. Таким образом, (несмотря на название параграфа) отсутствуют пункты, которые в определенной степени раскрывают те или иные моменты неизвестных областей знаний.

Внутри перечисленных выше пунктов (кроме отдельных аспектов теории воспитания) все же рассматриваются некоторые положения теории систем и синергетического подхода и используются, о чем уже говорилось в пособии, такие термины как «системно-синергетический процесс», «синергетическая теория воспитательного взаимодействия», «синергетический контакт» и т.д.

Вряд ли можно понять системно-синергетическую теорию воспитания не изучая соответствующих положений теории систем и синергетического подхода.

Если обратиться к учебнику «Физика и астрономия» для 8

класса [3.3.8], то надсистемой главы III «Тепловые машины» можно назвать «тепловые явления». Вместе с тем, в этой главе рассматриваются: двигатель внутреннего сгорания, паровые и газовые турбины, реактивные двигатели, холодильные машины, которые относятся к техническим системам. Для системного изучения подобных технических систем могут быть использованы методы системного подхода. Следовательно, в качестве надсистем для указанной главы рекомендуется рассматривать также теорию систем и системный подход.

Кстати говоря, данная глава (в отличие от предыдущего примера) включает параграфы, посвященные указанным машинам, в которых дается краткая, но достаточная для учащихся 8 класса информация об этих тепловых машинах.

2. Расширение и углубление познания рассматриваемых объектов и их компонентов, а также эффективное формирование умений и навыков системного мышления рекомендуется осуществлять также за счет изучения фактов и динамики изменения

состояния этих объектов и их компонентов в прошлом настоящем и будущем.

3. Рекомендуется использовать предлагаемые способы изучения объектов для каждого параграфа учебника. На этапе работы с учебником в целом, выявленная информация обобщается и используется для конструирования итоговой интегрированной концептуальной модели целостной системы изучаемого объекта – учебника.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы понимаете термины «надсистема» и «подсистема»?

2. С какой целью изучается информация о состоянии рассматриваемых систем в прошлом, настоящем и будущем.

3. Можно ли для представления результатов изучения состояния рассматриваемого объекта и его системы использовать статистические методы? Приведите пример.

4. Перечислите представленные в предыдущих и данном разделе 3.3 пособия методы и приемы и определите их взаимосвязь

в процессе системного изучения рассматриваемых объектов.

5. Разработайте для предложенных методов и приемов соответствующие критерии и показатели формирования умений и навыков системного мышления.

6. Напишите реферат на тему «Системный подход как современная конкретизация диалектического метода познания объектов окружающей действительности».

Литература

3.3.1. Галиев Т.Т. Опережающая подготовка специалистов. – Астана: Изд-во Парламента РК, 2014. – 320 с.

3.3.2. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

3.3.3. Разумов О.С., Благодатских В.А. Системные знания: концепции, методология, практика. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 400 с.

3.3.4. Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2008. – 280 с.

3.3.5. Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое

руководство для изобретательского мышления. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. – 432 с.

3.3.6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2000. – 432 с.

3.3.7. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование» / под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, 1999. – 904 с.

3.3.8. Дуйсембаев Б.М., Байжасарова Г.З., Медетбекова А.А. Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. – 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: