Рекомендации. 1. Для повышения результативности формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода обучающихся

1. Для повышения результативности формирования умений и навыков системного мышления и системного подхода обучающихся, а также их интеллектуального развития преподавателю рекомендуется углубить и расширить необходимые для этого компетенции.

2. Тщательное изучение учебного материала на основе

Примечание: 1. В приложении 1 даны некоторые (разработанные различными авторами) методы структурирования учебного материала. 2. В приложении 2 представлены отдельные структуры, разработанные преподавателями и обучающимися в соответствии с методом системного структурирования, изучения и представления в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте. 3. В приложении 3 показаны известные графические методы, которые можно использовать для структурирования, представления и изучения информации о рассматриваемых предметах, явлениях, процессах и т.д.


системного подхода предполагает синтез выявленной в процессе анализа информации, ее последующее обобщение с конструированием концептуальной модели системы изученного и усвоенного материала в свернутом виде.

Особенность подобного изучения учебной информации заключается в том, что на первом этапе изучается материал в том виде, как он представлен в том или ином параграфе, главе, разделе учебника. При этом каждый параграф изучается в аспекте главы, каждая глава в аспекте соответствующих разделов, каждый раздел в аспекте учебника. Может быть выбрана и другая стратегия, когда параграфы, главы и разделы изучаются в контексте учебника, области научных знаний и деятельности, соответствующей науки или области наук. При этом определяются и усваиваются инвариантные составляющие учебного материала.

На втором этапе эта же учебная информация изучается с точки зрения деятельностей и действий, показанных на рис.3.4.2 и 3.4.4. В этом случае осуществляется более углубленное «погружение» в изучаемый материал, а также целесообразное и разумное расширение его границ. В определенных ситуациях упомянутые выше этапы могут быть совмещены.

3. Учитывая неразрывность анализа и синтеза, формирование умений и навыков аналитического мышления рекомендуется сочетать с развитием синтетического мышления.

4. При структурировании деятельности и действий их выбор для изучения той или иной темы различных дисциплин, сначала осуществляется преподавателем, затем преподавателем совместно с субъектами обучения и, наконец, самостоятельно обучающимися.

Как показывает практика, некоторые учителя при изучении учебного материала используют: анализ, проблемы, практические работы и специальные вопросы (где могут отражаться самостоятельные работы, исследовательская работа, учет условий, влияющих факторов и т.д.).

5. Как уже сказано выше, рекомендуется разработать критерии оценки достигнутых уровней освоения учебного материала на основе системного подхода, критерии оценки уровня сформированности умений и навыков системного мышления и системного подхода, а также уровней усвоения способов мышления, обусловленных деятельностями и действиями, показанных на рис.3.4.2 и 3.4.4. В качестве указанных способов мышления могут быть выделены: аналитическое, синтетическое, исследовательское, системно-критическое, прогностическое, практическое, инновационное мышление.

6. Для успешной реализации системного подхода, системных методов и технологий рекомендуется формировать и всячески развивать методологические знания, умения, навыки и компетенции. Усвоение требуемых знаний, умений и навыков должно сочетаться с усвоением эффективных методов познания и практической деятельности.

7. При осуществлении структурировании учебного материала могут быть использованы иные методы (например, представленные в приложении).

Контрольные вопросы и задания

1. В чем сущность метода системного структурирования,изучения и представления в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте?

2. Расскажите о возможных вариантах реализации данного метода в процессе обучения.

3. В чем состоит особенность предлагаемых этапов реализации системного структурирования, изучения и представления в свернутой форме информации о рассматриваемом объекте?

4. Дайте характеристику используемым в процессе обучения видам деятельности и действий и соответствующим им способам мышления.

5. Что значит свертывание и развертывание изучаемого материала?

6. Осуществите системное структурирование, изучение и представление в свернутом виде информации о каком-либо выбранном вами объекте.

7. Подготовьте реферат на тему: «Структурирование и изучение содержание обучения на основе системного подхода».

Литература

3.4.1.Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.

3.4.2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тексты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

3.4.3. Большой психологический словарь / Под ред. В.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 633 с.

3.4.4. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий.– М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

3.4.5. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск.– М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.

3.4.6. Образование и наука. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Ж.К.Туймебаев. – Алматы: РНПЦ «Учебник» МОН РК, 2008. – 448 с.

3.4.7. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т». – 504 с.

3.4.8. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы –

ответы. Структурные схемы: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2004. – 367 с.

3.4.9. Дуйсембаев, Байжасарова Г.З., Медетбекова А.А. Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной

школы. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. – 256 с.

3.4.10. Кабульдинов З.Е., Кайыпбаева А.Т. История Казахстана (XVIII в.-1914 г.). Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2012. – 328 с.

3.4.11. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 272 с.

3.4.12. Пушкарь А.И., Потрашкова Л.В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2008. – 280 с.

3.4.13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – М.: Русский язык, 1989. – 750 с.

3.4.14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2005. – 574 с.

3.4.15. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

3.4.16. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

3.4.17. Педагогика профессионального образования: учебное

пособие / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А.Сластёнина. – М.: ИЦ «Академия», 2008. – 368 с.

3.4.18. Галиев Т.Т.Системный подход к интенсификации учебного процесса. Монография. – Алматы: Изд-во «Ғылым», 1998. – 303 с.

3.4.19. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.

3.4.20. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с.

3.4.21. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем / П.И.Третьяков, С.И.Захаренков, М.В.Туберозова, Н.А.Шарай. – М.: Изд-во УЦ «Перспектива»,

2010. – 232 с.

3.4.22. Галиев Т.Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект. – Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. -234 с.

3.4.23. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.

3.4.24. Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МНО РК, 2011. – 316 с.

3.4.25 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

3.4.26. Диалектическая логика: формы и методы познания. – Алматы: Наука, 1987. – 407 с.

3.4.27. Золотая книга / Е.С.Рапацевич; под общей ред. А.П.Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: