Истоки делового этикета

Этикетом обычно называют правила поведения, принятые в данном обществе. Сам термин имеет французское происхождение и вошел в международный обиход в XVII веке. Гостям Людовика XIV вручались карточки "этикетки" с правилами поведения при дворе. Этикет стал способом существования аристократии.

Но рождения термина не следуют отождествлять с возникновением этого специфического института общественной жизни. Этикет как свод правил общения людей между собой, поведения каждого человека в обществе складывался исторически и наследовал обычаи и традиции многих народов древности.

Правила поведения у самых разных народов мира, несмотря на внешние различия, имеют сходные черты. Общими являются некоторые жесты приветствия, позы высокой престижности, определенные способы выражения эмоций, гостеприимство, обмен подарками. Многие черты поведения имеют ритуальные истоки. Можно сказать, что этикет - это ритуал, лишенный жестокости и обязательности. Этикет, как и ритуал, организует поведение человека. Ключ к проблеме происхождения культуры поведения дает изучение исторической связи этикета и ритуала.

Предполагается, что ритуал предшествовал этикету, а этикет, в свою очередь, формируется на основе ритуала.

Некоторые стереотипы поведения начали складываться в период первобытного стада. Одним из признаков отделения человека от животных стали почтительное отношение к старикам и захоронение покойников.

В матриархальном родовом обществе проявились такие нормы поведения, как самоотверженное отношение к труду и к боевой защите, правила приветствия сородичей и соплеменников, традиции воспитания и обучения, отвращение к кровосмесительным бракам, гостеприимство.

Нравственные нормы изменились с переходом к патриархату. Высшей добродетелью стало преклонение перед властью отца. У всех народов при патриархальном строе утвердился многозначительный свадебный церемониал, в котором запечатлена назидательная нравственная символика. У восточных славян соединение рук молодых означало передачу девушки в собственность жениху, удар жениха по спине невесты плеткой символизировал неограниченную власть мужа над женой, разувание жениха невестой - беспрекословную покорность жены мужу.

Возникновение имущественного неравенства привело к тому, что нормы поведения, общие для всех членов общества, ранее стали раздваиваться. С одной стороны - презрительное отношение к бедным родственникам, спесивость и заносчивость, а с другой - почтительность, кротость и повиновение перед старейшинами.

Это противоречие углублялось появившимися различиями в содержании и уровне воспитания. Трудолюбие перестает быть добродетелью, а становится уделом беднейших.

В эпоху распада родового строя нравственные нормы сливались с религиозными. Религия не могла не оказывать влияние на поведение и нравы людей. Правильное поведение всегда было условием спасения человеческой души. Изучая религиозные доктрины, можно многое понять о национальных этикетных традициях народов мира.

Развитие нравственных норм и правил находили свое отражение как в фольклоре, так и в письменных памятниках различных стран и народов. впервые зафиксированные в письменной форме нормы поведения были обнаружены в древнем Шумере. Шумеры считали, что высокие моральные качества были дарованы людям богами.

Образцом поведения в Древней Греции через мифотворчество объявлялись поступки богов. В "Одиссее" Гомер описывал нравы богов и героев. огромное влияние на умы людей в период античности оказывали философы, чье поведение, повседневная жизнь, манеры становились этикетным кодексом для учеников и последователей. Понимание красоты как неотъемлемого качества самой жизни, самого мира природы и вещей было основным постулатом античности. Но прекрасное характеризовало не столько предмет, сколько красоту отношений, возникающую между вещами и явлениями. Это относилось и к личной, и к общественной жизни. Древнегреческий философ Аристотель обращался и к этике деловых отношений. Он писал о моральных основах прибыли, торгов, ростовщительства. Его рассуждения о справедливой цене могут рассматриваться как своеобразное наставление для предпринимателей.

С упадком античной культуры переосмысливались нормы поведения человека в обществе. Единственной целью человеческого существования провозглашалось наслаждение. В то же время, прослеживалась логическая взаимосвязь, которая вела от наслаждения к пресыщенности, от пресыщенности к извращенности.

С укреплением императорской власти в Древнем Риме вырабатывались особые правила обращения к монарху и регламентирующие жизнь двора. Византийский император Константин стал внедрять иерархические отношения среди аристократии и ввел титулы, которые были обязательны при обращении к лицам, принадлежавшим к знати.

В эпоху средневековья придворный этикет формировал нормы и правила галантного поведения, многие из которых сохранились и лежат в основе современного этикета. В XVIII в. вышли специальные книжные руководства по поведению "Манеры за столом" и "Дисциплина клерикалис". Придворный этикет самым строжайшим образом регламентировал всю дворцовую жизнь. Заранее было определенно, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.

Воспитанность, культура, учтивость и умение держать себя в обществе были уделом избранных. Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти.

В жизни простого народа господствовали вековые традиции, которые переплетались с законами и обрядами, привнесенными христианской религией.

Допетровская Россия берегла свой патриархальный мир от влияния западной цивилизации. Наиболее ярко русский быт и свод обычаев нашли свое отражение в изданном в XVII в. сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и церкви, семьи и слуг. "Домострой", первоначально написанный Сильвестром, содержал, прежде всего, правила поведения в повседневной домашней жизни, которая и была в то время основной формой общения. В то же время, он предписывал обучать детей грамоте, ремеслам и торговле. В "Домострое" провозглашалось основное правило межчеловеческого общения: "Чего сам не любишь, того и другому не делай".

Эпоха Петра I решительно изменила жизненный уклад русских людей. По его распоряжению была переведена и издана книга "Юности честное зерцало, или показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Книга была предназначена, прежде всего, для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. В общении же со слугами предлагалось быть недоверчивыми и презрительными. Весьма желательным считалось для дворян вести беседы на иностранных языках, во-первых, чтобы их можно было отличить от "незнающих болванов", а, во-вторых, чтобы разговор был непонятен прислуге.

Новые обычаи и правила резко отличались от патриархальных устоев. В допетровской России общение между людьми было крайне ограничено и зачастую замыкалось узким семейным кругом. В XVIII в. все изменилось. В новой столице устраивались всевозможные праздники, театральные представления, празднества. К участию в светской жизни наравне с мужчинами допускались и женщины. Принудительно вводилось обязательное ношение европейского платья.

Одной из ключевых фигур, способствующих преобразованиям Петра, был фельдмаршал Б.П. Шереметьев. Он бывал при иностранных дворах в качестве посла русского монарха. Возвратившись в Россию, он подавал пример "утонченности в нравах", которые старался распространить между своими соотечественниками. Он первым из русских предстал перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой.

Следует отметить, что изменения коснулись, в основном, внесемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Одним их основным актов Петровских реформ стало учреждение коллегионального управления.

Учреждения XVIII в. отличались от учреждений предыдущего периода способом их создания: объявления закона или реформы.

Генеральный регламент, утвержденный 28 февраля 1920 года определил задачи, функции, структуру коллегий. Кроме того, этот документ устанавливал нормы поведения людей, возникающих в ходе государственной службы.

Генеральным регламентом предписывалось присягать на должность. Главным мерилом "благопристойности" чиновника являлась честная и верная служба государю. Закон определял внутренний распорядок работы коллегии, устанавливал внутренние часы для служащих. Обязательность его исполнения регулировалась системой штрафов. Чиновники имели право на четырехнедельный отпуск летом, зимой с 25 декабря по 7 января, в первую и последнюю неделю поста, пасхальную неделю. Посетителям нельзя было входить в зал заседаний без предварительного доклада вахмистра. Доклад полагалось делать стоя, но чинам выше полковничьего предлагали стул.

Регламент изложил требования к убранству зала заседаний. Пол покрывали дорогим ковром, стол застилали хорошим сукном, перед каждым членом коллегии стояла чернильница со всеми письменными принадлежностями. Стол секретаря находился справа от основного, а нотариуса - слева. Особо оговаривалось, что для царя не сооружался особый престол.

Президента коллегии не было принято встречать у входа. Когда президент приходил или уходил, служащие должны были приветствовать его вставанием и отдать честь.

Президент же не только следил за надлежащим исполнением служебных обязанностей, но и надзирал за внешним видом и костюмом чиновников, за манерами их поведения на службе и даже в быту. Недостойное поведение могло наказываться отнятием чина.

Порядок прохождения службы был закреплен Табелем о рангах 1722 года. Им была упорядочена система назначений, отрегулировано производство в чины, правила титулования. В "табеле" нашли свое отражение складывающиеся нормы служебного этикета.

Закон требовал, чтобы каждый чиновник одевался в соответствии со своим служебным положением "не хуже и не лучше". Позднее эти правила были распространены и на жен чиновников. В 1742 году был издан специальный указ, позволяющий только "особам первых пяти классов" носить шелка, парчу, кружева.

Одним из требований делового общения является соблюдение этикетных норм в деловой переписке. Начиная с XVIII века формы многих документов определялись законодательно. В XIX веке создавалось множество письмовников, содержащих образцы писем на все случаи жизни. Руководства по этикету рекомендовали включать искусство вести переписку в программы образования представителей всех классов.

Писать неразборчиво считалось неприличным. В письмах к титулованным особам титул подписывался в первой или во второй строке письма. Личное местоимение "Вы" всегда писалось с большой буквы. Проявлением хорошего тона считалось обязательное указание адресата и даты письма.

Правила написания адресата определялись соподчиненностью должностных лиц и учреждений. В переписке равных учреждений и низших с высшими адресат начинался с предлога "в"; "В 1 Департамент Министерства внутренних дел". В отношениях высших присутственных мест с низшими адресат писался в дательном падеже.

При адресовании документа вышестоящему лицу перед его должностью и фамилией указывался титул. При переписке равных между собой лиц и старших с младшими титул опускался.

События февраля и октября 1917 года резко изменили не только социально-экономическую жизнь России, но и сложившиеся веками обычаи и традиции. Ломке подвергся и светский этикет столичной жизни, и служебный этикет государственных учреждений, и старосветские нравы русской глубинки. правила пролетарского этикета чаще всего происходили из принципа от противного в соответствии с революционной идеей "кто был никем, тот станет всем". Но такое радикальное отношение к этическим нормам было достаточно ограниченным во времени.

Бюрократические начала, лежавшие в основе служебного этикета, вписались в стиль работы советского государственного аппарата. Выход Советского Союза на международную арену в начале 20-х годов вынудил советских дипломатов и высших партийных функционеров приобщаться к европейскому стилю общения.

С течением времени Россия все больше открывается для контактов. Все больше число сограждан сталкивается с необходимостью повседневно общаться с представителями самых различных государств. Это предопределило взаимопроникаемость этикетных норм. Одновременно, упрощаясь и демократизируясь, они стали универсальным языком общения.

Правила этикета всегда были и останутся выражением духа времени, отражением социальных устоев. Меняется жизнь, меняется и внешнее поведение, но поведение, основанное на принципах морали, целесообразности действий, эстетизме, учете традиций и обычаев, должно входить в круг интересов любого человека и помочь ему достойно справиться со многими сложностями.

Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.
Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.
Нормы этикета, нарушающие деловые взаимоотношения, устоявшиеся правила общения, здравым смыслом поддерживаемы быть не могут.

2. Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета, хотя и существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами.

Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к различным деловым позициям. Однако такой принцип делового эти-кета, как свобода, ограничен:
• здравым смыслом;
• климатическими условиями;
• традициями;
• национальными особенностями;
• политическим режимом и др.
3. Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований,
рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью
и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. де
ловой этикет целиком и полностью ориентирован на добро. Но
как трактовать эту главную категорию морали, другими слова
ми, что считать добром и что считать злом, в сфере бизнеса - вопрос сложный и неоднозначный. Все содержание данной области знаний, а также учебной дисциплины "Деловой этикет" имеет своей главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение и поступки людей за рамками сферы деловых отношений.

4. Удобство: нормы делового этикета - не путы, не оковы, не кандалы на руках и ногах партнеров по бизнесу, они не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики.

Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требова-ний, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

5. Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

6. Экономичность: этика деловых отношений не должна об
ходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в
делах сама по себе не этична, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.

Разумная стоимость - вот то соображение, которым следует руководствоваться протокольному отделу организации.

7. Консерватизм: этот принцип является само собой разумеющимся, так как корни делового этикета - в этикете государственном, имеющем многовековую историю, в этикете воинском, (столь же почтенного возраста), в светском (общегражданском) этикете, который хотя и не столь давно существует, однако его концепции завоевали прочное место в жизни общества и стали классическими.

Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности к тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.

Можно понять многих российских бизнесменов, поспешивших, как только Россия вошла в мировую систему рыночных отноше-ний, принять внешний облик дореволюционных финансистов, банкиров, купцов - борода, усы, неспешные движения, старинные речевые обороты и т.п.

Надежность, фундаментальность, стабильность - весьма привлекательные в деловом мире черты (и не только в деловом!), и они имеют содержательную связь с консерватизмом.

8. Непринужденность: нормы делового этикета должны быть
таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязыва
емое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать непринужденность с бесцеремонностью, расхлябанностью, невниманием к окружающим, невоспитанностью!)

9. Универсализм: это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

10. Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т.д.

В конечном счете использование деловой этики является экономически выгодным.

Деловая этика, подарки. Даже в пределах одной страны этические нормы могут быть различны и не всегда чётко определены. Вопросы морали, допустимости тех или иных действий представляют трудности даже внутри родной культуры. Поэтому рассмотрим лишь одну из самых распространённых и довольно деликатных ситуаций - подарки. Подчас бывает довольно трудно провести грань между дорогостоящим подарком (услугой) и взяткой. Делать дорогостоящие подарки в некоторых странах считается неприемлемым, так как это рассматривается как подкуп. В о же время во многих странах подобные подарки не только принимаются, но и ожидаются. Если подарок является частью деловой культуры, его следует дарить. В неопределенных ситуациях недорогой, тщательно выбранный подарок может сослужить лучшую службу, чем дорогой, но не уместный. Любой подарок связывает дарящего с получателем. Совершенно не обязательно, чтобы пода- рок имел материальную форму. Личная услуга иногда ценится больше, чем вещественный подарок. Европа Что можно подарить людям, у которых все есть? Лучший совет — зара- нее навести справки. Если не имеете никакого представления об интересах принимающей стороны, выбирайте проверенную классику: альбомы с фото- графиями, музыкальные диски и т. д. И имейте в виду, что в Европе традиция обмениваться бизнес-подарками постепенно отмирает. Общие сведения: европейцы дарят нечетное количество цветов, за ис- ключением 13. Деловым партнерам не стоит преподносить вещи с логотипом компании (это считается безвкусным), подчеркнуто личных (одежды или ду- хов) или дорогих презентов. Когда дарить: На деловых встречах можете оделить всех скромными сувенирами в конце переговоров. Вручение: всегда заворачивайте подарок. Сейчас в Европе вошла в мо- ду элегантная и экологически чистая упаковка в виде куска материи родом из Японии под названием furoshiki. Визитку не прикладывайте. Подарок обычно открывают сразу. В Швейцарии принято предлагать подарки высокого качества, особен- но ручной работы. Небольшие подарки, сделанные со вкусом, предпочти- тельнее крупных, помпезных. Изделие народного промысла или что-либо по- добное из родного региона дарящего будет высоко оценено. зия В Юго-Восточной Азии все проникнуто тайным смыслом. Если плани- руете деловую поездку, заранее уточните по телефону, предусмотрен ли об- мен презентами. Не удивляйтесь, если хозяин неохотно принимает подарок – во многих странах этикет требует троекратного отказа от подношения. По- этому продолжайте вежливо настаивать. В Японии подарки подносятся регулярно и являются важной частью деловых отношений. Так как в Японии подарки не принято раскрывать в присутствии дарящего, важной частью подарка является его упаковка. В Китае, к примеру, деловые отношения строятся на цепи взаимных обязательств, то есть если человек получает подарок или ему оказывают услугу, он чувствует себя обязанным. Одна из наиболее ценных и желаемых услуг подобного рода в Китае - это помощь в получении образования для де- тей или других членов семьи клиента, так как хорошее образование высоко почитаемо в этой стране. Центральная и Южная Америка Подарки могут в немалой мере этому поспособствовать, однако дарить их не торопитесь – подождите, пока отношения станут достаточно близкими. Имейте в виду, что вещи с логотипом компании подарком не считаются. Цветы здесь принято отправлять перед встречей или на следующий день – лучше, чтобы они не были фиолетовыми (ассоциация с похоронами). Краси- вый бумажный пакет вместо упаковочной бумаги вполне приемлем – только старайтесь избегать черного цвета и все того же фиолетового (не забудьте вложить в подарок карточку с вашим именем). Бразилия Общие сведения: бизнес-подарков в Бразилии не ждут, но небольшой сувенир из страны гостя примут. Секретарши имеют значительное влияние в офисе, поэтому небольшой подарок послужит достойным подтверждением лагодарности. Однако следует быть осторожным, предлагая подарки пред- ставителям противоположного пола, так как это может трактоваться двояко. Поэтому мужчина, предлагая подарок женщине, должен по - возможности уточнить, что это подарок, к примеру, от его жены. Следует также избегать подарков в национальной желто-зелёной гамме. Подарки для бразильцев должны быть стильными. Когда дарить: обычно бизнес-сувениры вручают в конце года важным партнерам и клиентам. Осторожно: Бразилия борется с коррупцией, поэтому старайтесь избе- гать любых подношений, которые могут быть восприняты как взятка. Ближний Восток На Ближнем Востоке и в Северной Африке, особенно в мусульманских странах, подарок часто свидетельствует о том, насколько важны для вас от- ношения. Стоимость бизнес-сувениров обычно ограничивается символиче- ской суммой. Книги и письменные принадлежности ценятся как символ зна- ния и мудрости. Хозяин-мусульманин порадуется изделию из кожи (только не свиной), серебра, фарфора, хрусталя и кашемира. Дарите и принимайте подарок обязательно правой рукой или двумя руками, если он тяжелый. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) презенты открывают сразу и тщательно изучают, чтобы продемонстрировать, что в полной мере их оценили. В Египте, напротив, подношение с благодарностью отложат в сторону, не распаковывая. Четыре правила дарителя: — Вопрос «Что НЕ дарить?» часто важнее, чем «Что дарить?». Практи- чески во всех странах есть свои религиозные и культурные табу. Некоторые числа могут быть несчастливыми, а цветы — символизировать печаль или утрату. Ножи, ножницы и другие острые предметы часто ассоциируются с разрывом связей. е стоит дарить кожаный портфель в Аргентине, которая славится из- делиями из кожи или серебряные вещицы в Мексике — мировой Мекке се- ребра. Все это может затронуть национальную гордость. — Будьте готовы к ответному подарку. В некоторых странах этот об- мен довольно специфический. Гости, приносящие в дар хозяевам-китайцам на Новый год пару мандаринов, уходя, получают те же два мандарина. — Никогда не дарите подарок в присутствии третьих лиц, если для них у вас ничего не припасено. Лучше переизбыток презентов, чем недостаток. — Упаковка имеет значение. В XIX веке командор флота США Мэтью Колбрайт Перри подарил японским правителям передовые технические но- винки того времени в грубых деревянных ящиках и в ответ получил самые обычные вещи (метлы и куски каменного угля) в чрезвычайно изысканной обертке. И тогда, и теперь красивая упаковка помогает сохранить лицо при получении подарка: вы оцениваете внимание, которое проявил даритель, и материальная ценность подношения отходит на второй план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: