Моделирование и его роль в принятии управленческого решения

Существует несколько подходов к определению понятия «модель».

1. Модель – это упрощение реальной жизненной ситуации.

2. Модель – это представление объекта, системы или идеи в определённой форме, отличной от самой целостности.

3. Модель – это упорядоченный набор предположений о сложной системе.

Роль моделей в принятии управленческих решений:

· Модели используют для более чёткого понимания функционирования объекта управления.

· Использование моделей даёт более чёткую картину тех процессов, которые происходят в организации.

· Модель может оказать помощь менеджеру в диагностики и решении проблем.

В менеджменте выделяют концептуальные модели, с помощью которых описывается процесс управления:

· Модель «организация-машина». Согласно этой модели организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой иерархии.

· Модель «естественной организации». Организация развивается по собственным естественным законам, способна самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения.

· Модель «организация-община». Особое значение придаётся межличностным отношениям и внутригрупповым нормам поведения.

· Социотехническая модель. Особое значение придаётся влиянию технологического процесса на внутригрупповые связи.

· Интеракционистская модель. Основное внимание уделяется роли ожиданий и системе ценностей.

· Институциональная модель. Организация развивается под воздействием традиций.

· Конфликтная модель. Внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и интересы.

В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают 2 типа моделей управления организации:

1. Механистический тип модели организации:

· Консервативная, негибкая структура.

· Чётко определённые, стандартные задачи.

· Сопротивление изменениям.

· Власть основана на иерархии.

· Жёсткий контроль.

· Командный тип коммуникаций.

2. Органический тип модели организации:

· Гибкая структура.

· Динамичные задачи.

· Готовность к изменениям.

· Власть основывается на знании и опыте.

· Самоконтроль

· Многонаправленность коммуникаций.

Вывод: профессиональное использование моделей позволяет менеджеру существенно повысить эффективность управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: