Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала

Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности учителя. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Необходима общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения. Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, частным, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их двигательную, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, игровую деятельности.

Взаимодействовать с родителями и сотрудниками образовательного учреждения. Воспитатель должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий;

- разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

- создавать в группе предметно-развивающую среду;

- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа других педагогов;

- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Самовоспитание - это сознательная работа по развитию проф-х и личностных качеств,способностей педагога, адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагога.

Самообразование - это систематическая познавательная деят-ть направленная на приобретение спец.знаний и умений.

Основные пути проф.образования:

- участие в конференциях, пед.советах, изучение спец.литер-ры, изучение опыта своих коллег, накопление собственного опыта.

Профессиограмма - это совокупность требований педагогу включающие: спец.знания в области педагогики, психологии, методик, спец.умение и профессионально личностные качества, пед.способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: