double arrow

Стандартизация в обеспечении качества таможенных услуг. Метрологическое обеспечение таможенных органов

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОСНОВЕ МС ИСО СЕРИИ 9000 «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества»

Блок международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» предназначен для того, чтобы быть международным эталоном для единообразного создания и оценки систем качества на предприятиях, в организациях и учреждениях любых масштабов и форм собственности. Они определяют минимальный состав требований, которые должны быть реализованы в организации для обеспечения выпуска высококачественной продукции, качественного выполнения работ или оказания качественных услуг. Сертифицированная аккредитованным для этой цели органом по сертификации система качества предприятия (организации, учреждения) является дополнительной гарантией качества продукции и услуг для потребителей результатов деятельности организации.

Стандарты ИСО серии 9000 носят универсальный характер и распространяются на любые результаты деятельности — оборудование (технические средства), программное обеспечение, перерабатываемые материалы, работы, услуги.

Они используются как в условиях контрактных отношений между партнерами (для доказательства надежности тортового партнера), так и независимо от наличия контрактов для оценки и совершенствования собственных систем обеспечения качества результатов деятельности.

Серия стандартов ИСО «Системы менеджмента качества» реализует принципы TQM - Всеобщего управления качеством, заключающиеся в следующих тезисах:

1. Ориентация всей деятельности на удовлетворение требований потребителя результатов труда.

2. Лидерство и ответственность руководителя.

3. Документированность всех операций, процессов и процедур.

4. Постоянное повышение компетентности персонала.

5. Постоянное улучшение системы управления деятельностью организации на основе процессного подхода, выявления причин несоответствий и их предупреждения.

6. Формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда.

7. Внутренняя проверка системы управления и ее элементов на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000.

8. Вовлечение всего персонала в процессы улучшения качества

Применение этих принципов в системах управления любого предприятия, организации или учреждения, безусловно, полезно, поскольку следование им позволяет обеспечить необходимый уровень качества результатов и эффективности деятельности.

Применение стандартов ИСО серии 9000 при управлении деятельностью таможенных органов преследует цели повышения уровня удовлетворенности заказчика таможенного дела (государства) и ожиданий участников внешнеэкономической деятельности.

При этом с меньшими затратами могут быть улучшены такие характеристики таможенного дела, как:

· уровень соблюдения таможенного законодательства;

· надежность таможенного контроля;

· затраты времени на прохождение таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;

· оперативность и полноту выполнения таможенных функций;

· объективность и конфиденциальность таможенного контроля;

· наличие ошибок в работе, претензий и жалоб участников ВЭД;

· гарантированность защиты от вывоза запрещенных к экспорту товаров и гарантированность защиты от запрещенных к ввозу вредных, опасных и некачественных товаров и др.

Некачественное выполнение таможенных функций или таможенных услуг - нарушение таможенного законодательства, недостаточная надежность таможенного контроля, пропуск на территорию России вредной, опасной и некачественной продукции и услуг, коррупция персонала, в совокупности характеризующие уровень качества таможенной деятельности, - приводит к серьезным негативным последствиям. Для государства - это потеря репутации таможенной системы, риски снижения объемов таможенных платежей, пропуск на таможенную территорию РФ контрабандных, вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, снижение уровня экономической и экологической безопасности страны, ухудшение здоровья нации. Для участника ВЭД - это потери от простоев, помехи в переходе на более рациональные методы организации производства, рост рисков в коммерческой деятельности.

За основу совершенствования системы управления таможенными opганами в части обеспечения качества процессов и результатов должны быть взяты требования ГОСТ РИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества». Требования:

· организацией входного контроля предметов труда;

· организацией хранения и распределения предметов труда по рабочим местам.

Качество персонала определяется системой подбора, профессиональной ориентацией, подготовкой и систематическим повышением квалификации (уровнем компетентности).

Важным методическим элементом системы управления качеством процессов и результатов, позволяющим обеспечить стабильность качества труда и систематическое его улучшение, является цикл управления качеством (рис. 8.1).

Цикл предполагает рассмотрение законченной технологической операции, производственной функции или этапа работы на любом уровне управления - от конкретного исполнителя (должностного лица, работника) до руководителя коллектива (структурного подразделения, таможенного органа).

Проработка всех элементов цикла управления качеством по всем этапам производства и технологическим операциям в соответствии с элементами жизненного цикла продукции (услуги) позволяет создать требуемый механизм обеспечения стабильности качества результатов труда. При этом главное внимание следует обращать на профилактическое предотвращение отклонений от установленных требований.

Цикл управления качеством предполагает включение в технологический процесс выполнения любой работы следующих элементов:

· входного контроля качества всех элементов производства;

· контроля качества труда в процессе выполнения работы;

· контроля качества выполненной работы;

· документального оформления возвратов и претензий потребителя результатов труда к качеству выполненной работы;

· анализа причин возникающих отклонений и разработки корректирующих и предупреждающих действий;

· разработки и реализации мероприятий по улучшению.

Рис. 8.1. Цикл управления качеством: 1 - средства труда; 2 - предметы труда; 3 – персонал; 4 - документация; 5 - входной контроль; 6 - пооперационный контроль; 7 - окончательный контроль; 8 - претензии; 9 - регистрация претензий; 10 - анализ причин отклонений; 11 -разработка корректирующих и предупреждающих действий; 12 - освоение (внедрение) корректирующих и предупреждающих действий; Т - технологический процесс; П – потребитель.

Этап разработки корректирующих и предупреждающих действий предполагает выяснение причин отклонений результатов труда от установленных требований и комплексное воздействие на средства и предметы труда, персонал и документацию на всех уровнях управления по всем направлениям деятельности.

Стандартизация в обеспечении качества таможенных услуг. Метрологическое обеспечение таможенных органов

Сущность стандартизации заключается в установлении обязательных норм, требований и правил, имеющих важное значение для общества, государства, отрасли деятельности или организации.

Стандарт является документом, утвержденным в соответствии с установленной процедурой и содержащим нормы, требования и правила, обязательные для исполнения с учетом уровня утверждения.

В управлении качеством продукции и услуг стандартизация имеет значение как методическая, нормативная и инструментальная основа для документирования параметров качества и процедур их обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в целях:

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

Документальную основу систем управления качеством составляют, как правило, стандарты организаций (ранее они имели категорию стандартов предприятий - СТП). Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, исходя из необходимости совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Повышение качества таможенных услуг, осуществляемых таможенными органами, непосредственно связано со стандартизацией процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Метрология - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. К числу основных вопросов метрологии относятся: единицы физических величин, методы и средства измерений, методы определения точности измерений, эталоны и образцовые средства измерений, методы передачи размеров единиц от эталонов и образцовых средств измерений к рабочим средствам измерений.

В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» под метрологическим обеспечением деятельности понимается установление и применение организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Организационной основой метрологического обеспечения являются государственная и ведомственные метрологические службы.

Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность работы таможенных органов и высокое качество таможенных услуг. В соответствии с требованиями к метрологическому обеспечению на уровне ФТС России должны решаться вопросы, входящие в компетенцию ведомственной метрологической службы:

· установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм измерений при таможенном контроле объектов внешней торговли;

· обеспечение единства и требуемой точности измерений при реализации процедур таможенного контроля объектов внешней торговли;

· создание и внедрение современных методик выполнения измерений, связанных с процедурами таможенного контроля объектов внешней торговли, установление рациональной номенклатуры применяемых средств измерений и поверочной аппаратуры;

· организация ведомственного метрологического контроля, поверки, ремонта, калибровки и метрологической аттестации средств измерений,

· организация метрологической экспертизы таможенных органов и объектов таможенной инфраструктуры, приобретаемых тех-нических средств таможенного контроля, а также технологических схем таможенного контроля;

· подготовка и повышение квалификации кадров в области метрологии.

Разрабатывая или пересматривая таможенные технологические схемы, руководство таможенного органа должно обратить внимание на квалиметрию таможенных процедур. Это предполагает выполнение измерений с применением специализированных ТСТК (технических средств таможенного контроля) или универсальных средств измерений.

Центральным элементом метрологического обеспечения на уровне таможенного органа является периодическая поверка средств измерений, т. е. определение погрешностей и установление пригодности средств измерений к применению. Если эта работа не может быть выполнена собственными силами, то поверка средств измерений должна осуществляться на договорной основе со специализированными метрологическими службами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: