Корпоративная стратегия разрабатывается для обеспечения достижения общих (стратегических) целей будущего развития предприятия. Она включает структурирование стратегических действий, обеспечивающих достижение целей предприятия, по уровням управления и функциональным зонам его деятельности. Стратегия представляет комплекс управленческих решений и действий по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. В процессе разработки стратегии уточняются: рыночная позиция, которая обеспечит достижение общих целей развития предприятия, необходимые стратегии достижения и удержания этой позиции с учетом обеспечения конкурентных преимуществ и запланированной эффективности хозяйственной деятельности.
Цель определения стратегии- идентификация и систематическое отображение основных стратегических проблем развития предприятия и соответствующих программ конкретных действий по достижению желаемого результата в долгосрочной перспективе.
|
|
Процесс формирования стратегии развития предприятия осуществляется поэтапно. Формирование общей стратегии развития предприятия предусматривает решение двух основных задач: выбор альтернатив относительно его общего развития(роста капитала предприятия), а также принятие решения об интеграции и диверсификации хозяйственной деятельности. При принятии решения о диверсификации определяются основные структурные подразделения предприятия, ответственные за развитие конкретного бизнеса, а также принимается решение о способах распределения ресурсов между ними. Формирование деловой стратегии предусматривает определение развития основных направлений деловой активности предприятия. Эта стратегия определяет конкретные действия для занятия и удержания определенной позиции предприятия на целевом рынке путем формирования и укрепления его конкурентных преимуществ, использования новых возможностей и защиты от угроз, определяемых внешней средой. Ключевым элементом деловой стратегии является развитие сильных сторон в деятельности предприятия и возможная компенсация его слабостей. Диверсифицированное предприятие разрабатывает деловые стратегии для каждой бизнес-единицы. В рамках развития деловой активности и определения деловой стратегии разрабатываются также стратегии конкуренции на целевых рынках применительно к конкретному бизнесу. Функциональные стратегии разрабатываются для каждой функциональной зоны предприятия. Они направлены на развитие и укрепление сильных сторон предприятия и уменьшения его слабостей по отношению к конкурентам. Функциональные стратегии ориентированы на формирование конкурентных преимуществ предприятия.
|
|
Разработка стратегии производиться в следующей последовательности:
1 разработка общей стратегии развития предприятия и принятие решения об интеграции и диверсификации предприятия.
2 выбор географического региона, в котором предполагается реализация деятельности предприятия в конкретном бизнесе.
3 определение деловой и одной из базовых стратегий конкуренции: лидерство по издержкам, дифференциация или рыночная ниша применительно к конкретному виду продукции и целевому рынку.
4 определение доли рынка, которую предполагается занять в конкретном бизнесе.
5 определение связи «продукт-рынок», которую следует положить в основу концепции маркетинга.
6 определение продукта ценовой политики и цены.
7 выбор стратегии занятия и удержания доли рынка при развитии предприятия: конкуренция или расширение рынка.
8 определение квалификации и практического опыта, необходимого для победы над конкурентами.
9 определение необходимости и возможности кооперации для достижения рыночной позиции и реализации выбранной стратегии.