Федеральный закон " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ", а также новая редакция Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" содержат весьма обстоятельное регулирование участия средств массовой информации в избирательных кампаниях.
По сравнению с ранее действовавшими законодательными актами, которые, в частности, устанавливали порядок проведения выборов Государственной Думы в 1995 г., в вышеуказанных федеральных законах содержится значительный объем новых обязанностей и ограничений для средств массовой информации. Этими нормами должны руководствоваться как руководители средств массовой информации, так и журналисты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков), являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ.
|
|
Действие Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. распространяется на период проведения выборов, однако во время избирательной кампании порядок деятельности средств массовой информации и имеет существенные особенности. Специальные ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан.
Нарушение СМИ порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юридических санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и журналистам. В настоящее время перечень административных правонарушений в сфере участия СМИ в избирательных кампаниях уточняется, при этом ставится вопрос и о применении серьезных штрафных санкций за соответствующие правонарушения и к самим средствам массовой информации.
В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на средства массовой информации возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что является важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов.
1.1. Общие обязанности средств массовой информации, действующие на всех выборах, проводимых в Российской Федерации устанавливаются в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года, который в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот Федеральный закон имеет более высокую юридическую силу.
|
|
1.2. Конкретизация обязанностей средств массовой информации применительно к выборам в Государственную Думу содержится в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 25 июня 1999 года.
1.3. Конкретные обязанности средств массовой информации при проведении выборов в субъектах Российской Федерации (выборов главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".