double arrow

ГИПОТЕЗА АЙСБЕРГА


Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надвод­ная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.

Развитие чтения - это развитие по­нимания. Это создание и поддержка ак­туального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологичес­ки обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к по­ниманию письменной.   Традиционная методика фокусирует­ся на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы.  
Чтение и письмо лишь продолжа­ют такие феномены, как слушание, го­ворение, понимание, общение, отноше­ние.   Чтение и письмо являются самосто­ятельными видами деятельности.  
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует ак­тивной речи самого ребенка.   Понимание речи — связано с речевы­ми умениями, работой левого полуша­рия (аналитико-синтетические процес­сы).  
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высо­кохудожественного, интересного ребенку).   Мотив - освоение техники чтения и письма.  
Оценивание только с позиции срав­нения с самим собой; параметры оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю оче­редь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.   Оценивание сравнением с други­ми прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям.  
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности реша­ется приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного пись­ма и лишь на последнем этапе - сред­ствами грамматики и анализа текста.   Проблема грамотности решается сред­ствами научного анализа текста.  

Сейчас читают про: