Речевой онтогенез представляется растущим айсбергом, надводная часть которого — активная речь, а подводная, превосходящая верхнюю в сотни раз, — понимание речи.
Развитие чтения - это развитие понимания. Это создание и поддержка актуального, понимаемого и интенсивного информационного потока с технологически обставленным процессом перехода от понимания учащимися устной речи к пониманию письменной.
| Традиционная методика фокусируется на верхушке айсберга: развитие речи — вопросы -> ответы, пересказы.
|
Чтение и письмо лишь продолжают такие феномены, как слушание, говорение, понимание, общение, отношение.
| Чтение и письмо являются самостоятельными видами деятельности.
|
Понимание речи ребенком — это трансформация речевого потока прежде всего в образы правого полушария: в онтогенезе понимание предшествует активной речи самого ребенка.
| Понимание речи — связано с речевыми умениями, работой левого полушария (аналитико-синтетические процессы).
|
Мотив деятельности чтения и письма — это интерес к содержанию текста (высокохудожественного, интересного ребенку).
| Мотив - освоение техники чтения и письма.
|
Оценивание только с позиции сравнения с самим собой; параметры
оценки - понимание, интерес, прирост объема чтения, лишь в последнюю очередь - прирост характеристик техники чтения, прежде всего - темпа чтения про себя.
| Оценивание сравнением с другими прежде всего по темпу чтения вслух и по речевым реакциям.
|
Овладение письмом - присвоение развитой письменной деятельности взрослого. Проблема грамотности решается приучением к высоким образцам, накоплением опыта правильного письма и лишь на последнем этапе - средствами грамматики и анализа текста.
| Проблема грамотности решается средствами научного анализа текста.
|